Очень вкусный и простой крем для торта. Как сделать крем для торта в домашних условиях: рецепты. Йогуртовый крем для бисквитного торта

С татья о буддизме - философском учении, которое часто принимают за религию. Вероятно, это не случайно. Прочитав небольшую статью о буддизме, вы сами решите, насколько буддизм можно отнести к религиозному учению, или, скорее, он является философской концепцией.

Буддизм: кратко о религии

Прежде всего, давайте с самого начала обозначим, что, хотя для большинства людей буддизм - это религия, в том числе и для его последователей, однако, на самом деле буддизм никогда не был религией и быть ей не должен. Почему? Потому что один из первых просветлённых, Будда Шакьямуни, несмотря на то, что сам Брахма вменил ему в обязанности передавать учение другим (о чём буддисты предпочитают умалчивать по очевидным причинам), никогда не хотел делать из факта своего просветления культ и тем более культ поклонения, который всё-таки впоследствии привёл к тому, что буддизм всё больше и больше стали понимать как одну из религий, и тем не менее буддизм таковой не является.

Буддизм - это в первую очередь философское учение, цель которого - направить человека на поиск истины, выхода из сансары, осознание и видение вещей такими, какими они являются (один из ключевых аспектов буддизма). Также в буддизме нет понятия бога, т. е. это атеизм, но в смысле «не-теизма», поэтому если и относить буддизм к религиям, то это нетеистическая религия, также как и джайнизм.

Ещё одно понятие, которое свидетельствует в пользу буддизма как философской школы, - это отсутствие каких-либо попыток «связать» человека и Абсолют, в то время как само понятие ре-лигии ("связывание") и есть попытка «связать» человека с Богом.

В качестве контраргументов защитники концепции буддизма как религии представляют то, что в современных обществах исповедующие буддизм люди поклоняются Будде и делают подношения, а также читают молитвы и т. д. На это можно сказать, что тенденции, которым следует большинство, никоим образом не отражают сути буддизма, но лишь показывают, насколько современный буддизм и его понимание отклонились от изначальной концепции буддизма.

Таким образом, уяснив для себя, что буддизм не является религией, мы можем наконец приступить к описанию главных идей и концепций, на которых базируется эта школа философской мысли.

Коротко о буддизме

Если говорить о буддизме кратко и понятно, то его можно было бы охарактеризовать двумя словами - «оглушительная тишина», - потому что понятие шуньяты, или пустоты, является основополагающим для всех школ и ответвлений буддизма.

Нам известно то, что, во-первых, за всё время существования буддизма как философской школы сформировалось множество его ветвей, самыми крупными из которых считаются буддизм «большой колесницы» (Махаяна) и «малой колесницы» (Хинаяна), а также буддизм «алмазного пути» (Ваджраяна). Также большое значение приобрёл дзен-буддизм и учение адвайты. Тибетский буддизм гораздо больше отличается от основных ветвей, чем другие школы, и некоторые считают именно его единственно верным путём.

Однако в наше время довольно сложно сказать, какая из множества школ действительно наиболее приближена к изначальному учению Будды о дхарме, потому что, к примеру, в современной Корее появились ещё более новые подходы к трактовке буддизма, и, разумеется, каждый из них претендует на право истинности.

Школы Махаяны и Хинаяны опираются главным образом на Палийский канон, а в Махаяне к ним добавляют ещё и Махаянские сутры. Но мы должны всегда помнить о том, что сам Будда Шакьямуни ничего не записывал и передавал свои знания исключительно устным путём, а иногда и просто через «благородное молчание». Лишь гораздо позже ученики Будды стали записывать эти знания, таким образом они дошли до нас в виде канона на языке пали и махаянских сутр.

Во-вторых, из-за патологической тяги человека к поклонению были возведены храмы, школы, центры по изучению буддизма и т. д., что естественным образом лишает буддизм его первозданной чистоты, и с каждым разом нововведения и новообразования снова и снова отдаляют нас от основополагающих концепций. Людям, очевидно, гораздо больше по душе концепция не отсечения ненужного с целью видения «того, что есть», а, наоборот, наделения того, что уже есть, новыми качествами, приукрашиванием, что лишь уводит от изначальной истинности к новым трактовкам, неоправданным увлечениям ритуальностью и, как следствие, к забвению истоков под грузом внешнего декора.

Эта участь не только одного буддизма, а, скорее, общая тенденция, которая свойственна людям: вместо того, чтобы понять простоту, мы отягощаем её всё новыми и новыми умозаключениями, в то время как нужно было делать обратное и избавляться от них. Об этом и говорил Будда, об этом и его учение, и конечная цель буддизма как раз в том и состоит, чтобы человек осознал себя, своё Я, пустоту и недуальность сущего, чтобы в конце концов понять, что даже «Я» в действительности не существует, а оно есть не что иное, как конструкция разума.

В этом и состоит суть понятия шуньяты (пустоты). Для того чтобы человеку было проще осознать «оглушительную простоту» буддистского учения, Будда Шакьямуни учил о том, как правильно выполнять медитацию. Обычный ум получает доступ к знаниям через процесс логического дискурса, точнее, он рассуждает и делает выводы, таким образом приходя к новым знаниям. Но насколько они новы, можно понять из самих предпосылок их появления. Такое знание никогда не может быть действительно новым, если человек пришёл к нему логическим путём из пункта А в пункт Б. Видно, что он использовал отправные и проходящие точки для того, чтобы прийти к «новому» выводу.

