Опыт с лимоном и чаем. Исследовательская работа "опыты с лимоном". Опыты для детей: лимонный вулкан

Оказывается лимон, к которому мы привыкли с детства является кладезью химических веществ, среди которых нас интересуют лимонен и лимонная кислота. С их помощью мы и проведем опыты с лимоном.

Как с помощью лимона надуть воздушный шарик

Для того чтобы надуть воздушный шарик с помощью лимона нам понадобится следующее:

  • уксус — 3 столовых ложки,
  • сода — 1 чайная ложка,
  • лимонный сок,
  • воронка,
  • стеклянная бутылка,
  • стеклянный стакан,
  • изолента,
  • воздушный шарик.

Растворяем в стакане воды соду и переливаем в бутылку. Смешиваем лимонный сок и уксус и добавляем в бутылку. Затем быстро натягиваем на горлышко воздушный шарик и обматываем изолентой для плотности.

Реакция лимонного сока, уксуса и соды происходит с образованием достаточного объема углекислого газа достаточного для того чтобы надуть шарик.

Кстати, можно не только надуть, но и лопнуть воздушный шарик с помощью лимона.

Как с помощью лимона запустить ракету

Основными действующими веществами в этом химическом опыте являются лимонная кислота и сода. Также нам понадобятся:

  • стеклянная бутылка,
  • винная пробка,
  • цветная и туалетная бумага.

Для начала соорудим ракету. Для этого к винной пробке по бокам приклеиваем «стабилизаторы» из цветной бумаги. Растворяем 3 столовых ложки лимонной кислоты в стакане воды и переливаем в бутылку. 1 чайную ложку соды аккуратно заворачиваем в туалетную бумагу чтобы не рассыпалась. Осторожно, но в тоже время быстро закидываем этот сверток в бутылку, мгновенно и не слишком плотно закупориваем пробкой. Через некоторое время ракета с хлопком вылетит из бутылки!

Принцип опыта тот же что и у предыдущего. Ракету выталкивает углекислый газ, выделившийся в результате реакции лимонной кислоты и соды.

Вулкан из лимона

Для создания вулкана из лимона нам понадобятся:

  • лимон,
  • сода,
  • пластиковый поддон или широкая плоская тарелка.

Разрежем лимон пополам. Из одной половинки выжмем сок, больше эта часть уже не понадобятся. У второй половинки срежем верхушку и вырежем сердцевину наподобие жерла вулкана. Ложкой осторожно размягчите «жерло» вулкана. Теперь добавьте туда соду. Лимон начнет пузыриться как вулкан! Чтобы реакция продолжалась, добавляйте в сердцевину предварительно выжатый сок и соду. Если вам кажется, что вулкан слабоват, сделайте раствор жидкого мыла в воде и добавьте туда же. Красивого эффекта можно добиться добавляя в вулкан водные растворы разных пищевых красителей. Этот эксперимент воистину дает широчайший полет фантазии!


Невидимые чернила из лимона

До этого мы проводили похожие опыты с лимоном, сейчас же мы сделаем настоящие невидимые чернила ! Для этого возьмем половину лимона, ватную палочку и чашку с водой. Смешаем в чашке лимонный сок и воду в пропорции 1:1. Обмакнем ватную палочку в полученный раствор и напишем на бумаге какое-то секретное послание. После того как жидкость высохнет, следов надписи будет совсем не видно. Теперь чтобы прочитать невидимый текст достаточно будет немного нагреть бумагу, например, подержав над лампой накаливания. На бумаге отчетливо проявятся написанные слова!

Батарейка из лимона

Лимон способен вырабатывать химический ток ! Сейчас мы проведем еще один очень познавательный эксперимент. Для него нам понадобятся:

  • лимон,
  • стальной гвоздик или скрепка,
  • медная монетка или кусок медной проволоки,
  • два проводка,
  • светодиод.

Предварительно зачистив контакты, вставляем их в лимон на расстоянии не менее трёх сантиметров друг от друга. Медный контакт будет плюсом, стальной — минусом. Чем длиннее будут контакты, тем выше будет вырабатываемое напряжение. Теперь соединяем проводками контакты в лимоне с ножками светодиода. Тут важно соблюдать полярность, т.к. светодиод проводит ток только в одну сторону. Обычно ножки делают разной длины: короткая минус, длинная плюс. Т.е. провод от стального контакта соединяем с короткой ножкой, от медного — с длинной. Если вдруг светодиод не загорелся, поменяйте проводки местами.

