Опыты для детей с продуктами. Интересные химические эксперименты, которые можно проводить дома

Запомните самое ГЛАВНОЕ правило во время химических опытов — никогда не облизывать ложку… :). А теперь серьёзно…

1. Самодельный телефон
Возьмите 2 пластиковых стаканчика (или пустые и чистые консервные банки без крышки ). Сделайте из пластилина толстую лепешку размером немного больше дна и поставьте на нее стаканчик. Острым ножом сделайте в донышке отверстие. То же самое проделайте со вторым стаканчиком.

Протяните один конец нитки (ее длина должна быть около 5ти метров) сквозь отверстие в донышке и завяжите узелок.

Повторите опыт со вторым стаканчиком. Вуа-ля, телефон готов!

Чтобы он работал, нужно натянуть нить и не касаться других предметов (в том числе, пальцев). Приложив стаканчик к уху, кроха сможет услышать, что вы говорите на другом конце провода, даже если вы будете шептать или беседовать из разных комнат. Стаканчики выполняют в этом опыте роль микрофона и динамика, а нить служит телефонным проводом. Звук вашего голоса проходит по натянутой нитке в виде продольных звуковых волн.

2. Волшебное авокадо
Суть эксперимента: Воткните в мясистую часть авокадо 4 шпажки и поместите эту почти инопланетную конструкцию над прозрачной ёмкостью с водой - палочки будут служить плоду опорой, чтобы он держался наполовину над водой. Поставьте емкость в укромное местечко, каждый день подливайте воду и наблюдайте за тем, что будет происходить. Через некоторое время из нижней части плода прямо в воду начнут расти стебли.

3. Необычные цветы
Купите букетик гвоздик /роз белого цвета.

Суть эксперимента: Каждую гвоздику поместите в прозрачную вазочку, предварительно сделав на стебле срез. После этого добавьте в каждую вазочку пищевой краситель разного цвета - наберитесь терпения и совсем скоро белые цветы окрасятся в необычные оттенки.

Какой делаем вывод? Цветок как и любое растение, пьют воду, которая идет по стеблю по всему цветку по специальным трубочкам.

4. Цветные пузыри
Для этого опыта нам понадобится пластиковая бутылка, подсолнечное масло, вода, пищевые красители (краски для пасхальных яиц).

Суть эксперимента : Наполните бутылку водой и подсолнечным маслом в равном соотношении, при этом треть бутылки оставьте пустой. Добавьте немного пищевого красителя и плотно закройте крышку.

Вы будете с удивлением наблюдать, что жидкости не смешиваются - вода остается на дне и окрашивается, а масло поднимается наверх, потому что его структура менее тяжелая и плотная. А теперь попробуйте встряхнуть нашу волшебную бутылку - через несколько секунд все вернется на круги своя. А теперь завершающий трюк - убираем ее в морозильную камеру и перед нами еще один фокус: масло и вода поменялись местами!

5. Танцующая виноградинка
Для этого эксперимента нам понадобится стакан газированной воды и виноградинка.

Суть эксперимента: Бросьте ягоду в воду и наблюдайте, что произойдет дальше. Виноград немного тяжелее воды, поэтому сначала он опустится на дно. Но на нем сразу будут образовываться пузырьки газа. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетучится. Ягодка вновь опустится на дно и снова покроется пузырьками газа, опять всплывет. Так будет продолжаться несколько раз.

6 . Решето – непроливайка
Проведем простой опыт. Возьмем сито и смажем его маслом. Затем встряхнем, нальем в решето воду так, чтобы она текла по внутренней стороне сита. И, о чудо, решето заполнится!

Вывод: Почему вода не вытекает? Ее держит поверхностная плёнка, она образовалась из-за того, что ячейки, которые должны были пропустить воду не намокли. Если вы проведете по дну пальцем и разрушите пленку, вода начнет вытекать.

7. Соль для творчества
Нам понадобятся чашка с горячей водой, соль, плотная черная бумага и кисточка.

Суть эксперимента: Добавьте в чашку с горячей водой пару чайных ложек соли и перемешайте раствор кистью, пока вся соль не растворится. Продолжайте добавлять соль, постоянно перемешивая раствор до тех пор пока в нижней части чашки не образуются кристаллы. Нарисуйте картину, используя раствор соли в качестве краски. Оставьте шедевр на ночь в теплом и сухом месте. Когда бумага просохнет, проявится рисунок. Молекулы соли не испарились и образовали кристаллы, рисунок из которых мы и видим.

8. Магический шарик
Возьмите пластиковую бутылку и воздушный шарик.

Суть эксперимента: Наденьте его на горлышко и поместите бутылку в горячую воду - шарик надуется. Это произошло потому что теплый воздух, состоящий из молекул, расширился, возросло давление и шарик надулся.

9. Вулкан в домашних условиях
Нам понадобятся пищевая сода, уксус и ёмкость для опыта.

Суть эксперимента: Поместите в тазик столовую ложку соды и налейте немного уксуса. Пищевая сода (бикарбонат натрия) обладает свойством щелочи, а уксус — кислоты. Когда они оказываются вместе, то образуют натриевую соль уксусной кислоты. При этом выделятся углекислый газ и вода и получится настоящий вулкан — действо впечатлит любого малыша!

10. Крутящийся диск
Материалы понадобятся самые простые: клей, крышка от пластиковой бутылки с носиком, компакт-диск и воздушный шарик.

Суть эксперимента: Приклейте крышку от бутылки к компакт диску, так чтобы центр отверстия в крышке совпал с центром отверстия в компакт-диске. Пусть клей подсохнет, после этого приступайте к следующему этапу: надуйте шарик, перекрутите его «горлышко», чтоб воздух не вышел и натяните шарик на носик крышки. Поставьте диск на плоский стол и отпустите шарик. Конструкция будет «плавать» по столу. Невидимая воздушная подушка действует, как смазка и уменьшает трение между диском и столом.

11. Волшебство аленьких цветочков
Для эксперимента следует вырезать из бумаги цветок с длинными лепестками, затем с помощью карандаша закрутить лепесток к центру — сделать завитушки. Теперь опустите ваши цветы в емкость с водой (таз, суповую тарелку). Цветки оживают у вас на глазах и начинают распускаться.

Какой делаем вывод ? Бумага намокает и становится тяжелее.

12. Облако в банке.

Понадобится 3-х литровая банка, крышка, горячая вода, лёд.

Суть эксперимента: Налейте в трехлитровую банку горячую воду (уровень - 3-4 см), сверху прикройте банку крышкой/противнем, на него выложите кусочки льда.

Теплый воздух внутри банки начнет охлаждаться, конденсироваться и подниматься вверх в виде облака. Да, вот так образуются облака.