Обычное мышление не видит в этом препятствий, в целом, это общепринятый метод получения знаний. Однако не единственный, не самый верный и далеко не самый эффективный. Откровения, посредством которых были получены знания Вед, - это другой и принципиально отличный способ доступа к знаниям, когда сами знания открывают себя человеку.

Особенности буддизма кратко: медитация и 4 вида пустоты

Мы провели параллель между двумя противоположными способами доступа к знаниям не случайно, т. к. медитация - это и есть тот метод, который позволяет со временем получать знания непосредственным образом в виде откровений, прямого видения и знания, что принципиально не возможно сделать, пользуясь так называемыми научными методами.

Конечно, Будда не дал бы медитацию для того, чтобы человек научился расслабляться. Расслабление - это одно из условий для входа в состояние медитации, поэтому говорить о том, что сама медитация содействует расслаблению, было бы ошибочно, но именно так часто представляют медитационный процесс людям несведущим, новичкам, отчего складывается неверное первое впечатление, с которым люди и продолжают жить.

Медитация - это тот ключ, который раскрывает перед человеком величие пустоты, той самой шуньяты, о которой мы говорили выше. Медитация - это центральная составляющая учения буддизма, потому что только через неё мы можем познать пустоту. Опять же, речь идёт о философских концепциях, а не о физико-пространственных характеристиках.

Медитация в широком смысле слова, в том числе медитация-размышление, также приносит свои плоды, потому что человек уже в процессе медитационного размышления понимает, что жизнь и всё сущее обусловлено, - это и есть первая пустота, санскрита шуньята - пустота обусловленного, что означает, что в обусловленном отсутствуют качества необусловленного: счастье, постоянство (вне зависимости от продолжительности) и истинность.

Вторая пустота, асанскрита шуньята, или пустота необусловленного, также может стать понятной благодаря медитации-размышлению. Пустота необусловленного свободна от всего обусловленного. Благодаря асанскрите шуньяте, нам становится доступно видение - видение вещей такими, какие они есть на самом деле. Они перестают быть вещами, и мы наблюдаем лишь их дхармы (в этом значении дхарма понимается как некий поток, не в общепринятом смысле слова «дхарма»). Однако и здесь путь не заканчивается, потому что Махаяна считает, что и сами дхармы есть некая вещественность, поэтому и в них нужно найти пустоту.


Отсюда мы приходим к третьему виду пустоты - Махашуньяте. В ней, а также в следующем виде пустоты шуньяте шуньяты, кроется отличие буддизма традиции Махаяны от Хинаяны. В двух предыдущих видах пустоты мы всё ещё признаем двойственность всего сущего, дуальность (это то, на чём основана наша цивилизация, противоборство двух начал - плохого и хорошего, злого и доброго, малого и великого и т. д.). Но в этом и коренится заблуждение, т. к. нужно освободиться и от принятия различий между обусловленностью и необусловленностью бытия, и даже больше - нужно прийти к тому, чтобы понять, что пустота и непустота - лишь ещё одно порождение ума.

Это умозрительные концепции. Конечно, они помогают нам лучше разобраться в концепции буддизма, но, чем дольше мы цепляемся за дуальную природу сущего, тем дальше мы находимся от истины. В этом случае под истиной опять же понимается не некая идея, потому что и она была бы вещественной и принадлежала, как и любая другая идея, к миру обусловленного, а следовательно, не могла бы быть истинной. Под истиной следует понимать ту самую пустоту махашуньяты, которая приближает нас к истинному видению. Видение не судит, не разделяет, поэтому его и называют видением, в этом его принципиальное отличие и преимущество перед мышлением, потому что видение даёт возможность увидеть то, что есть.

Но и сама махашуньята - это ещё одна концепция, а следовательно, не может быть полнейшей пустотой, поэтому четвёртой пустотой, или шуньятой, называется свобода от каких бы то ни было концепций. Свобода от размышлений, но чистое видение. Свобода от самих теорий. Только свободный от теорий ум способен увидеть истину, пустоту пустоты, великую тишину.

В этом величие буддизма как философии и его недосягаемость по сравнению с другими концепциями. Буддизм велик тем, что он ничего не пытается доказать или в чём-то убедить. В нём нет авторитетов. Если же вам скажут, что есть, - не верьте. Бодхисаттвы приходят не для того, чтобы вам что-то навязать. Всегда помните изречение Будды о том, что если вы встретите Будду, убейте Будду. Нужно открыться пустоте, услышать тишину - в этом правда буддизма. Его апелляция - исключительно к личному опыту, открытию для себя видения сути вещей, а впоследствии и их пустоты: в этом заключена кратко концепция буддизма.