Лимон — пятновыводитель

Свойство лимона обесцвечивать различные вещества можно изучить на следующих очень простых примерах. Капните йод на ватный диск. Затем выжмите несколько капель лимонного сока на йодное пятно. Пятно исчезло! Это свойство нам знакомо из повседневной жизни. Добавив дольку лимона в крепкозаваренный чёрный чай, мы можем наблюдать, что чай посветлел. Чем лимон кислее, тем лучше он проявляет свои обесцвечивающие свойства.

Кстати, у нас есть хороший опыт с йодом и крахмалом , наглядно демонстрирующий обесцвечивание веществ с помощью кислоты.

Как мы увидели, лимон является, пожалуй, самым научным фруктом, а опыты с лимоном отличаются большим разнообразием. Экспериментируйте вместе с нами и обязательно повторите это дома!

Для развития ребенка необходимо использовать все возможные средства, включая опыты для детей, провести которые в домашних условиях могут подготовленные родители. Такой вид деятельности очень интересен дошкольникам, помогает им узнать много нового об окружающем мире, принять непосредственное участие в процессе исследования. Главное правило, которого следует придерживаться мамам и папам, – отсутствие принуждения: занятия должны проводиться лишь тогда, когда сам ребенок готов к экспериментам.

Физические

Подобные научные эксперименты заинтересуют любознательного кроху, помогут ему получить новые знания:

  • о свойствах жидкости;
  • об атмосферном давлении;
  • о взаимодействии молекул.

Кроме того, под четким родительским руководством он без труда сможет все повторить.

Наполнение бутылки

Следует заранее подготовить инвентарь. Понадобится горячая вода, стеклянная бутылка и миска с холодной водой (для наглядности жидкость следует предварительно подкрасить).

Порядок действий таков:

  1. Необходимо налить в бутылку горячую воду несколько раз, чтобы емкость как следует прогрелась.
  2. Полностью вылить горячую жидкость.
  3. Перевернуть вниз горлышком бутылку и опустить ее в миску с холодной водой.
  4. Можно будет увидеть, что вода из миски начнет набираться в бутылку.

Почему же так происходит? Благодаря воздействию горячей жидкости бутылка наполнилась теплым воздухом. Остывая, газ сжимается, вследствие чего объем, занимаемый им, уменьшается, образуя в бутылке среду с пониженным давлением. Вода, поступая, восстанавливает равновесие. Этот опыт с водой без проблем можно провести дома.

Со стаканом

Каждый малыш даже в 3-4 года знает, что если перевернуть наполненный водой стакан, жидкость выльется. Однако есть интересный опыт, способный доказать обратное.

Порядок действий:

  1. Налить воды в стакан.
  2. Накрыть его куском картона.
  3. Придерживая лист рукой, осторожно перевернуть конструкцию.
  4. Руку можно убирать.

Удивительно, но вода не выльется – молекулы картоны и жидкости в момент соприкосновения перемешаются. Поэтому лист будет держаться, став своеобразной крышкой. Ребенку также можно рассказать об атмосферном давлении, что оно есть как внутри стакана, так и снаружи, при этом в емкости оно ниже, снаружи – выше. За счет этой разницы вода и не выливается.

Подобный опыт лучше всего проводить над тазом, поскольку постепенно бумажный материал промокнет, и жидкость будет капать.

Развивающие эксперименты

Есть большое количество по-настоящему интересных экспериментов для малышей.

Извержение вулкана

Этот опыт по праву считается одним из самых увлекательных и потому любимых детьми. Для его проведения потребуется:

  • сода;
  • краска красного цвета;
  • лимонная кислота или сок лимона;
  • вода;
  • немного моющего средства.

Сначала следует соорудить сам «вулкан», сделав конус из плотной бумаги, скрепив по краям скотчем и прорезав сверху отверстие. Затем получившаяся заготовка надевается на любую бутылку. Для сходства с вулканом ее следует покрыть коричневым пластилином и поставить на большой противень, чтобы «лава» не испортила поверхность стола.

Порядок действий:

  1. Насыпать в бутылку соду.
  2. Добавить краску.
  3. Капнуть моющего средства (1 каплю).
  4. Налить воды и как следует перемешать.

Чтобы началось «извержение», нужно попросить ребенка добавить немного лимонной кислоты (или лимонного сока). Это простейший пример химической реакции.

Танцующие червячки

Этот простой забавный эксперимент можно провести как с дошкольниками, так и с младшими школьниками. Необходимое оборудование:

  • крахмал кукурузный;
  • вода;
  • противень;
  • краски (пищевые красители);
  • музыкальная колонка.