А почему идет дождь? Капли виде нагретого пара поднимаются вверх, там им становится холодно, они тянутся друг к дружке, становятся тяжелыми, большими и… снова возвращаются на родину.

13. Умеет ли фольга плясать?

Суть эксперимента: Разрежьте кусочек фольги на тонкие полоски. Затем возьмите расческу и причешитесь, после чего приблизьте расческу к полоскам - и они начнут двигаться.

Вывод: В воздухе летают частички- электрические заряды, которые друг без друга жить не могут, они притягиваются друг к другу, хотя и разные по характеру, как «+» и «-».

14. Куда исчез запах?

Понадобится: банка с крышкой, кукурузные палочки, парфюм.

Суть эксперимента: Возьмите банку, капните на дно немного духов, положите сверху кукурузные палочки и закройте плотной крышкой. Через 10 минут откройте банку и понюхайте. Куда исчез запах духов?

Вывод: Запах поглотили палочки. Как им это удалось? За счет пористой структуры.

15. Танцующая жидкость (нетривиальная субстанция)

Приготовьте простейший вариант этой жидкости — смесь кукурузного (или обычного) крахмала и воды в соотношении 2:1.


Суть эксперимента: Хорошо перемешайте и начинайте развлекаться: если вы медленно опустите в нее пальцы, она будет жидкой, стекающей с рук, а если со всей силы ударите по ней кулаком, то поверхность жидкости превратится в упругую массу.

Теперь эту массу можно вылить на противень, поставить противень на сабвуфер или колонку и громко включить динамичную музыку (или какой-нибудь вибрирующий шум).

От разнообразия звуковых волн масса будет вести себя по-разному — где-то уплотняясь, где-то нет, отчего и образуется живой танцующий эффект.

Добавьте несколько капель пищевого красителя и вы увидите, как своеобразно окрасятся танцующие «червячки».

16.










17. Дым без огня

Постелите на небольшое блюдце простую бумажную салфетку, сверху нее насыпьте небольшую горку марганцовки и капните туда же глицерин. Несколько секунд спустя, появится дым, и почти сразу вы увидите яркую синюю вспышку пламени. Это происходит при соединении перманганата калия и глицерина с выделением теплоты.

18. Может ли быть огонь без спичек?

Возьмите стакан и налейте туда немного перекиси водорода. Туда же добавьте несколько кристаллов перманганата калия. Теперь опустите туда спичку. С легким хлопком спичка вспыхнет ярким пламенем. Это происходит за счет активного выделения кислорода. Таким образом вы сможете объяснить ребенку на практике почему при пожаре нельзя открывать окна. Из-за кислорода огонь будет разгораться ещё больше.

19. Марганцовка в соединении с водой из лужи

Возьмите воду из стоячей лужи и добавьте туда же раствор марганцовки. Вместо обычного фиолетового окраса – вода будет с желтым оттенком, это происходит из-за погибших микроорганизмов в грязной воде. Кроме того, так ребёнок точнее уяснит почему надо мыть руки перед едой мыть.

20. Необычные змеи из глюконата кальция ИЛИ Фараонова змея

В аптеке купите глюконат кальция. Возьмите аккуратно таблетку пинцетом (внимание, ребёнку самостоятельно это делать ни в коем случае нельзя!), поднесите её к огню. Когда начнет происходить разложение глюконата кальция, то начнется выделение оксида кальция, углекислого газа, углерода и воды. А будет это выглядеть, как будто из маленького белого кусочка будет появляться черная змея.

21. Исчезновение пенопласта в ацетоне

Пенопласт относится к газонаполненным пластмассам и многие строители, кто соприкасался бы хоть раз с этим материалом знают, что рядом с пенопластом ацетон нельзя ставить. Налейте ацетон в большую миску и начните понемногу опускать в нее кусочки пенопласта. Вы видите, как забурлит жидкость и пенопласт будет исчезать как по волшебству!

22.

Полезные советы

Дети всегда стараются узнать что-то новое каждый день , и у них всегда много вопросов.

Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать , как работает та или иная вещь, тот или иной феномен.

В этих экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и научатся создавать разные поделки , с которыми далее смогут играть.


1. Опыты для детей: лимонный вулкан


Вам понадобится:

2 лимона (на 1 вулкан)

Пищевая сода

Пищевые красители или акварельные краски

Средство для мытья посуды

Деревянная палочка или ложечка (при желании)


1. Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.

2. С обратной стороны вырежьте кусок лимона, как показано на изображении.

* Можно отрезать пол лимона и сделать открытый вулкан.


3. Возьмите второй лимон, разрежьте его наполовину и выдавите из него сок в чашку. Это будет резервный лимонный сок.

4. Поставьте первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой "помните" лимон внутри, чтобы выдавить немного сока. Важно, чтобы сок был внутри лимона.

5. Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.


6. Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.

7. Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды. Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона - вулкан начнется пениться.


8. Чтобы реакция продолжалась дольше, можете добавлять постепенно еще соды, красители, мыло и резервный лимонный сок.

2. Домашние опыты для детей: электрические угри из жевательных червяков


Вам понадобится:

2 стакана

Небольшая емкость

4-6 жевательных червяков

3 столовые ложки пищевой соды

1/2 ложки уксуса

1 чашка воды

Ножницы, кухонный или канцелярский нож.

1. Ножницами или ножом разрежьте вдоль (именно вдоль - это будет непросто, но наберитесь терпения) каждого червяка на 4 (или более) частей.

* Чем меньше кусочек, тем лучше.

* Если ножницы не хотят нормально резать, попробуйте промыть их водой с мылом.


2. В стакане размешайте воду и пищевую соду.

3. Добавьте в раствор воды и соды кусочки червяков и размешайте.

4. Оставьте червячков в растворе на 10-15 минут.

5. С помощью вилки переместите кусочки червяков на небольшую тарелку.

6. Налейте пол ложки уксуса в пустой стакан и начните по очереди класть в него червячков.


* Эксперимент можно повторить, если промыть червячков обычной водой. Спустя несколько попыток ваши червячки начнут растворяться, и тогда придется нарезать новую партию.

3. Опыты и эксперименты: радуга на бумаге или как свет отражается на ровной поверхности


Вам понадобится:

Миска с водой

Прозрачный лак для ногтей

Маленькие кусочки черной бумаги.

1. Добавьте в миску с водой 1-2 капли прозрачного лака для ногтей. Посмотрите, как лак расходится по воде.

2. Быстро (спустя 10 секунд) окуните кусок черной бумаги в миску. Выньте его и дайте высохнуть на бумажном полотенце.

3. После того, как бумага высохла (это происходит быстро) начните поворачивать бумагу и посмотрите на радугу, которая отображается на ней.

* Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.



4. Опыты в домашних условиях: дождевое облако в банке


Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю - так появляется дождь.

Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.

Вам понадобится:

Пена для бритья

Пищевой краситель.

1. Наполните банку водой.

2. Сверху нанесите пену для бритья - это будет облако.

3. Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на "облако", пока не начнется "дождь" - капли красителя начнут падать на дно банки.

Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.

Вам понадобится:

Теплая вода

Подсолнечное масло

4 пищевых красителя

1. Наполните банку на 3/4 теплой водой.

2. Возьмите миску и размешайте в ней 3-4 ложки масла и несколько капель пищевых красителей. В данном примере было использовано по 1 капле каждого их 4-х красителей - красный, желтый, синий и зеленый.


3. Вилкой размешайте красители и масло.


4. Аккуратно налейте смесь в банку с теплой водой.


5. Посмотрите, что произойдет - пищевой краситель начнет медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.

* Пищевой краситель растворяется в воде, но не в масле, т.к. плотность масла меньше воды (поэтому оно и "плавает" на воде). Капля красителя тяжелее масла, поэтому она начнет погружаться, пока не дойдет до воды, где начнет рассеиваться и походить на небольшой фейерверк.

6. Интересные опыты: в олчок, в котором сливаются цвета

Вам понадобится:

- распечатка колеса (или можете вырезать свое колесо и нарисовать на нем все цвета радуги)

Резинка или толстая нить

Клей-карандаш

Ножницы

Шпажка или отвертка (чтобы сделать отверстия в бумажном колесе).


1. Выберите и распечатайте два шаблона, которые вы хотите использовать.


2. Возьмите кусок картона и с помощью клея-карандаша приклейте один шаблон к картону.

3. Вырежьте приклеенный круг из картона.

4. К обратной стороне картонного круга приклейте второй шаблон.

5. Шпажкой или отверткой сделайте два отверстия в круге.


6. Просуньте нить через отверстия и завяжите концы в узел.

Теперь можете крутить ваш волчок и смотреть, как сливаются цвета на кругах.



7. Опыты для детей в домашних условиях: медуза в банке


Вам понадобится:

Небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет

Прозрачная пластиковая бутылка

Пищевой краситель

Ножницы.


1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.

2. Отрежьте дно и ручки пакета.

3. Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы у вас получились два листа из полиэтилена. Вам понадобится один лист.

4. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области "шеи" медузы, но не слишком туго - вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.

5. Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе – от низа до головы. Вам нужно примерно 8-10 щупальцев.

6. Каждое щупальце разрежьте еще на 3-4 более мелкие детали.


7. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла "плавать" в бутылке.

8. Наполните бутылку водой и засуньте в нее вашу медузу.


9. Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.

* Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась.

* Пусть дети переворачивают бутылку, и смотрят, как в ней плавает медуза.

8. Химические опыты: магические кристаллы в стакане


Вам понадобится:

Стеклянный стакан или миска

Пластиковая миска

1 чашка соли Эпсома (сульфат магния) - используется в солях для ванн

1 чашка горячей воды

Пищевой краситель.

1. Насыпьте соль Эпсома в миску и добавьте горячей воды. Можете добавить в миску пару капель пищевого красителя.

2. В течение 1-2 минут размешивайте содержимое миски. Большая часть гранул соли должна раствориться.


3. Налейте раствор в стакан или бокал и поместите его в морозилку на 10-15 минут. Не волнуйтесь, раствор не настолько горяч, чтобы стакан треснул.

4. После морозилки переместите раствор в основную камеру холодильника, желательно на верхнюю полку и оставьте на ночь.


Рост кристаллов будет заметен лишь спустя несколько часов, но лучше переждать ночь.

Вот как выглядят кристаллы на следующий день. Помните, что кристаллы очень хрупки. Если дотронуться до них, они вероятнее всего сразу сломаются или рассыплются.


9. Опыты для детей (видео): мыльный куб

10. Химические опыты для детей (видео): как сделать лава лампу своими руками

Домашние опыты для детей 4 лет требуют фантазии и знания простых законов химии и физики. «Если эти науки в школе давались не очень хорошо, придется наверстывать упущенное время», подумают многие родители. Это не так, опыты могут быть очень простыми, не требующими особых познаний, умений и реактивов, но в то же время объясняющими фундаментальные законы природы.

Опыты для детей в домашних условиях помогут на практическом примере объяснить свойства веществ и законы их взаимодействия, пробудят интерес к самостоятельному исследованию окружающего мира. Интересные физические опыты научат детей быть наблюдательными, помогут логически мыслить, устанавливая закономерности между происходящими событиями и их следствием. Возможно, малыши не станут великими химиками, физиками или математиками, но навсегда сохранят в душе теплые воспоминания о родительском внимании.

Из этой статьи вы узнаете

Незнакомая бумага

Малышам нравится делать из бумаги аппликации, рисовать рисунки. Некоторые дети 4 лет осваивают искусство оригами вместе с родителями. Все знают, что бумага мягкая или плотная, белая или цветная. А на что способен обычный белый лист бумаги, если с ним поэкспериментировать?

Оживший бумажный цветок

Из листа бумаги вырезают звездочку. Загибают ее лучи внутрь в виде цветка. В чашку набирают воду и опускают звездочку на поверхность воды. Через некоторое время бумажный цветок, точно живой, начнет раскрываться. Вода намочит волокна целлюлозы, из которых состоит бумага, и расправит их.

Прочный мостик

Этот опыт с бумагой будет интересен для детей 3 лет. Спросите у малышей, как положить на середину тонкого листа бумаги между двумя стаканами яблоко, чтобы оно не упало. Как сделать бумажный мостик достаточно прочным, чтобы он выдерживал вес яблока? Сворачиваем лист бумаги гармошкой и кладем на опоры. Теперь он выдерживает вес яблока. Это объяснятся тем, что изменилась форма конструкции, которая и сделала бумагу достаточно прочной. На свойстве материалов становится прочнее в зависимости от формы, основаны проекты многих архитектурных творений, например, Эйфелева башня.

Ожившая змейка

Научные доказательства движения теплого воздуха вверх можно привести при помощи простого опыта. Из бумаги вырезают змейку, разрезая круг по спирали. Оживить бумажную змейку можно очень просто. В ее голове делают небольшую дырочку и подвешивают за нитку над источником тепла (батареей, обогревателем, горящей свечой). Змейка начнет быстро вращаться. Причина этого явления – восходящий вверх теплый поток воздуха, который раскручивает бумажную змейку. Точно так можно сделать бумажных птичек или бабочек, красивых и разноцветных, повесив их под потолком в квартире. Они будут вращаться от движения воздуха, как будто летая.