Мудрость буддизма и учение о «Четырех благородных истинах»

Здесь мы сознательно не стали упоминать о «Четырёх благородных истинах», которые повествуют о дуккхе, страдании, - одном из краеугольных камней учения Будды. Если вы научитесь наблюдать за собой и за миром, вы и сами придёте к этому выводу, а также к тому, каким образом можно избавиться от страдания, - тем же самым, каким вы его обнаружили: нужно продолжать наблюдать, видеть вещи без «соскальзывания» в суждение. Только тогда их можно увидеть такими, какие они есть. Невероятная по своей простоте философская концепция буддизма между тем доступна своей практической применимостью в жизни. Она не выдвигает условий и не раздаёт обещаний.

Учение о и реинкарнациях также не является сутью этой философии. Объяснение процесса перерождения - это, пожалуй, как раз то, что делает её применимой для использования в качестве религии. Этим она объясняет, почему человек появляется в нашем мире раз за разом, также это действует в качестве примирения человека с действительностью, с той жизнью и воплощением, которое он проживает в этот момент. Но это лишь объяснение, уже данное нам.

Жемчужина мудрости в философии буддизма заключена именно в способности и возможности человека увидеть то, что есть, и проникнуть за завесу тайны, в пустоту, без какого бы то ни было вмешательства со стороны, при отсутствии посредника. Это именно то, что делает буддизм гораздо более религиозным философским учением, чем все другие теистические религии, т. к. буддизм предоставляет человеку возможность найти то, что есть, а не то, что нужно или кто-то предписал искать. В нём нет цели, а следовательно, он даёт шанс для настоящего поиска или, правильнее сказать, для видения, открытия, потому что, как бы парадоксально это ни звучало, но нельзя найти того, к чему стремишься, что ищешь, чего ожидаешь, т. к. искомое становится всего лишь целью, а она запланирована. По-настоящему найти можно лишь то, чего не ждёшь и не ищешь, - только тогда это и становится настоящим открытием.


Буддизм как мировая религия - одна из самых древнейших, и не напрасно существует мнение о том, что без понимания ее основ невозможно ощутить все богатство культуры Востока. Под ее влиянием формировались многие исторические события и основные ценности народов Китая, Индии, Монголии и Тибета. В современном мире буддизм под влиянием глобализации обрел в качестве последователей даже немногих европейцев, распространившись далеко за пределы местности, где он возник.

Возникновение буддизма

Впервые о буддизме узнали в примерно в 6 веке до н.э. В переводе с санскрита он означает «учение просветленного», что действительно отражает его организацию.

Однажды в семье раджи родился мальчик, который, согласно легенде, сразу встал на ноги и обозначил себя существом, которое превосходит всех богов и людей. Это был Сиддхартха Гаутама, который впоследствии претерпел значительную трансформацию и стал основателем одной из самых масштабных мировых религий, существующих до сих пор. Биография этого человека и является историей возникновения буддизма.

Родители Гаутамы однажды пригласили провидца, чтобы он благословил новорожденного на счастливую жизнь. Асит (так звали отшельника) увидел на теле мальчика 32 отметины великого человека. Он сказал, что этот ребенок станет либо величайшим царем, либо святым. Когда его отец услышал это, то решил ограждать своего сына от различных религиозных течений и любых знаний о страданиях людей. Однако, проживая в 3 дворцах с богатым убранством, Сиддхартха в 29 лет почувствовал, что роскошь - не цель жизни. И пустился в странствие за пределы замков, держа это в секрете.

За стенами дворцов он увидел 4 зрелища, которые изменили его жизнь: отшельника, нищего, труп и больного человека. Так будущий узнал о страдании. После этого личность Сиддхартхи претерпела множество метаморфоз: он ударялся в разные религиозные течения, искал путь к самопознанию, учился сосредоточению и аскезе, но это не привело к ожидаемым результатам, и те, с кем он путешествовал, покинули его. После этого Сиддхартха остановился в роще под фикусом и решил не уходить отсюда, пока не найдет Истину. Через 49 дней он обрел знание Истины, достигнув состояния нирваны, и узнал причину человеческих страданий. С этих пор Гаутама стал Буддой, что в переводе с санскрита означает «просветленный».

Буддизм: философия

Эта религия несет в себе идею непричинения зла, что делает ее одной из самых гуманных. Она учит последователей самоограничению и достижению состояния медитации, которые в конечном итоге приводят к нирване и прекращению страданий. Буддизм как мировая религия отличается от остальных тем, что Будда не считал основой этого учения божественное начало. Он предлагал единственный путь - через созерцание собственного духа. Его целью является избегание страдания, что достигается с помощью следования 4 благородным истинам.

Буддизм как мировая религия и ее 4 главные истины

  • Истина о страдании. Здесь происходит утверждение о том, что все есть страдание, все ключевые моменты существования индивида сопровождаются этим чувством: рождение, болезнь и смерть. Религия тесно переплетена с этим понятием, практически связывая все бытие с ним.
  • Истина о причине страдания. Под этим понимается то, что любое желание является причиной страдания. В философском понимании - к жизни: она конечна, и это порождает страдание.
  • Истина о прекращении страдания. Состояние нирваны является признаком прекращения страдания. Здесь человек должен испытать угасание своих влечений, привязанностей и достичь полного безразличия. Сам Будда никогда не отвечал на вопрос, что это такое, подобно брахманским текстам, в которых утверждалось, что об Абсолюте можно говорить только в отрицательных терминах, поскольку его нельзя оформить в слова и мысленно постичь.
  • Истина о пути. Здесь речь идет о который приводит к нирване. Буддист должен преодолеть три этапа, которые имеют несколько ступеней: этап мудрости, нравственности и сосредоточения.