Сначала необходимо смешать 2 стакана крахмала и стакан воды. Получившееся вещество налить на противень, добавить краску или краситель.

Осталось только включить громкую музыку и приложить противень к колонке. Цвета на заготовке перемешаются в хаотичном порядке, создав красивое необычное зрелище.

Используем продукты питания

Чтобы сделать эксперимент – необычный, интересный малышу и познавательный, – вовсе не обязательно приобретать сложное оборудование и дорогостоящие материалы. Предлагаем познакомиться с очень простыми вариантами, доступными для исполнения дома.

С яйцом

Необходимое оборудование:

  • стакан с водой (высокий);
  • яйцо;
  • соль;
  • вода.

Суть проста – яйцо, погруженное в воду, опустится на дно. Если же добавить в жидкость поваренной соли (около 6 ст. л.), то оно поднимется на поверхность. Такой физический опыт с солью помогает проиллюстрировать малышу понятие плотности. Так, у подсоленной воды она больше, поэтому яйцо может держаться на поверхности.

Можно показать и обратное действие (именно поэтому и рекомендовалось взять высокий стакан) – при добавлении в подсоленную жидкость простой водопроводной воды плотность уменьшится, и яйцо опустится на дно.

Невидимые чернила

Очень интересный и простой трюк, который сначала покажется малышу настоящим волшебством, а после объяснения родителей поможет узнать об окислении.

Необходимое оборудование:

  • ½ лимона;
  • вода;
  • ложка и тарелка;
  • лист бумаги;
  • лампа;
  • ватный тампон.

Если лимона нет, можно использовать аналоги, например, молоко, луковый сок или вино.

Порядок действий:

  1. Выжать сок цитруса, добавить его в тарелку, смешать с равным количеством воды.
  2. Обмакнуть тампон в получившуюся жидкость.
  3. Написать с его помощью что-то понятное ребенку (или нарисовать).
  4. Подождать, пока сок высохнет, став полностью невидимым.
  5. Нагреть лист (при помощи лампы или подержав над огнем).

Текст или простой рисунок станет виден из-за того, что сок окислился и при повышении температуры приобрел коричневый окрас.

Цветной взрыв

Самых маленьких можно порадовать веселым опытом с молоком и красками, который без проблем можно провести на кухне.

Необходимые продукты и оборудование:

  • молоко (желательно большой жирности);
  • пищевые красители (нескольких цветов – чем больше, тем интереснее и ярче получится);
  • средство для мытья посуды;
  • тарелка;
  • ватные палочки;
  • пипетка.

Если жидкость для мытья посуды отсутствует, допустимо использовать жидкое мыло.

Порядок действий:

  1. Налить молоко в тарелку. Оно должно полностью скрыть дно.
  2. Дать жидкости немного постоять, чтобы она стала комнатной температуры.
  3. При помощи пипетки осторожно капнуть в тарелку с молоком несколько разных пищевых красителей.
  4. Слегка дотронувшись ватной палочкой до жидкости, нужно показать малышу, что происходит.
  5. Далее берется вторая палочка, обмакивается в моющем средстве. Ею касаются поверхности молока, задерживают на 10 секунд. Смешивать красочные разводы не надо, достаточно острожного прикосновения.

Далее малыш сможет понаблюдать самое красивое – краски начинают «танцевать», словно стремясь убежать от мыльной палочки. Даже если сейчас ее убрать, «взрыв» продолжится. На этом этапе можно предложить ребенку поучаствовать самому – добавлять краситель, погружать в жидкость намыленную палочку.

Секрет опыта прост – моющее средство уничтожает содержащийся в молоке жир, что и становится причиной «танца».

С сахаром

Для детей 3-4 лет очень интересными будут различные эксперименты с продуктами питания. Ребенок с удовольствием узнает о новых качествах привычной ему еды.

Для этого занимательного развлечения потребуется:

  • 10 ст. л. сахара;
  • вода;
  • пищевые красители нескольких цветов;
  • две ложки (чайная, столовая);
  • шприц;
  • 5 стаканов.

Сначала нужно добавить в стаканы сахар по такой схеме:

  • в первый стакан – 1 ст. л.;
  • во второй – 2 ст. л.;
  • в третий – 3 ст. л.;
  • в четвертый – 4 ст. л.

В каждый из них добавить по 3 ч. л. воды. Перемешать. Затем необходимо добавить в каждый из стаканов краситель своего цвета и вновь перемешать. Следующий шаг – при помощи шприца или чайной ложки аккуратно взять цветную жидкость из четвертого стакана и перелить ее в пятый, который был пустым. Затем аналогично по порядку добавляется окрашенная вода из третьего, второго и, наконец, из первого стаканов.

