Пословицы со словом картофель. Аукцион народной мудрости "все о картошке". Пословицы и поговорки о других овощах

Годы жизни: 1882—1973
Страна: Франция

Учение Маритена явилось одной из концепций, идейно подготовивших разработку Всеобщей Декларации Прав Человека.
Духовное преобразование и обновление цивилизации Жак Маритен связывал с выдвигаемым им проектом «интегрального гуманизма», преодолевающего отпадение человека от Бога через восстановление трансцендентных оснований человеческой жизни. В такой новой цивилизации христианская вера будет сочетаться с секулярными институтами.
Он утверждал, что светские формы гуманизма были неизбежно анти-человеческими в том, что отказались признать человека в целом. Как только духовное измерение человеческой природы перестаёт приниматься во внимание, гуманизм становится «частичным». Соответственно, в исследовании «интегрального гуманизма» Маритен исследует перспективы нового христианства, основанного на философском плюрализме. Он развивает теорию о сотрудничестве, чтобы показать, как люди разных интеллектуальных позиций тем не менее могут сотрудничать для достижения общих практических целей.
Известность пришла к нему в 30-е гг., когда он преподавал в США и Канаде и приложил немало усилий к тому, чтобы укрепить позиции католицизма на американском континенте. В 1945-1948 гг. Маритен был послом Франции в Ватикане, участвовал в подготовке проектов ВДПЧ. Главные его сочинения по проблемам социально-политической теории — «Интегральный гуманизм», «Права человека и естественный закон», «Человек и государство». Маритен предложил собственную классификацию прав человека, разделив их на три вида.
Фундаментальные права личности (человека как такового) включают в себя: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др. Эти права являются естественными в строгом значении слова, ибо коренятся в самой природе человека как свободного и духовного существа.
Политические права (или права гражданина) определяются законодательством страны, однако косвенно они зависят от естественного права и образуют его продолжение, ибо установления государственной власти становятся законом лишь в силу их соответствия естественному праву.
Наконец, социальные права человека (права трудящегося) охватывают: право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на социальное обеспечение в случае безработицы или болезни, по старости и т.п. Трудящиеся вправе участвовать, при наличии соответствующих условий, в управлении предприятием, стать его совладельцем. Признание социальных прав личности наряду с правом частной собственности позволяет, считал Маритен, избежать пороков как капитализма, так и социализма. Он отстаивал идеи «третьего пути» развития общества.
К моменту смерти Маритен был наиболее известным католическим философом в мире. Широта его философских исследований, его влияние на социальную философию католической церкви и его горячее оправдание прав человека сделали его одной из центральных фигур эпохи. Философские работы Маритена были переведены на 20 языков. Наиболее ценные работы касаются моральной и политической философии, а влияние его работ на права человека можно видеть не только в ВДПЧ, но и во многих национальных декларациях, таких как Канадская Хартия Прав и Свобод и преамбула к Конституции четвертой Французской Республики (1946), последняя была результатом переписки с Шарлем Де Голлем. Христианский гуманизм и персонализм Маритена оказал значительное влияние на энциклики Папы Павла VI и мысль Иоанна Павла II. Интересно, что с окончанием холодной войны происходит возрождение политических идей Маритена в Центральной и Восточной Европе.
С 1958 г. в США в университете Нотр Дам действует центр Жака Маритена, существует множество журналов, посвященных его наследию, таких как Études maritainiennes, Maritain Studies, Notes et documents, и Cahiers Jacques et RaïssaMaritain. Кроме того, в настоящее время существует около 20 национальных ассоциаций, которые проводят регулярные конференции и семинары, посвященные наследию Жака Маритена, включая Международный институт Жака Маритена (Institut International Jacques Maritain).

Жак Маритен (Jacques Maritain, 1882-1973) - французский философ.

Получил протестантское воспитание, учился в Сорбонне, два года (1907-1908) провел в Гейдельбергском университете, изучая биологию под руководством Ханса Дриша.

Был учеником Бергсона, затем под влиянием и по примеру Л.Блуа принял католичество (1906). После этого деятельность Маритена направлялась желанием интегрировать в современную мысль философию св.Фомы Аквинского. Преподавал философию в парижском коллеже св.Станислава, в 1914-1939 - профессор новой философии в Католическом институте в Париже. Маритен был французским послом в Ватикане (1945-1948). В 1948 был приглашен на должность профессора в Принстонский университет, где преподавал до 1960.

Книги (4)

Величие и нищета метафизики

В том вошли работы по теории искусства и проблемам художественного творчества, рожденные как отклик на сюрреалистические эксперименты, поставившие перед мыслителем задачу возвратить искусствоведческую мысль к твердым основаниям метафизики Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского и соотнести с ней современную ситуацию в художественном творчестве.

Творческая интуиция в искусстве и поэзии

Жак Маритен — видный французский философ, неотомист, создатель оригинальной культурфилософской концепции, во многом предопределившей эволюцию доктрины католицизма. «Творческая интуиция в искусстве и поэзии» — одна из крупнейших работ Маритена.

Задавшись целью раскрыть глубинные механизмы художественного творчества, автор, прежде всего, исследует соотношение понятийной и внелогической сфер человеческого интеллекта, развивает теорию «духовного бессознательного», в корне противоположного бессознательному фрейдистов. Считая поэзию подлинной стихией и объединяющим началом всех искусств, Маритен стремится как можно полнее осмыслить природу поэтического опыта и поэтического познания мира. При этом он проводит актуальное для нашего времени размежевание творческого «я» и сосредоточенного на себе «эго».