Таким образом, буддизм как мировая религия значительно отличается от других и предлагает своим последователям придерживаться лишь общих направлений без конкретных указаний и законов. Это поспособствовало возникновению разных направлений в буддизме, что позволяет каждому выбрать самый близкий путь к своей душе.

Буддизм считается древнейшей из мировых религий. Христианство и мусульманство возникли гораздо позже – через шесть и тринадцать столетий после появления вероучения Будды.

За годы своего формирования и развития буддизм создал и усовершенствовал не только религиозное мировоззрение, но и философию, культуру, искусство. Исповедуя эту религию, человек может познать целый спектр научных знаний, не ограничиваясь одной точкой зрения. Что же представляет собой буддийское вероучение? Каковы его основы и практики?

Что означает слово «буддизм»?

Сами представители буддизма называют свою религию Буддхадхарма, а ее основателя Будду Шакьямуни – Дхармой. Понятие произошло от санскритского словосочетания buddha dharma , которое в переводе означает «Учение Просветленного» . Термин «буддизм» был придуман европейцами в XIX веке для обозначения религиозно-философского течения, пришедшего в Европу из Древней Индии.

Буддизм зародился примерно в VI столетии до нашей эры благодаря духовному учителю Сиддхаттха Готама, который в дальнейшем стал называться Буддой. Считается, что его путь к просветлению начался в прежних жизнях, однако понимание суровой реальности появилось только при последнем рождении под именем Готама.

В 16 лет он женился на принцессе Яшодхаре, а в 29 лет выбрался из дворца и увидел 4 так называемых «зрелища», которые полностью перевернули его жизнь. В тот день Будда встретил отшельника, бедняка, больного и разложившийся труп, после чего понял, что ни богатство, ни слава не способны защитить людей от лишений, недугов и смерти.

Увиденное подвигло Будду покинуть дворец и отправиться на поиски просветления. Во время своего путешествия он , правила медитации, а в возрасте 35 лет, наконец, достиг пробуждения (бодхи) и получил знания о «Четырех благородных истинах».


С той поры Будда стал передавать обретенные знания другим людям, а после смерти все его диалоги, изречения и заветы были собраны учениками в единый буддийский канон «Трипитаки».

Что представляет собой буддизм?

На сегодняшний день буддизм является мировой религией и философским учением, хотя некоторые исследователи и историки называют его «наукой о сознании». В мире существует два основных направления буддизма, различающихся по способам практики и философским взглядам.

Учение Махаяна (Великая колесница) основывается на верованиях о некоем пути, пройдя по которому люди смогут достичь бодхи. Хинаяна (Малая колесница) базируется на идеях о состоянии бытия и на отрицании человеческой души как самостоятельной сущности.

Помимо двух главных течений буддизма, выделяют дополнительное мировоззрение Ваджраяна (Алмазная колесница), отделившееся от Махаяны в V столетии.

Кто такие буддисты?

К буддистам относят адептов буддийской религии, то есть людей, которые посвятили свою жизнь пути к духовному пробуждению. Общее количество сторонников этой религии в мире составляет более 460 миллионов человек, из них около 1 миллиона являются буддийскими монахами.

Наибольшее распространение учение получило в Азии – преимущественно в южной и восточной части континента. Максимальное количество буддистов сосредоточено в Индии, Вьетнаме, Китае, Камбодже. В России буддийские общины можно найти в Туве, Калмыкии и Бурятии.

Что такое «Четыре благородные истины»?

В основе буддийского учения лежат «Четыре благородные истины», знание которых позволяет людям прийти к пробуждению.

Во-первых, буддисты веруют, что в мире существует страдание (дуккха).

Во-вторых, дуккха имеет причины.

В-третьих, у каждого человека есть возможность избавиться от страданий, устранив причину дуккхи.

И, в-четвертых, приверженцы буддизма полагают, что в мире есть путь, пройдя по которому можно избавиться от дуккхи.

Чем буддизм отличается от других мировых религий?

Если сравнивать буддизм с монотеистическими религиями, признающими единство Бога, то главным его отличием является тот факт, что буддисты не верят в существование Бога-творца.


Они не признают сотворения мира Всевышним и полагают, что он никем не создан и никем не управляется. Учение отрицает возможность , в нем нет ереси и безоговорочной веры. Кроме того, в буддизме не существует единых текстовых канонов и общей религиозной организации, аналогичной христианским церквям.