Если действовать осторожно, цветные жидкости смешиваться не будут, а, наслаиваясь друг на друга, помогут создать яркую необычную пирамидку. Секрет фокуса в том, что плотность воды меняется в зависимости от количества добавленного в нее сахара.

С мукой

Рассмотрим еще один интересный детям опыт, простой и безопасный. Проводить его можно как в детском саду, так и дома.

Необходимое оборудование:

  • мука;
  • соль;
  • краски (гуашь);
  • кисть;
  • лист картона.

Порядок действий:

  1. В небольшом стаканчике нужно смешать по 1 ст. л. муки и соли. Это заготовка, из которой в дальнейшем будем делать краску одного цвета. Соответственно, число таких заготовок равно количеству цветов.
  2. В каждый стакан добавить по 3 ст. л. воды и гуашь.
  3. При помощи краски попросить малыша нарисовать картинку на картоне, используя кисть или ватную палочку, для каждого цвета свою.
  4. Поместить готовое творение в микроволновку (мощность 600 Вт) на 5 минут.

Краски, представляющие собой тесто, поднимутся и затвердеют, сделав рисунок объемным.

Лавовая лампа

Еще один необычный детский эксперимент позволяет создать самую настоящую лавовую лампу. Посмотрев всего один раз, даже начинающий исследователь сможет повторить опыт своими руками, без помощи взрослых.

Необходимое оборудование и материалы:

  • растительное масло (стакан);
  • соль (1 ч. л.);
  • вода;
  • пищевой краситель (несколько оттенков);
  • стеклянная банка.

Порядок действий:

  1. Наполнить банку водой на 2/3.
  2. Добавить растительное масло, которое на этом этапе образует толстую пленку на поверхности.
  3. Добавить пищевой краситель.
  4. Медленно насыпать соль.

Под тяжестью соли масло начнет опускаться на дно, а краситель сделает зрелище более красочным и эффектным.

С газировкой

Для демонстрации ребенку дошкольного возраста отлично подойдет эксперимент с газировкой:

  1. Налить напиток в стакан.
  2. Опустить в него несколько горошин или вишневых косточек.
  3. Понаблюдать, как они постепенно будут подниматься со дна и вновь опускаться.

Удивительное зрелище для малыша, который пока не знает, горошины окружены пузырьками углекислого газа, который и выносит их на поверхность. По аналогичному принципу работают и подводные лодки.

С водой

Есть несколько познавательных оптических опытов, которые при своей простоте очень любопытны.

  • Пропавший рубль

В банку наливается вода, в нее опускается железный рубль. Теперь необходимо попросить кроху найти монетку, посмотрев через стекло. Из-за оптического явления преломления взгляд не сможет разглядеть рубль, если будет направлен сбоку. Если же заглянуть в банку сверху, монета окажется на месте.

  • Изогнутая ложка

Продолжим исследовать оптику с дошкольником. Этот легкий, но наглядный эксперимент проводится так: нужно налить в стакан воды и опустить в него ложку. Попросите малыша посмотреть сбоку. Он увидит, что на границе сред – воды и воздуха – ложка кажется изогнутой. Достав ложку, можно убедиться, что с ней все в порядке.

Ребенку следует пояснить, что луч света при прохождении через воду искривляется, поэтому мы и видим измененное изображение. Можно продолжить водную тему и опустить эту же ложку в небольшую банку. Искривления не произойдет, поскольку стенки этой емкости ровные.

Этот биологический эксперимент поможет ребенку познакомиться с миром живой природы, понаблюдать за тем, как формируется росток. Для проведения необходимы фасоль или горошины.

Родители могут предложить юному ботанику самостоятельно смочить сложенный в несколько раз кусок марли водой, положить его на блюдце, поместить на ткань горошины или фасоль и накрыть влажной марлей. Задача малыша – внимательно следить за тем, чтобы семена все время были увлажнены, регулярно их проверять. Через пару дней появятся первые росточки.

Процесс фотосинтеза

Этот опыт с растениями и свечой лучше всего подойдет для младших школьников, которые знают, что деревья и травы поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Суть такова:

  1. В две банки осторожно поместить горящие свечи.
  2. В одну из них поставить живое растение.
  3. Обе емкости накрыть крышкой.

Понаблюдать, что в банке с растением свеча продолжает гореть, поскольку в ней присутствует кислород. Во второй банке почти сразу гаснет.