Кто сильнее

Этот занимательный эксперимент поможет установить какая фигура из бумаги более прочная. Для опыта понадобятся три листа офисной бумаги, клей и несколько тонких книг. Из одного листа бумаги склеивают колонну цилиндрической формы, из другого – треугольной формы, а из третьего – прямоугольной. Ставят «колонны» вертикально и испытывают их на прочность, аккуратно размещая сверху книги. В результате опыта окажется, что треугольная колонна самая слабая, а цилиндрическая самая сильная – она выдержит наибольший вес. Недаром колонны в храмах и зданиях делают именно цилиндрической формы, нагрузка на них распределяется равномерно по всей площади.

Удивительная соль

Обычная соль есть сегодня в каждом доме, без нее не обходится ни одно приготовление еды. Можно попробовать сделать красивые детские поделки из этого доступного продукта. Понадобится только соль, вода, проволока и немного терпения.

Соль имеет интересные свойства. Она может притягивать к себе воду, растворяясь в ней, увеличивая при этом плотность раствора. Но в перенасыщенном растворе соль опять превращается в кристаллы.

Для проведения эксперимента с солью из проволоки сгибают красивую симметричную снежинку или другую фигурку. В банке с теплой водой растворяют соль, пока она не перестанет растворяться. Опускают в банку согнутую проволоку, и ставят в тенек на несколько дней. Проволока обрастет в результате кристаллами соли, и станет похожа на красивую ледяную снежинку, которая не растает.

Вода и лед

Вода существует в трех агрегатных состояниях: пар, жидкость и лед. Цель этого опыта познакомить детей со свойствами воды и льда и сравнить их.

В 4 формочки для льда наливают воду, и помещают их в морозилку. Чтобы было интереснее можно подкрасить воду перед замораживанием разными красителями. В чашку наливают холодную воду, и бросают туда два кубика льда. По поверхности воды поплывут простые ледяные кораблики или айсберги. Этот опыт докажет, что лед легче воды.

Пока кораблики плавают, оставшиеся кубики льда посыпают солью. Смотрят, что будет происходить. Через короткое время, не успеет еще комнатный флот в чашке пойти ко дну (если вода довольно холодная), кубики, посыпанные солью, начнут рассыпаться. Это объясняется тем, что температура замерзания соленой воды ниже, чем обычной.

Огонь, который не сжигает

В давние времена, когда Египет был могущественной страной, Моисей убежал от гнева фараона и пас в пустыне стада. Однажды он увидел странный куст, который горел и не сгорал. То был особый огонь. А могут ли предметы, которые охвачены обычным пламенем, остаться целыми и невредимыми? Да, такое возможно, это можно доказать при помощи опыта.

Для эксперимента понадобится лист бумаги или денежная купюра. Столовая ложка спирта и две столовые ложки воды. Бумагу смачивают водой, чтобы вода в нее впиталась, сверху поливают спиртом и поджигают. Появляется огонь. Это горит спирт. Когда огонь погаснет бумага останется целой. Экспериментальный результат объясняется очень просто – температуры горения спирта, как правило, недостаточно для того, чтобы испарить влагу, которой пропитана бумага.

Природные индикаторы

Если малыш хочет почувствовать себя настоящим химиком, можно изготовить для него специальную бумагу, которая будет менять цвет в зависимости от кислотности среды.

Природный индикатор готовят из сока краснокочанной капусты, содержащей антоцианин. Это вещество изменяет цвет в зависимости от того с какой жидкостью контактирует. В кислом растворе бумага, пропитанная антоцианином, окрасится в желтый цвет, в нейтральном растворе станет зеленой, а в щелочном – синей.

Для приготовления природного индикатора возьмите фильтровальную бумагу, кочан красной капусты, марлю и ножницы. Капусту тонко нашинкуйте и выжмите сок через марлю, помяв руками. Пропитайте лист бумаги соком и просушите. Затем разрежьте сделанный индикатор на полоски. Ребенок может опускать бумажку в четыре разные жидкости: молоко, сок, чай или мыльный раствор, и смотреть, как будет изменяться цвет индикатора.

Электризация трением

В древности люди заметили особую способность янтаря притягивать легкие предметы, если его потереть шерстяной тканью. Знание об электричестве они еще не имели, поэтому объясняли это свойство, духом, живущим в камне. Именно от греческого названия янтаря – электрон и произошло слово электричество.

Такими удивительными свойствами обладает не только янтарь. Можно провести простой опыт, чтобы увидеть как стеклянная палочка или пластмассовая расческа притягивает к себе маленькие кусочки бумаги. Для этого стекло нужно потереть шелком, а пластмассу шерстью. Они начнут притягивать мелкие обрывки бумаги, которые будут к ним липнут. Через время эта способность предметов пропадет.

Можно обсудить с детьми, что это явление происходит благодаря электризации трением. При быстром трении ткани о предмет могут появиться искры. Молния в небе и гром – это тоже следствие трения воздушных потоков и возникновения разрядов электричества в атмосфере.

Растворы разной плотности – занятные подробности

Получить разноцветную радугу в стакане из жидкостей разных цветов можно, приготовив желе, и заливая его слой за слоем. Но есть способ более простой, хотя не такой вкусный.

Для проведения опыта понадобится сахар, постное масло обычная вода и красители. Из сахара, готовят концентрированный сладкий сироп, а чистую воду окрашивают красителем. В стакан наливают сахарный сироп, потом аккуратно по стенке стакана, чтобы жидкости не смешались, наливают чистую воду, в конце добавляют постное масло. Сахарный сироп должен быть холодным, а подкрашенная вода теплой. Все жидкости останутся в стакане подобно маленькой радуге, не смешиваясь между собой. На дне будет самый плотный сахарный сироп, вверху водичка, а масло, как самое легкое окажется поверх воды.

Цветной взрыв

Еще один интересный эксперимент можно провести, используя различную плотность растительного масла и воды, устроив в банке цветной взрыв. Для опыта понадобится банка с водой, несколько ложек растительного масла, пищевые красители. В небольшой емкости смешивают несколько сухих пищевых красителей с двумя ложками растительного масла. Сухие крупинки красителей не растворяются в масле. Теперь масло выливают в банку с водой. Тяжелые крупинки красителей будут оседать на дно, постепенно освобождаясь из масла, которое останется на поверхности воды, образуя цветные завихрения, как от взрыва.

Домашний вулкан

Полезные географические знания могут быть не такими скучными для четырехлетнего малыша, если вы устроите наглядную демонстрацию извержения вулкана на острове. Для проведения опыта понадобится пищевая сода, уксус, 50 мл воды и столько же моющего средства.