Как известно, в современном обществе существуют три мировые религии: христианство, буддизм и ислам. Из этих трех конфессий самая малочисленная – буддизм, но история его появления и развития его традиций, принципов не менее интересна, чем информация о христианстве и исламе.
Буддизм считается одним из самых древних религиозно-философских учений. Однако, сам термин «буддизм» был создан в Европе уже в 19 веке. Возник буддизм в Индии, а основателем этого учения называют Сиддхартха Гаутама, в дальнейшем получившего имя Будда Шакьямуни. Последователи этого учения именовали его «Дхарма» или «Буддхадхарма».
Наблюдая несколько лет за своим разумом, Будда Шакьямуни высказал свою мысль о том, что причина всех страданий людей – они сами. Будда считал, что люди очень привязаны к материальным ценностям, что имеют привычку создавать иллюзии. Он полагал, что путь избавления от этих страданий состоит из медитации и практики самоограничения (то есть следование определенным заповедям). В буддизме главное – стремление к очищению разума от страха, эгоизма, ревности, лени, жадности, злости и других состояний, которые мы привыкли называть пороками. Развивает буддизм такие качества, ведущие к благополучию, как трудолюбие, доброта, сострадание и прочие.
Основателем и главным объектом поклонения в буддизме считается принц Гаутама Сиддхартха. Согласно преданию, в 35 лет он достиг просветления и смог изменить не только свою жизнь, но и жизни тех, кто следовал за ним. Последователи Гаутамы и дали ему имя Будда.
За время своего распространения буддизм впитал в себя большое количество различных верований и обрядов. Одни приверженцы буддизма считают главным самопознание, происходящее через медитацию, другие придерживаются идеи о том, что происходит это через благие поступки, третьи – почитание Будды.
В ранних учениях особое место занимала буддийская медитация. Она представляет собой методы физического и духовного самосовершенствования.
Все последователи буддизма опираются на доктрины. В первой доктрине заложены Четыре Благородные Истины, содержащие информацию о страдании (дуккха): о самом страдании; о причинах страдания; о возможности освобождения от страданий; о путях избавления от страданий. Вторая доктрина содержит в себе учение о карме. Также существуют доктрина анатмавады, доктрина кшаникавады и буддийская космология. Есть несколько трактовок доктрин, они могут отличаться (это зависит от школы). Существует несколько школ, но в каждой из них путь к просветлению основывается на трех главных составляющих: во-первых, это теория о том, как устроен мир; во-вторых, неотъемлемой частью является медитация; в-третьих, определенный образ жизни, когда уже достигнут определенный уровень развития сознания.
Все школы буддизма различаются по их принадлежности к одной из «Трех Колесниц». Первая – это Хинаяна («Малая Колесница»). Как раз-таки она и основывается на Четырех Благородных истинах. Люди, принадлежащие к этой школе, чаще всего монахи. Вторая школа имеет название Махаяна («Великая Колесница»). Основой этой школы являются поучения о сочувствии и пустоте явлений. Практикующие Махаяну соблюдают обет Бодхисаттвы, по которому они, совершая любые действия, должны думать о благе других существ. Еще одна школа - Тантраяна или "Колесница тантр". Здесь выступает основой поучение Будды о природе. Наивысшим достижением в этой школе считается окончательное просветление. Практикующие эту школу в основном йоги или миряне.
Стать последователем буддизма от рождения невозможно, так как нужно осознать и понять три драгоценности: Будду (самая важная драгоценность; Будда Шакьямуни или любой просветленный), Дхарму (учение Будды, объект учения - нирвана) и Сангху (небольшая группа буддистов или же буддисты в целом). После осознания этих драгоценностей необходимо было следовать пяти буддистским заповедям: воздержание от убийства, кражи, распутства, обмана и опьянения. Однако, несоблюдение этих заповедей никак не наказывалось – Будда опирался на здравый смысл своих последователей, а не на страх. Мораль и этика буддистов построены на не совершении вреда, воспитании в человеке чувства сосредоточенности. Медитации помогают познавать связь между духовными, телесными и психологическими процессами.
Учение Будды связано с так называемым срединным путем, согласно которому считается неприемлемым ни аскетизм, ни гедонизм. Сам Будда объяснял, что его учение – не божественное откровение, оно получено им благодаря медитативному созерцанию собственного духа. Итоги зависят лишь от самого человека. Будда считал, что следовать его учению необходимо посредством проверки на собственном опыте. Целью учения Будды является достижение полного раскрытия возможностей ума человека.
Понятие Бога в буддизме весьма необычно, что и отличает его от большинства западных религий. У буддистов нет единого и постоянного Бога, Буддой может стать любой из просветленных. Однако, именно в Будде видят наставника.
Важнейшим письменным источником буддизма считается полное собрание поучений Будды, состоящее из 108 томов. Это собрание имеет название «Канджур». «Тенджур» - комментарии к поучениям, они состоят из 254 томов.
Жизнь, согласно буддизму, – проявление «потоков» дхарм, являющихся невидимыми и неощутимыми. Дхармы составляют опыт живых существ. Под живыми существами понимается не только человек, но и все, что существует в этом мире. Когда поток дхарм распадается, наступает смерть, после которой дхармы формируются заново, следовательно, запускается процесс реинкарнации (переселение душ). На ход этого процесса большое влияние оказывает обретенная в предыдущей жизни карма. Нескончаемый процесс реинкарнации, в ходе которого человек испытывает страдания, прекращается с достижением нирваны (состояние покоя и блаженства, слияние с Буддой).
Понятие «дхарма» весьма распространено в буддистской литературе, особенно в различных философских сочинениях. Также под понятием «дхарма» понимается еще и учение Будды.
Буддийское учение очень многогранно и интересно, в первую очередь, тем, что не основывается на вере. Немаловажным в буддизме является опыт, поэтому ограничиться только описанием содержания буддизма недостаточно. Буддизм кратко – очень сложная философия жизни. Все отличительные особенности буддизма можно увидеть, если сравнить его с другими религиями и мировоззрениями. Важно помнить одно: приближаться к этому учению стоит только тогда, когда разум будет освобожден от различных нравственных стандартов.