Занимательные

Ловим электричество. Этот небольшой и безопасный опыт вполне может быть проведен с малышами.

  1. На стене размещают один надутый воздушный шарик, несколько других лежат на полу.
  2. Мама предлагает ребенку поместить на стену все шарики. Однако держаться они не будут и упадут.
  3. Мама просит малыша натереть шар о свои волосы и попробовать еще раз. Теперь шарик удалось прикрепить.

После этого нужно рассказать, что «чудо» произошло благодаря электричеству, которое образовалось при натирании шара о волосы.

Еще один вариант для любознательных – опыт с фольгой. Проводится так:

  1. Небольшой листок фольги нужно нарезать на полоски.
  2. Попросить кроху причесаться.
  3. Теперь нужно прислонить расческу к полоске и понаблюдать. Фольга пристанет к расческе.

Можно продемонстрировать детям и «Пропавший мелок». Для этого кусочек обычного мела помещают в уксус. Известняк начнет шипеть, уменьшаться в размере. Через некоторое время он полностью растворится. Связано это с тем, что мел при соприкосновении с уксусом превращается в другие вещества.

Опыты с детьми-дошкольниками – отличная возможность развить у них любознательность, ответить на многие вопросы в наглядной и понятной форме. Кроме того, предлагая малышам разнообразные эксперименты, внимательные родители помогут им в раннем возрасте очертить собственный круг интересов. А само проведение исследований станет отличным и веселым времяпрепровождением.

Уже несколько недель подряд мы скупаем всю соду и уксус во всех ближайших магазинах. А все потому, что мы решили сделать все опыты, в которых присутствует сода и кислота. Святослав достиг того возраста, когда чувствует себя настоящим экспериментатором. Проводить опыты теперь его любимое развлечение и увлекательный досуг. А младший уже спешит пододвинуть стульчик к столу и подсесть поближе, сопровождая все забавными возгласами.

Надо сказать, что опыты – это не только интересное зрелище, но и повод, для того чтобы поразмыслить над происходящим (для старшего ребенка), выдвинуть гипотезы, почему происходит именно так. А иногда и повторить опыт, меняя составляющие. Иногда не происходит желаемого результата, к примеру, из-за низкой концентрации кислоты или лишнего воздуха, там где его быть не должно. И тогда — это тоже результат, повод для размышления, повторения опыта, и исправления неточностей.

Для справки: Взаимодействие соды с уксусом называется реакцией нейтрализации. Суть её состоит в том, что кислота при взаимодействии с щелочью (содой) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ.
Основными ингредиентами всех опытов, указанных ниже, является сода и кислота. В некоторых случаях я использую лимонную кислоту в концентрации 1-2 чайные ложки на стакан воды. А иногда — 9% столовый уксус.

Итак начнем наше путешествие по содовым опытам.

1. Извержение вулкана.

Это один из самых любимых детских опытов! Его наверняка знают все, но для полной коллекции не могу его здесь не указать. После многократного повторения бурной реакции соды с кислотой, у ребенка, рано или поздно, возникнет вопрос, почему так происходит в природе? Расскажите ему, что Земля состоит из ядра, мантии и коры, и иногда в земной коре образуются отверстия, которые называются вулканами. Через жерло вулкана из глубин земли вырывается горячая расплавленная лава, а также пепел и газ. Также найдите на карте до сих пор действующие вулканы или расскажите о наиболее сильных извержениях, которые разрушили города в древности.

Для опыта понадобится:
Поднос или блюдо
Сода, уксус, немного краски или красителя, жидкое мыло.
Пластиковая бутылка

Существует масса способов сделать вулкан. Самый распространенный — в качестве основы взять пластиковую бутылку, затем вокруг этой бутылки вылепить гору. Это можно сделать из соленого теста, затвердевающей массы для лепки, пластилина.
Так же в теплое время гору можно сделать из песка прямо в песочнице, поставив внутрь бутылку.

Что делаем: Насыпаем в бутылочку соду и краситель, добавляем пару ложек моющего средства.
Затем аккуратно добавляем кислоты.
Вулкан начинает извергать мыльную пену.

Последний наш вулкан был вылеплен из соленого теста, подкрашенного кокао, внутри сделано углубление. Наш вулкан сох на подоконнике около 5 дней, после чего уже на протяжении недели работает в напряженном режиме извергая лаву каждый день.

А это фото из нашей , сделанное несколько лет назад.
2 опыт. Надуваем шар

Что делаем:
Примерно 1/3 бутылки заполняем кислотой.
В воздушный шар насыпаем через воронку соду.
Надеваем на горлышко бутылки воздушные шар, и постепенно высыпаем соду из шарика в бутылку.
Результат: Шарик начинает надуваться за счет выделения углекислого газа.