Небольшой пластиковый стаканчик или бутылку устанавливают в жерло вулкана, вылепленное из цветного пластилина. Но прежде в стаканчик насыпают пищевую соду, наливают воду, подкрашенную в красный цвет и моющее средство. Когда импровизированный вулкан готов, в его жерло наливают немного уксуса. Начинается бурный процесс пенообразования, из-за того, что сода и уксус вступают в реакцию. Из жерла вулкана начинает выливаться «лава», образованная красной пеной.

Опыты и эксперименты для детей 4 лет, как вы убедились, не нуждаются в сложных реактивах. Но они не менее увлекательны, особенно с интересным рассказом о причине происходящего.

Занимательные химические опыты подготовят детей к изучению химии в школе. Большая часть экспериментов, проводимых в домашних условиях, не опасны, познавательны, эффектны. Некоторые опыты снабжены письменным описанием, которое поможет объяснить ребёнку суть происходящих процессов и пробудить интерес к химической науке.

При проведении химических экспериментов дома необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

Простые эксперименты для самых маленьких

Химические опыты для маленьких детей, проводимые в домашней обстановке, не требуют никаких особых веществ.

Цветные пузыри

Для одного такого эксперимента понадобится:

  • фруктовый сок;
  • подсолнечное масло;
  • 2 шипучие таблетки;
  • декоративная прозрачная ёмкость.

Этапы опыта:


Создать пузыри с более прочной оболочкой можно самостоятельно, смешав для этого воду и средство для мытья посуды в сочетании 2:1 + немного сахарного песка. Если вместо сахара добавить глицерин, пузыри будут достигать очень больших размеров. Добавление к мыльному раствору пищевого красителя позволит получить цветные светящиеся пузыри.

Ночник

В домашних условиях с помощью простых веществ можно сделать ночник. Для этого потребуется:

  • помидор;
  • шприц;
  • серные головки от спичек;
  • перекись водорода;
  • отбеливатель.

Последовательность действий:

  1. В миску помещают серу, заливают отбеливателем, настаивают некоторое время.
  2. Набирают смесь в шприц, обкалывают помидор со всех сторон.
  3. Для начала химической реакции необходимо ввести перекись водорода. Это делают также шприцем в том месте, где находился черешок.
  4. Находясь в тёмной комнате, помидор будет излучать мягкий свет.

Осторожно! Есть такой помидор уже нельзя.

Шипящие шары

Самостоятельно можно изготовить шипящие шары для детского купания.

В процессе работы руки должны быть защищены перчатками.

Последовательность действий:


Плавающие червячки

Для следующего эксперимента понадобятся:

  • 3 желейных конфеты-червячка без сахарной обсыпки;
  • сода;
  • уксусная кислота;
  • вода;
  • стеклянные стаканы.

Этапы работы:

  1. Первый стакан наполовину заполняют уксусной кислотой.
  2. Во второй стакан налить тёплой воды и развести 60 г соды.
  3. Положить в раствор конфеты, оставить на 15 мин.
  4. Достать конфеты из раствора соды и поместить их в стакан с эссенцией.
  5. Поверхность конфет сразу покроется пузырьками, они будут непрерывно подниматься к поверхности и опускаться на дно стакана. Это происходит потому, что сода сначала заполняет поры конфеты, затем, вступая в реакцию с уксусом, выделяет углекислый газ, который поднимает конфету наверх.
  6. При соприкосновении с воздухом пузыри лопаются, конфета опускается на дно и опять покрывается пузырьками и поднимается.

Эксперименты для детей более старшего возраста

Химические опыты для детей в домашних условиях могут быть более сложными и интересными.

Вулкан

Так, любой школьник сможет смоделировать извержение вулкана дома:


Цветная пена

Для опыта по созданию цветной пены будут нужны:


Последовательность действий:

  1. Стаканы ставят на поднос, наполовину заполняют содой, добавляют красители.
  2. Уксус смешать с моющим средством, разлить по стаканам.
  3. Из каждого стакана будет выходить цветная пена. Наливать уксусную смесь в стаканы можно несколько раз, пока не выйдет вся сода.

Яйцо из малахита

Эксперимент по окрашиванию куриного яйца в цвет малахита длительный, но интересный:

  1. Для этого из яйца удаляют содержимое: делают 2 отверстия и выдувают.
  2. Для веса в пустое яйцо помещают немного пластилина.
  3. В 0,5 л воды растворяют ложку медного купороса (его можно приобрести в хозяйственном магазине).
  4. Опускают яйцо в раствор, скорлупа должна быть полностью погружена в раствор.
  5. Через несколько дней появятся пузырьки газа.
  6. Спустя неделю, скорлупа приобретёт лёгкий сине-зелёный окрас.
  7. Спустя месяц цвет скорлупы станет насыщенным малахитовым.

Фейерверк

Изготовление фейерверка своими руками:

  1. Магниевую стружку очень сильно измельчают.
  2. Серные головки спичек отделяют от дерева. Потребуется 2-3 коробка спичек. Измельчённый магний смешивают с порошком серы.
  3. Взять металлическую трубку и залепить плотно одно из отверстий гипсом.
  4. Засыпать в трубку смесь магния и серы. Смесь не должна занимать больше половины трубки.
  5. Трубку несколько раз обматывают фольгой. В свободное отверстие вставляют фитиль.
  6. Взрывать такие фейерверки можно только в безлюдных местах.

Окрашивание воды в синий цвет

Для окрашивания бесцветной жидкости в синий цвет нужны:

  • спиртовой раствор йода;
  • перекись водорода;
  • таблетка витамина C;
  • крахмал;
  • стаканы из стекла.

Выполнение опыта пошагово:

  1. Таблетка витамина C растирается в порошок, растворяется в 55 мл тёплой воды.
  2. Наливают в стакан 5 мл полученного раствора, добавляют 5 мл йода и 55 мл нагретой воды. Йод должен обесцветиться.
  3. Отдельно смешивают 18 мл перекиси водорода, 5 г крахмала, 55 мл воды.
  4. Йодный раствор переливают в раствор крахмала туда-сюда несколько раз.
  5. Бесцветная жидкость станет тёмно-синей. Йод теряет цвет при реакции с витамином C. Крахмал при смешивании с йодом становится синим.

Простые опыты на свойства металлов

Химические опыты для детей в домашних условиях можно проводить с металлами.

Для простых опытов будут нужны:

  • огонь;
  • кусочки различных металлов;
  • фольга;
  • медный купорос;
  • нашатырь;
  • кислота.