Крем для бисквита – вопрос на первый взгляд совершенно элементарный: ну, подумаешь, велика проблема-то, всего лишь смазать испеченные накануне коржи. Бери варенье или сметану — и вперед, все получится. Так-то оно так, но что вы ответите, если вам скажут, что вариантов крема для бисквитного торта может быть десятки и даже сотни? И вот среди них надо отыскать тот, который наиболее отвечает вашим вкусовым предпочтениям?

1. Заварной крем для бисквитного торта

Самый обычный, самый доступный, самый простой и легкий заварной крем, который отлично подходит для прослаивания бисквитных тортов. Не уваривайте его в густую массу – чтобы было вкусно, этот крем должен быть чуть жидковатым.

Ингредиенты:

  • 500 мл молока;
  • 1 яйцо;
  • 2 ст. л. муки;
  • 1 стакан сахара;
  • ванильная эссенция;
  • 30 г сливочного масла.

Смешиваем сахар и муку, добавляем яйцо, растираем в однородную массу. Вливаем молоко, перемешиваем, ставим на плиту и увариваем на минимальном огне при постоянном помешивании до легкого «пыхтения». В горячий крем добавляем сливочное масло и ванильную эссенцию. Крем можно использовать после остывания.

Совет: чтобы облагородить вкус бюджетного заварного крема, замените молоко нежирными сливками, а вместо ванильной эссенции возьмите натуральную ваниль.

2. Сметанный крем для бисквитного торта

Сметанный крем для бисквита – один из абсолютных фаворитов. Его тонкая кислинка прекрасно сочетается со сладостью теста, делает его вкус интереснее и богаче. Приготовление не сложное, однако, следует соблюсти одно важное условие: сметана должна быть хорошего качества и высокой жирности. Желательно, конечно, фермерская или домашняя. Увы, магазинный сметанный продукт неясной этимологии не даст вам порадовать семейство вкусным бисквитным тортом со сметанным кремом.

Ингредиенты:

  • 450 г сметаны жирностью не менее 25%;
  • 150 г сахарной пудры;
  • 1/4 ч. л. ванилина.

В удобную миску выкладываем сметану. Включаем миксер и постепенно всыпаем сахарную пудру. Взбиваем до увеличения крема в объеме и появления устойчивого рисунка на поверхности. В самом конце всыпаем ванилин (или вливаем половину чайной ложки ванильного экстракта).

Совет: если сметана кажется вам жидковатой и недостаточно жирной, попробуйте отвесить ее – выложить в несколько слоев хлопковой ткани и подвесить над раковиной на пару часов Сыворотка уйдет, сметана взобьется лучше и легче.

3. Крем на взбитых сливках

Пышный, легкий, воздушный, невесомый – все это про крем на взбитых сливках. Жирный, правда, этого не отнять, но кто сказал, что торт обязан быть низкокалорийным? На то он и торт!

Ингредиенты:

  • 500 мл сливок жирностью не менее 33%;
  • 70 г сахарной пудры;
  • 5 г ванильного сахара.

В миску выкладываем сливки, включаем миксер. Начинаем взбивать на низких оборотах, постепенно увеличивая скорость и всыпая сахарную пудру. Когда масса значительно увеличится в объеме и будет хорошо держать форму, всыпаем ванильный сахар. Крем готов.

Совет: если вам не повезло, и купленные вами сливки не отличаются высокой жирностью и никак не хотят взбиваться, закройте глаза на абсолютную полезность домашней еды и добавьте к крему порошок для взбивания сливок – это загуститель нейтрального вкуса, в состав которого, как правило, входит модифицированный крахмал.

4. Йогуртовый крем для бисквита

Легкий! Нет, легчайший! И абсолютно полезный. Делается элементарно, на вкус – невесомый и очень летний. Такой крем отлично сочетается со свежими фруктами и ягодами, которые, в свою очередь, являются прекрасным дополнением к любому бисквитному торту.

Ингредиенты:

  • 500 мл жирного йогурта (не менее 9%);
  • 150 мл жирных сливок (не менее 33%);
  • 20 г желатина;
  • 70 мл воды;
  • 100 г сахарной пудры.

Желатин заливаем водой комнатной температуры, оставляем до набухания, после чего распускаем до однородности на минимальном огне, снимаем с плиты. Параллельно взбиваем охлажденные сливки до устойчивой пышной массы. Отдельно взбиваем йогурт с сахарной пудрой.

В йогурт тонюсенькой струйкой вводим желатин, при этом работаем миксером. Перемешав, убираем миксер. Лопаткой аккуратно вводим в йогурт сливки, соединяем методом складывания. Прячем крем в холодильник на 5-7 минут, после чего можно прослаивать бисквит.

Совет : выбирая йогурт, отдавайте предпочтение продукту без добавок, который не является питьевым – так вкус крема будет более «чистым», а сама масса – стабильнее и приятнее по консистенции.

5. Творожно-йогуртовый крем

Легкий, но основательный, с ярко выраженной кисломолочной ноткой, приятный, освежающий. Крем неплохо застывает, но остается достаточно воздушным.