3 Выращивание кристаллов из соды

Наливаем горячую воду в стакан или банку. Добавляем соду и размешиваем. Когда сода перестанет растворяться — это значит, что «пищи» достаточно. Я добавила около 15 столовых ложек соды, чтоб уж наверняка 🙂
На нитку подвешиваем предметы, на которых будем выращивать кристалл. Я брала синельную проволоку, но можно подвесить любой предмет. Нитку привязываем к палочке и устанавливаем на банку. Ждем около суток.

Почему так происходит: При остывании жидкости, сода прекратила растворяться и стала оседать на нитке с фигуркой. Когда вода, насыщенная содой, начала понемногу испаряться, кристаллы стали «расти.

Зимой мы проводили опыт по выращиванием кристаллов из сол и, такие кристаллы получаются еще более интересными и «кристаллическими», чем содовые.



4 Рисование на соде
С помощью соды, красителя и кислоты можно создавать узоры. Это один из способов необычного рисования, который стоит попробовать.

Вариаций подобного рисования может быть много. Для начала, нужно насыпать соду в широкое блюдо и равномерно её распределить. А дальше — уже вариации.
Красители: можно развести водой и капать на соду. А можно воспользоваться сухими красителями и насыпать узором, а уже потом капать жидкость.
Кислота: Можно капать в соду кислоту, а можно посыпать соду кристаллами лимонной кислоты и капать водой.
Ну и конечно же в качестве источника жидкости можно использовать разные приспособления: пипетки, шприцы, спринцовки, брызгать из распылителя.

Сначала мы капали на соду разведенными в воде красителями с растворенной лимонной кислотой.

А в другом варианте посыпали соду лимонной кислотой, затем наносили узор красителями, и распылителем брызгали воду в блюдо, и вот что вышло.

после того как все перемешается можно взять палочку и порисовать, смешивая все краски. Нанесенный узор не растекается, а «держит форму»

А меленькому Тимофею, все наше безобразие безумно нравится, и он, естественно, не может удержаться, чтобы не потрогать все это 🙂


5. Содовые бомбочки.
Для этого опыта необходимо заранее слепить содовые бомбочки.
Как делать: в миске смешиваем соду и гуашь + несколько капель воды, чтобы замесить густую массу. Масса должна хорошо лепиться руками. Делаем из этой массы комочки и оставляем сохнуть на сутки.
И вот что получается:

А уже эти комочки можно бросать в кислую воду и смотреть, как они начинают шипеть и пузыриться и постепенно окрашивать воду.

Еще один необычный вариант использовать такие содовые бомбочки — это добавить в стакан масло.
На дно стакана я насыпала лимонную кислоты и блестки, добавила воды и растительного масла.
Затем добавляем в стакан содовый шарик и наблюдаем как летают блестки и капельки масла.

Еще более зрелищным этот опыт становится, если бросить вместо содовых шариков шипучую таблетку, посмотрите это видео

6. Лед из соды
Многие дети любят морозить и растапливать лед и, добавив в воду соды, этот процесс становится еще более интересным и необычным для ребенка.
Прежде всего необходимо сделать концентрированный содовый раствор и распределить по формам.
Когда лед будет готов — выкладываем его на блюдо.
Для растапливания льда понадобится горячая вода с растворенной лимонной кислотой, примерно 1-2 чайной ложки на стакан.
Выдаем ребенку шприц или спринцовку и наблюдаем как плавится лед с брызгами и пузырьками.

Вариации: Добавьте в формочки для льда, перед заморозкой, какие-нибудь сокровища, например, красивые бусины, тогда ребенок будет с еще большим энтузиазмом их добывать из кусочков льда.

7. Танцующий рис
В воду добавляем темный рис (можно любую крупу) — крупа оседает на дно.
Затем добавляем ложку соды, тщательно размешиваем.
Начинаем вливать в стакан уксус.
Каждая рисинка покрывается маленькими шариками и начинает «танцевать» в стакане, поднимаясь вверх, а затем, опускаясь вниз.
После того, как танец начинает затихать, можно добавить в воду краситель и понаблюдать как он распределяется по стакану.