Для опыта с медной проволокой небольшой кусок металла закручивают в спираль и сильно накаляют на огне. Затем сразу же опускают в ёмкость с нашатырным спиртом. Реакция произойдёт моментально: металл начнёт шипеть, а чёрный налёт, образовавшийся при воздействии огня, сойдёт. Медная проволока снова заблестит. Опыт лучше проделать несколько раз, тогда цвет нашатыря станет синим.



Для следующего опыта потребуется твёрдый йод, измельчённый алюминий, тёплая вода. Йод смешивается с алюминием в равных долях. В смесь добавляется вода. Порошок начинает гореть, выделяя при этом фиолетовый дым.

В другом эксперименте будут участвовать:

  • канцелярская скрепка с хромовым напылением;
  • оцинкованный гвоздь из стали;
  • шуруп из чистой стали;
  • уксусная кислота;
  • 3 пробирки.

Этапы опыта:

  1. Металлические предметы помещают в пробирки, заливают кислотой, оставляют для наблюдений. В 1-ые дни наблюдается выделение водорода.
  2. На 4-ый день кислота в пробирках с металлическими предметами с покрытием начинает краснеть. В пробирке со стальным шурупом кислота приобретает оранжевый цвет, появляется осадок.
  3. Спустя 2 недели в пробирке со скрепкой кислота окрашивается в красный цвет, но только в верхних слоях. Там где находится скрепка, кислота бесцветная. После извлечения скрепки видно, что её внешний вид не изменён.
  4. Кислота в пробирке с гвоздём окрашена с плавным переходом красного цвета в бледно-жёлтый. Гвоздь не изменился.
  5. В 3-ей пробирке наблюдается также слоевое окрашивание жидкости и осадок. Шуруп почернел, верхние микрослои металла разрушились.

Вывод: незащищённое железо подвержено коррозии.

Для следующего опыта нужно приготовить синий раствор медного купороса (растворить в воде несколько кристаллов, размешать). Положить в пробирку не ржавые гвозди, залить раствором. Через некоторое время раствор станет зелёным, а гвозди приобрели цвет меди. Это произошло потому, что железо вытеснило из жидкости медь, вытесненная медь осела на металлические предметы.

Для проведения эксперимента «Водородная перчатка» будут нужны:


Последовательность действий:

  1. Солевой раствор и раствор медного купороса одновременно наливаются в колбу. При смешивании получается жидкость цвета морской волны.
  2. Из фольги сделать ком и поместить в отверстие колбы. Сразу же бурно начинает выделяться водород.
  3. Надеть на горлышко резиновую перчатку, моментально её заполняет газ.
  4. При соприкосновении с огнём перчатка разрывается, газ воспламеняется. Жидкость в сосуде постепенно приобретает грязно-серый оттенок.

Самые эффектные химические опыты для детей

Химические опыты для детей в домашних условиях отличаются большим разнообразием, а некоторые очень эффектны.

Цветная пена

Чтобы изготовить большое количество цветной пены нужно:


Обесцвеченная зеленка

Для опыта по обесцвечиванию зелёнки будут нужны:

  • раствор бриллиантовый зелёный;
  • стаканы;
  • отбеливатель;
  • нашатырь;
  • уксус;
  • перекись водорода;
  • таблетки активированного угля.

Последовательность действий:

  1. В 6 стаканов наливается вода, в каждый добавляется по капле зелёнки.
  2. 1-й стакан отставляют для сравнения, во 2 добавляют отбеливатель, в 3 - нашатырь, в 4 - перекись.
  3. Нашатырь моментально обесцвечивает жидкость.
  4. В стакане с отбеливателем появились мелкие пузыри, раствор стал бесцветным.
  5. Перекись водорода обесцветит жидкость постепенно, примерно в течение 15 мин.
  6. Добавленный в раствор уксус сделает жидкость ярче.
  7. Спустя 30 мин. жидкость светлеет.
  8. Активированный уголь осветляет раствор.

Фараонова змея

Проведение эксперимента под названием «Фараонова змея» потребует:


Этапы опыта:

  1. Песок пропитывается спиртом, формируется конусом.
  2. На вершине делается углубление.
  3. Соду перемешивают с сахаром, засыпают в углубление.
  4. Поджигают пропитанный песок.
  5. Смесь при этом превратится в чёрные шарики, сода и сахар начнут разлагаться.
  6. После горения спирта появится змея, состоящая из продуктов горения сахара.

Фараонова змея из сахара и соды:

Огонь без искры

Для получения огня без искры необходима марганцовка, глицерин и бумага.

Последовательность действий:

  1. Поместить в центр листа бумаги примерно 1,5 г порошка марганцовки, накрыть свободным краем листа.
  2. Нанести на бумагу 3 капли глицерина в то место, где находится порошок.
  3. Через 30 сек марганцовка начнёт шипеть, дымиться и даст чёрную пену. Экзотермическая реакция разогреет бумагу, и она загорится.

Фейерверк

Чтобы сделать дома маленький фейерверк, необходимо подобрать небольшую огнеупорную посуду с длинной ручкой.


Последовательность действий:

  1. На бумажный лист нужно насыпать растолчённую таблетку активированного угля, столько же марганцовки и такое же количество железных опилок.
  2. Сложить лист бумаги пополам, чтобы соединить порошки (порошки нельзя перемешивать ложками или лопатками: они могут воспламениться).
  3. Осторожно высыпать в огнеупорную посуду, подогревать над включенной конфоркой. Через несколько сек. разогретая смесь начнёт выбрасывать искры.

Химические наборы для детей

Химические опыты для детей в домашних условиях помогут провести специальные наборы веществ и инструментов.

Набор для проведения опытов «Вулкан»

Предназначен для детей от 14 лет, позволяет самостоятельно воспроизвести извержение маленького вулкана.

Комплектация:


Для проведения опыта сначала нужно сделать сам вулкан, в качестве материала подойдёт песок или гипс. Когда гора застыла, в углубление насыпают специальный порошок, поджигают. Вещество начинает эффектно гореть, выбрасывать искры, появляется пепел.

К достоинствам такого эксперимента можно отнести наглядное представление легковоспламеняющихся веществ. Недостатки: наличие вредных веществ, использовать можно только 1 раз.

Цена: 440 руб.

Набор «Chemistry»

Набор предусматривает выращивание кристаллов в домашних условиях.


В набор входят:

  • кристалл из аммония;
  • краситель;
  • полипропиленовый контейнер;
  • перчатки;
  • цветное стеклянное основание;
  • инструмент для перемешивания;
  • инструкция.

Этапы работы:

  • В контейнер высыпают кристаллический порошок, смешивают со 150 мл кипятка.
  • Мешают до абсолютного растворения.
  • Опускают в жидкость основу кристалла.
  • Накрывают крышкой на 60 мин.
  • В остывшую воду засыпают вещество для образования кристалла, закрывают крышку.
  • Спустя сутки снимают крышку.
  • Выжидают, пока вершина кристалла покажется над водой.
  • Воду сливают, кристалл вынимают и высушивают.