Ингредиенты:

  • 400 г питьевого йогурта;
  • 500 г жирного мягкого творога;
  • 25 г желатина;
  • 100 мл воды;
  • 100 г сахарной пудры.

Творог растираем блендером или пропускаем несколько раз через мясорубку, затем смешиваем с йогуртом – должна получиться абсолютно однородная, глянцевая масса. Добавляем сахарную пудру.

Отдельно заливаем желатин водой комнатной температуры, оставляем на 5-10 минут до набухания, затем подогреваем на минимальном огне, пока масса не станет полностью однородной, после чего тонюсенькой струйкой вливаем ее в творожно-йогуртовую смесь при постоянном размешивании миксером. Убираем в холодильник на 5-7 минут – крем готов.

Совет : выбирая творог, постарайтесь найти качественный деревенский или фермерский продукт – мягкий, без крупинок. Такой творог лучше всего «ляжет» в крем, будет гладким и прекрасно соединится с остальными компонентами. Если йогурт, который вы купили, уже содержит сахар, уменьшите количество сахарной пудры, ориентируясь на свой вкус.

6. Творожный крем для бисквитного торта

Очень яркий, характерный крем. Его ни с чем не перепутаешь и ни на что не променяешь, если хотя бы раз попробуешь.

Ингредиенты:

  • 340 г мягкого жирного творога;
  • 115 г размягченного сливочного масла;
  • 100 г сахарной пудры;
  • ванильная или миндальная эссенция по вкусу.

Холодный, очень хорошо охлажденный творог выкладываем в миску, добавляем сахарную пудру и сливочное масло, капаем ароматизатор и взбиваем до получения пышной гладкой массы. Творожный крем отлично хранится в холодильнике несколько дней, не теряя своих свойств.

Совет: попробуйте взять вместо творога творожный сыр (типа «Альметте») – крем приобретет очень интересные вкусовые оттенки, будет более изысканным и элегантным.

7. Творожно-фруктовый крем

Вкусный, легкий, богатый. В этом креме удачно сочетается кислинка, которую дает сметана, сливочный привкус творога и яркая фруктовая нотка.

Ингредиенты:

  • 200 г мягкого творога;
  • 300 г жирной сметаны;
  • 100 г сахарной пудры;
  • 200 г фруктов или ягод (клубника, черника, персик, банан).

Сметану взбиваем с сахарной пудрой в пышную массу, добавляем творог и продолжаем взбивать, пока крем не станет гладким и чуть блестящим. Выключаем миксер, аккуратно смешиваем крем с мелко нарезанными фруктами или ягодами.

Совет : успех этого рецепта зависит от качества сметаны, большая часть магазинных продуктов не даст нужной пышной текстуры, поэтому рекомендуется брать деревенскую жирную сметану.

8. Сливочный крем для бисквита

Не крем, а восторг! Очень стильный и изысканный. Кстати, этот крем великолепно держит форму – с его помощью можно не только прослаивать бисквиты, но и украшать торты.

Ингредиенты:

  • 400 г сливочного крем-сыра (например, от «Виолетте», «Альметте», «Хохланд»);
  • 100 г сливок для взбивания (жирностью не менее 33%);
  • 50 г сахарной пудры.

Хорошо охлажденные сливки и сыр выкладываем в удобную миску (в идеале – тоже охлажденную), добавляем сахарную пудру и включаем миксер. Первую минуту – на низких оборотах, потом увеличиваем скорость и взбиваем до получения пышной массы матовой массы (около 4-5 минут).

Совет: чтобы крем взбился, берите исключительно проверенные качественные сливки, которые вас никогда не подводили, это залог того, что все получится. Эксперименты оставьте для других рецептов.

9. Белковый крем для бисквитного торта

У белкового крема есть масса достоинств. Во-первых, это один из самых бюджетных способов украсить торт. Во-вторых, он абсолютно стабилен и легко держит нужную вам форму. В-третьих, довольно просто готовится. Кроме того, стоит упомянуть, что это вкусный и привлекательный вариант крема для бисквитного торта. В общем, стоит освоить!

Ингредиенты:

  • 3 белка;
  • 100 мл воды;
  • 200 г сахара;
  • 1/4 ч. л. соли.

В удобную кастрюлю насыпаем сахар, отмеряем нужное количество воды. Ставим на плиту, доводим до кипения и увариваем до пробы на «мягкий шарик» (температура сиропа должна быть в пределах 116-120 градусов).

Параллельно начинаем взбивать белки с щепоткой соли. В идеале белки должны взбиться ровно к тому моменту, как сварится сироп. При условии готовности обеих масс, начинаем тончайшей струйкой вливать сироп в белки, миксер при этом не выключаем. Работаем миксером, пока масса не станет плотной, глянцевой, упругой и не остынет. Крем готов.

Совет : чтобы крем правильно приготовился, берите только свежие яйца, проверяйте их срок годности. При проваривании сиропа следите за тем, чтобы крупинки сахара не оставались на стенках кастрюли – это чревато кристаллизацией всего сиропа.