8 Содовый взрыв

Этот опыт стал одним из любим уличных опытов, наравне с вулканом.
Делается очень просто:
В бумажное полотенце кладем 2 столовые ложки соды и заворачиваем.
В пакет наливаем кислоту подкрашенную красителем. Прежде чем налить жидкость в пакет необходимо проверить пакет на отсутствие мелких дырочек, иначе возникающий углекислый газ начнет выходить из пакета и взрыв не получится. Именно по этой причине у нас не получился этот опыт в первый раз!
Когда опыт не получается по какой-то причине — это отличный способ поразмышлять с ребенком, по чему так произошло, выдвинуть гипотезы и устранить препятствия.
Во второй раз все случилось отлично! Взрыв пакета с громким БУХ и вытекающая жидкость. Брызг от взрыва нет, поэтому можно далеко не убегать 🙂
9 Запуск ракеты

Все наверное помнят, как шампанское стреляет в потолок, если потрясти бутылку. Вот примерно точно также, с помощью соды и уксуса можно запустить «ракету» в комнате.
Сначала примеряем к бутылке пробку, она не должна проваливаться внутрь. По желанию ребенка, декорируем пробку «под ракету».
В бутылку, наливаем 1/3 часть столового уксуса.
В кусочек туалетной бумаги кладем чайную ложку соды и сворачиваем в рулончик.
Сверток с содой опускаем в бутылку и закрываем её пробкой. Наблюдаем запуск ракеты.

10 Делаем газированный напиток.
Нам понадобятся 2 соломинки для напитков. На одной из них делаем надрез и соединяем их, чтобы трубочка стала еще длиннее (конечно при необходимости, в случае, если одной трубочки не достаточно, чтобы соединить два сосуда)
В крышке от бутылки шилом проделываем отверстие под трубочку.
Вставляем трубочку в крышку.
В стакане готовим напиток, который будем газировать.
Свободный конец трубочки опускаем в стакан со сладкой водой.
В бутылку насыпаем 3 чайные ложки соды, затем добавляем уксус и быстро закрываем крышку с трубочкой.
Как вариант, можно сначала налить кислоту в бутылку, а затем бросить сверток с содой, как в предыдущем опыте. Тогда реакция начнется не так стремительно, как раз для того, чтобы успеть закрутить крышку.
Результат: В стакан по трубочке устремляется углекислый газ, наполняя нашу воду пузырьками воздуха.

11. «Пузыри в банке» — это один из самых странных опытов. Но поскольку такой опыт существует, мы не можем пройти мимо него.
Сразу скажу, что делали мы его несколько раз в различных вариациях, чтобы получить обещанный результат. Но результат все равно получался иным.
Итак, для опыта нам понадобится трех литровая банка, сода, уксус и мыльные пузыри. На дно насыпаем соду, наливаем уксус. Начинается реакция с выделением углекислого газа. А теперь берем мыльные пузыри и начинаем вдувать их в банку.
Обещанные результат — мыльные пузыри повисают в центре банки за счет «подушки» из углекислого газа!!!

12. Ну и напоследок добавим немного огня. Наблюдаем над тем, как углекислый газ тушит огонь. Дайте возможность ребенку самому понять, почему так происходит.

А еще обязательно попробуйте сделать «снег» из соды . Подробнее об этом смотрите

И это еще не все опыты из соды! В следующей статье я расскажу про опыты с содой, которые проводят в Монтессори-классах.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Взрослые часто задаются вопросом, как увлекательно и с пользой провести время с детьми. Можно сходить в парк аттракционов или в поход. А можно совсем не заморачиваться по этому поводу и загрузить свое чадо домашними делами, только скажет ли оно вам за это спасибо - вот в чем вопрос. Вдруг ваш ребенок - неугомонный почемучка и ни дня не может прожить без новых открытий и впечатлений!

Если так, то эти 8 простых научных опытов, которые будут интересны не только детям, но и взрослым, сайт собрал специально для вас.

Опыт № 1

Чтобы создать собственный вулканчик, вам потребуются:

  • 2 лимона (можно и больше);
  • пищевая сода;
  • любой краситель (акварель, пищевые красители);
  • деревянная палочка или любой другой предмет, которым удобно размешивать;
  • поддон или ванночка;
  • мыльная пена, или гель для душа, или жидкое мыло.

Инструкция:

  1. Подготовьте лимон, вырезав его сердцевину. Выжмите сок из второго лимона, отставьте в сторону.
  2. Поставьте лимон на поддон и с помощью деревянной палочки размягчите его сердцевину.
  3. Залейте в сердцевину краску.
  4. Смешайте приготовленный вами лимонный сок с жидким мылом.
  5. Добавьте в вырезанную сердцевину соду. Лимон должен начать пузыриться. Для лучшего эффекта добавляйте туда же приготовленный лимонный сок с мылом.