Опыт очень интересен детям, практически безопасен, но для его проведения потребуется не менее 4-х дней.

Стоимость набора: 350 руб.

Набор для химических экспериментов «Светофор»

Набор включает:

  • гидроксид натрия;
  • глюкозу;
  • индигокармин;
  • 2 мерных стакана;
  • перчатки.

Последовательность опыта:

  1. В 1-ом стакане растворяют глюкозу (4 таблетки), используя для этого небольшое количество кипятка. Добавляют 10 мг раствора гидроксида натрия.
  2. Во 2-ом стакане растворяют немного индигокармина.
  3. В полученную синюю жидкость вливают раствор глюкозы со щёлочью.
  4. При смешивании растворов жидкость станет зелёной (кислород, содержащийся в воздухе, окисляет индигокармин).
  5. Постепенно раствор станет красным, затем жёлтым. Если сосуд с жёлтым раствором встряхнуть, жидкость снова станет зелёной, следом красной и жёлтой.

Эксперимент зрелищный, интересный и безопасный. К недостаткам можно отнести недостаточно подробную инструкцию.

Цена набора: 350 руб.

Достоинства и недостатки домашних экспериментов

Название опыта Достоинства Недостатки
Фараонова змея Доступность материалов, зрелищность Не безопасен
Выращивание кристаллов Полная безопасность, наглядность Эксперимент довольно продолжителен
Вулкан Наглядно демонстрирует взаимодействие веществ Длительные приготовления к опыту
Эксперимент по взаимодействию металлов с различными жидкостями Эффектность, безопасность Требует немало времени для проведения
Домашний фейерверк Зрелищность и доступность используемых веществ Не безопасен

Большинство химических домашних опытов при правильном проведении не наносят вред здоровью ребёнка, но проводить их лучше под надзором взрослых. Все необходимые вещества найдутся на любой кухне.

Эксперименты раскроют детям секреты взаимодействия веществ и вызовут интерес к познанию мира.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: химические опыты для детей

Домашняя чудо-лаборатория: химические опыты для детей:

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Отличный инструмент для этого – опыты. Они будут интересны как дошкольникам, так и ребятам младшего школьного возраста.

Правила безопасности при проведении домашних опытов

1. Застилать рабочую поверхность бумагой или полиэтиленом.

2. В ходе опыта не наклоняться близко во избежание повреждения глаз и кожи.

3. При необходимости использовать перчатки.

Опыт №1. Танцы изюма и кукурузы

Понадобится: Изюм, зерна кукурузы, газировка, пластиковая бутылка.

Ход опыта: В бутылку наливается газировка. Сначала опускается изюм, затем зерна кукурузы.

Результат: Изюм двигается вверх и вниз вместе с пузырьками газированной воды. Но достигнув поверхности, пузырьки лопаются и зерна падают на дно.

Поговорим? Можно побеседовать о том, что такое пузырьки и почему они идет вверх. Обратить внимание, что пузырьки маленькие по размеру, а могут увлечь за собой изюм и кукурузу, которая в несколько раз больше.

Опыт №2. Мягкое стекло

Понадобится: стеклянный стержень, газовая горелка

Ход опыта: стержень нагревается посередине. Затем разрывается на две половинки. Половинка стержня нагревается горелкой в двух местах, аккуратно сгибается в форме треугольника. Вторая половинка тоже нагревается, сгибается одна треть, затем на нее одевается уже готовый треугольник и половинка сгибается уже полностью.

Результат: стеклянный стержень превратился в два треугольника, сцепленные друг с другом.

Поговорим? В результате теплового воздействия твердое стекло становится пластичным, вязким. И из него можно изготавливать разные фигуры. Что заставляет стекло становится мягким? Почему после остывания стекло больше не гнется?

Опыт №3. Вода поднимается по салфетке

Понадобится: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры

Ход опыта: стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем от него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Этот кусочек необходимо развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Затем отступить от нижнего края примерно 5-7 см и начать ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек.

Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде.

Результат: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками.

Поговорим? Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх.

Понравился опыт? Тогда вам понравится и наш спецматериал для детей разных возрастов.

Опыт №4. Радуга из воды

Понадобится: емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу.

Результат: на бумаге будет видна радуга.

Поговорим? Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?

Опыт №5. Сладкий и цветной

Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка.

Ход опыта: в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно.

Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя.

Поговорим? Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.

Опыт №6. Фигурки из желатина

Понадобится: стакан, промокашка, 10 граммов желатина, вода, формочки животных, полиэтиленовый пакет.

Ход опыта: в 1/4 стакана воды высыпать желатин и дать набухнуть. Нагреть его на водяной бане и растворить (примерно 50 градусов). Вылить получившийся раствор на пакет ровным тонким слоем и высушить. Затем вырезать фигурки животных. Положить на промокашку или салфетку и подышать на фигурки.

Результат: Фигурки начнут изгибаться.

Поговорим? Дыхание увлажняет желатин с одной стороны, и из-за этого он начинает увеличиваться в объеме и гнуться. Как вариант: взять 4-5 граммов желатина, дать набухнуть и затем растворить, затем вылить на стекло и убрать в морозильную камеру или вынести на балкон зимой. Через несколько дней достаньте стекло, снимите оттаявший желатин. На нем будет четкий рисунок кристаллов льда.

Опыт №7. Яйцо с прической

Понадобится: скорлупа от яйца с конусной частью, вата, фломастеры, вода, семена люцерны, пуста катушка от туалетной бумаги.

Ход опыта: скорлупа устанавливается в катушку таким образом, чтобы конусная часть располагалась вниз. Внутрь кладется вата, на которую насыпаются семена люцерны и обильно поливаются водой. Можно нарисовать на скорлупе глаза, нос и рот и поставить на солнечную сторону.

Результат: через 3 дня у человечка появятся «волоски».

Поговорим? Для всхода травы не обязательна почва. Иногда достаточно даже воды, чтобы появились ростки.

Опыт №8. Рисует солнце

Понадобится: плоские мелкие предметы (можно вырезать фигурки из поролона), лист черной бумаги.

Ход опыта: на месте, где ярко светит солнце, положить черную бумагу. Трафареты, фигурки, детские формочки разложите на листах неплотно.

Результат: Когда солнце будет садиться, можно снять предметы и увидеть отпечатки солнышка.

Поговорим? Под воздействием солнечных лучей черный цвет блекнет. Почему на местах фигурок осталась бумага темной?

Опыт №10. Цвет в молоке

Понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта: в молоко насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги.

Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.

Поговорим? Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

Опыт №10. Волны в бутылке

Понадобится: подсолнечное масло, вода, бутылка, пищевой краситель.

Ход опыта: в бутылку наливается вода (чуть больше половины) и смешивается с красителем. Затем добавляется ¼ стакана растительного масла. Бутылка тщательно закручивается и кладется на бок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начинаем раскачивать бутылку вперед и назад, образуя тем самым волны.

Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море.

Поговорим? Плотность масла меньше, чем плотность воды. Поэтому оно находится на поверхности. Волны – это верхний слой воды, движущийся из-за направления ветра. Нижние слои воды остаются неподвижными.

Опыт №11. Цветные капли

Понадобится: емкость с водой, емкости для смешивания, клей БФ, зубочистки, акриловые краски.

Ход опыта: клей БФ выдавливается в емкости. В каждую емкость добавляется определенный краситель. А затем поочередно помещаются в воду.

Результат: Цветные капли притягиваются друг к другу, образуя многоцветные островки.

Поговорим? Жидкости, имеющие одинаковую плотность, притягиваются, а с разной плотностью отталкиваются.

Опыт №12. Рисуем магнитом

Понадобится: магниты разных форм, железные опилки, лист бумаги, стаканчик бумажный.

Ход опыта: опилки поместить в стаканчик. Магниты положить на стол и накрыть каждый листом бумаги. На бумагу насыпается тонкий слой опилок.

Результат: вокруг магнитов образуются линии и узоры.

Поговорим? У каждого магнита существует магнитное поле. Это пространство, в котором металлические предметы двигаются так, как диктует притяжение магнита. Возле круглого магнита образуется круг, так как его поле притяжения везде одинаково. А почему у прямоугольного магнита другой рисунок из опилок?

Опыт №13. Лава-лампа

Понадобится: Два фужера, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока.

Ход опыта: стаканы заполняются соком примерно на 2/3. Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина.

Результат: содержимое стаканов начнет шипеть, бурлить, поднимется пена.

Поговорим? Какую реакцию вызывает аспирин? Почему? Смешиваются ли слои сока и масла? Почему?

Опыт №14. Коробка катается

Понадобится: коробка из-под обуви, линейка, 10 круглых фломастеров, ножницы, линейка, воздушный шар.

Ход опыта: в меньше стороне коробки вырезается квадратное отверстие. Шар кладется в коробку так, чтобы его отверстие можно было немного вытащить из квадрата. Нужно надуть шар и зажать отверстие пальцами. Затем положить под коробку все фломастеры и отпустить шар.

Результат: Пока шар будет сдуваться, коробка будет ехать. Когда весь воздух выйдет, коробка проедет еще немного и остановится.

Поговорим? Предметы изменяют состояние покоя или, как в нашем случае, равномерного движения по прямой линии, если на них начинает действовать сила. А стремление к сохранению прежнего состояния, до воздействия силы – это инерция. Какую роль выполняет шарик? Какая сила мешает коробке двигаться дальше? (сила трения)

Опыт №15. Кривое зеркало

Понадобится: зеркало, карандаш, четыре книги, бумага.

Ход опыта: книги складываются в стопку, и к ним прислоняется зеркало. Под его край кладется бумага. Левая рука кладется перед листом бумаги. Подбородок кладется на руку, чтобы можно было смотреть только в зеркало, но не на лист. Глядя в зеркало, напишите на бумаге свое имя. А теперь посмотрите на бумагу.

Результат: почти все буквы перевернуты, кроме симметричных.

Поговорим? Зеркало изменяет изображение. Поэтому говорят «в зеркальном отражении». Так можно придумать свой, необычный шифр.

Опыт №16. Живое зеркало

Понадобится: прямой прозрачный стакан, небольшое зеркало, скотч

Ход опыта: стакан крепится к зеркалу скотчем. В него наливается вода до краев. Нужно приблизить лицо к стакану.

Результат: изображение уменьшается. Наклонив голову вправо, в зеркале можно увидеть, как она наклоняется влево.

Поговорим? Вода преломляет изображение, а зеркало немного искажает.

Опыт №17. Отпечаток пламени

Понадобится: жестяная банка, свеча, лист бумаги.

Ход опыта: банку необходимо плотно обмотать куском бумаги и держать в пламени свечи несколько секунд.

Результат: убрав лист бумаги, можно увидеть на нем отпечаток в виде пламени свечи.

Поговорим? Бумага плотно прижата к банке и не имеет доступа кислорода, значит, не горит.

Опыт №18. Серебристое яйцо

Понадобится: проволока, емкость с водой, спички, свеча, вареное яйцо.

Ход опыта: из проволоки создается подставка. Вареное яйцо очищается, насаживается на проволоку, под него ставится свеча. Яйцо равномерно переворачивается до тех пор, пока не закоптится. Затем оно снимается с проволоки и опускается в воду.

Результат: Через некоторое время верхний слой очищается, и яйцо становится серебристым.

Поговорим? Что изменило цвет яйца? Какое оно стало? Давай разрежем его и посмотрим, какое оно внутри.

Опыт №19. Спасительная ложка

Понадобится: Чайная ложка, стеклянная кружка с ручкой, бечевка.

Ход опыта: один конец бечевки привязывается к ложке, второй конец – к ручке кружки. Бечевка перекидывается через указательный палец так, чтобы с одной стороны была ложка, с другой кружка, и отпускается.

Результат: Стакан не упадет, ложка, поднявшись наверх, останется возле пальца.

Поговорим? Инерция чайной ложки спасает кружку от падения.

Опыт №20. Крашеные цветы

Понадобится: цветы с белыми лепестками, емкости для воды, ножик, вода, пищевые красители.

Ход опыта: емкости нужно наполнить водой и в каждую добавить определенный краситель. Один цветок нужно отложить в сторону, а остальным подрезать стебли острым ножом. Сделать это нужно в теплой воде, наискосок под углом 45 градусов, на 2 см. При перемещении цветов в емкости с красителями, нужно зажать срез пальцем, чтобы не образовались воздушные пробки. Поставив цветы в емкости с красителями, нужно взять отложенный цветов. Разрежьте его стебель вдоль на две части до центра. Одну часть стебля поместите в емкость красного цвета, а вторую – в емкость синего или зеленого.

Результат: вода поднимется по стеблям и окрасит лепестки в разные цвета. Произойдет это примерно через сутки.

Поговорим? Обследуйте каждую часть цветка, чтобы увидеть, как поднималась вода. Закрашены ли стебель и листья? Как долго сохранится цвет?

Желаем увлекательного времяпрепровождения и новых познаний во время проведения опытов для детей!

Опыты собрала Тамара Герасимович