Опыт № 2

Хотите завести собственных электрических угрей в стакане? Нет ничего проще! Для этого вам понадобятся:

  • 2 стакана;
  • мармеладные червячки;
  • пищевая сода;
  • уксус;
  • чашка воды;
  • вилка.

Инструкция:

  1. Подготовьте мармеладных червячков, разрезав их пополам.
  2. В стакане смешайте воду и соду.
  3. Добавьте в стакан с содой разрезанных червячков. Оставьте на 10–15 минут.
  4. Выньте червячков из чашки.
  5. В пустой стакан налейте уксус.
  6. Добавьте червячков в стакан с уксусом.

​Мармеладные червячки при помощи пузырьков начнут шевелиться, как настоящие.

Опыт № 3

Чтобы создать радужную бумагу, вам понадобятся:

  • плоское блюдо с водой;
  • прозрачный лак для ногтей;
  • черная плотная бумага.

Инструкция:

  1. Добавьте прозрачный лак для ногтей в миску с водой. Распределите по поверхности воды.
  2. Быстро окуните бумагу в воду. Дайте высохнуть на сухой поверхности.

Как только бумага высохнет, поднесите ее к свету и - наслаждайтесь радужными переливами!

Опыт № 4

При помощи этого эксперимента вы легко объясните своему ребенку механизм образования дождя в облаках.

Вам понадобятся:

  • баночка;
  • пена для бритья;
  • вода;
  • любой краситель.

Инструкция:

  1. Наполните баночку водой.
  2. Сделайте «облака» из пены для бритья поверх воды.
  3. Накапайте сверху на «облака» краситель. Излишки просочатся сквозь пену, и пойдет «дождь»!

Опыт № 5

Хотите вместе с ребенком наблюдать волшебные фейерверки, не выходя из дома? Для этого вам понадобятся:

  • баночка;
  • растительное масло;
  • вода;
  • пищевой краситель.

Инструкция:

  1. Наполните 3/4 баночки водой.
  2. В плоской тарелке смешайте пищевые красители и растительное масло. Аккуратно размешайте.
  3. Осторожно вылейте масло в воду.

Масло равномерно распределится по поверхности, и краситель начнет медленно растворяться в теплой воде, радуя вас красочными фейерверками.

Опыт № 6

Обычная ванна - это скучно! Особенно для маленького ребенка. Попробуйте вместе с ним создать веселое развлечение - бомбочку для ванны. В ам потребуются:

  • 1 ст. л. детского масла;
  • 1 чашка пищевой соды;
  • 1/2 чашки лимонной кислоты;
  • пищевой краситель (по желанию).

Инструкция по созданию:

  1. Смешайте пищевую соду и детское масло до консистенции теста.
  2. Добавьте лимонную кислоту в «тесто» и тщательно разомните.
  3. Добавьте краситель (по желанию).
  4. Консистенция бомбочки должна быть достаточно эластичной и не прилипать к рукам.

С этими бомбочками ванные процедуры станут намного увлекательнее. Только следите, чтобы бомбочки не попали ребенку в рот!

Опыт № 7

Простые подручные средства помогут создать собственную медузу в бутылке, которая порадует вас и вашего ребенка. Вам понадобятся:

  • небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет;
  • прозрачная пластиковая бутылка;
  • нитка;
  • пищевой краситель;
  • ножницы.

Инструкция:

  1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.
  2. Отрежьте дно и ручки пакета.
  3. Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы получились 2 листа из полиэтилена. Вам понадобится 1 лист.
  4. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области шеи медузы, но не слишком туго: вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.
  5. Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе - от низа до головы. Вам нужно примерно 8–10 щупальцев.
  6. Каждое щупальце разрежьте еще на 3–4 более мелкие детали.
  7. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла «плавать» в бутылке.
  8. Наполните бутылку водой и поместите в нее медузу.
  9. Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.

Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась. Пусть дети переворачивают бутылку и смотрят, как в ней плавает медуза.

Опыт № 8

Детям спички не игрушка, поэтому опыт нужно выполнять только взрослым. Вам понадобятся:

  • спичечный коробок;
  • резинка;
  • несколько спичек.

Инструкция:

  1. Поставьте коробок вертикально и воткните по сторонам спички.
  2. Возьмите резинку и натяните ее между этими спичками.
  3. Поместите третью спичку посередине и начинайте проворачивать ее, как можно сильнее закручивая резинку.
  4. Когда резинка достаточно сильно закрутится, отпустите спичку. От трения она загорится и будет похожа на огненную трещетку.