10. Шоколадный крем для бисквита

Радость любому шопоголику – шоколадный крем. Легкий и воздушный, с приятной текстурой, он обладает характерным шоколадным акцентом. Прекрасный вариант для тех, кто любит наслаждение с горьким привкусом.

Ингредиенты:

  • 500 мл молока;
  • 60 г какао;
  • 100 г сахара;
  • 2 ст. л. крахмала;
  • 3 желтка;
  • 200 г сливочного масла.

Смешиваем какао, крахмал, сахар, растираем с желтками. Небольшими порциями вливаем кипяченое молоко, остывшее до 40 градусов, тщательно перемешиваем. Ставим кастрюлю на плиту, на минимальном огне варим крем до загустения. Следим за тем, чтобы крем не пригорел.

После полного остывания добавляем размягченное сливочное масло и взбиваем крем в пышную массу.

Совет : при желании крем, приготовленный по этому рецепту, можно подать в качестве отдельного десерта – разложив его в креманки и украсив фруктами.

11. Карамельный крем

Богатый вариант с характерным карамельным привкусом. Очень ароматный, насыщенный, яркий. Отличный вариант для прослаивания праздничных тортов.

Ингредиенты:

  • 200 г сахара;
  • 300 г сливок жирностью не менее 25%;
  • 200 г сливочного масла.

Сахар высыпаем на сковороду, распределяем ровным слоем и ставим на плиту на минимальный огонь. Как только он весь растает (следите внимательно – он не должен сгореть, нужно, чтобы масса стала золотой, но не темной), аккуратно вливаем подогретые сливки. Перемешиваем, варим не небольшом огне до загустения. Снимаем с плиты, оставляем до полного остывания, а затем взбиваем с размягченным сливочным маслом.

Совет : в карамельный крем стоит добавить ложку миндальной эссенции – она отлично гармонирует со сливочным вкусом.

12. Банановый крем для бисквитного торта

Ароматный, насыщенный, сливочный, фруктовый. В общем, отличный крем для настоящих сладкоежек.

Ингредиенты:

  • 200 г спелых бананов;
  • 200 г сгущенного молока;
  • 200 г сливочного масла.

Размягченное сливочное масло взбиваем до пышной массы, добавляем сгущенку. Когда крем станет гладким, вводим банановое пюре, перемешиваем. Крем готов.

Совет : не пюрируйте бананы блендером – масса будет жидковатой, лучше сделать это с помощью вилки или обычного ситечка.

13. Лимонный крем из маскарпоне

Крем легкий и изысканный. Подходит для белых классических бисквитов. Готовится легко, съедается быстро.

Ингредиенты:

  • 250 г маскарпоне;
  • 100 г сахарной пудры;
  • сок 1/4 лимона;
  • 1/4 ч. л. ванилина или 1/2 ч. л. ванильной эссенции;
  • 100 г сахарной пудры.

Сыр комнатной температуры выкладываем в миску, добавляем сахарную пудру и ванилин и взбиваем до однородной пышной массы. В конце добавляем лимонный сок, перемешиваем. Убираем крем на полчаса в холодильник, после чего его можно использовать.

Совет : добавьте в сырную массу пару ложек любого ароматного алкоголя – он значительно облагородит итоговый вкус крема.

14. Крем для бисквитного торта на манке

Крем простой, можно даже сказать – простецкий. Но в этой вот его простоватости прячутся определенные бонусы – он недорогой, легко готовится, приятно съедается.

Ингредиенты:

  • 250 мл молока;
  • 3 ст. л. манной крупы;
  • 1 стакан сахара;
  • 100 г сливочного масла;
  • 1/4 ч. л. соли;
  • ванилин по вкусу.

Отмеряем молоко, ставим кастрюльку на плиту, всыпаем сахар и соль. Как только закипит, добавляем манную крупу, помешивая, варим до загустения около 2-3 минут. После остывания взбиваем манную кашу с размягченным сливочным маслом, добавляем немного ванилина.

Совет : чтобы сделать вкус крема на манке более интересным, рекомендуется добавить в него цедру лимона или апельсина.

15. Крем «Шарлотт»

Классика кремового жанра. Если вы еще никогда не готовили, обязательно стоит попробовать – этот крем прекрасен! Легкий, нежный и устойчивый – подходит не только для прослаивания бисквитов, но и для украшения тортов.

Ингредиенты:

  • 1 яйцо;
  • 150 мл молока;
  • 180 г сахара;
  • 200 г сливочного масла;
  • 1 ст. л. коньяка;
  • ванилин.

В кастрюльке смешиваем яйцо и сахар, добавляем молоко. Взбиваем венчиком до однородности и легкой пенки, затем ставим кастрюльку на плиту и при постоянном помешивании увариваем около 2-х минут до получения гладкого нежного крема.

Остужаем.

Размягченное сливочное масло взбиваем до пышности, затем небольшими порциями вводим в него заварную основу, не выключая миксер. В конце добавляем коньяк и ванилин. Готово.

Совет : не пренебрегайте коньяком – конечно, этот компонент можно опустить, однако, именно он придает крему великолепные благородные нотки.

Грамотно подобранный и технологически правильно приготовленный крем – это залог вашего успеха как кондитера. Если все сделать верно, вы легко получите ворох комплиментов от тех, кто продегустирует ваш торт, при этом, набив руку и поняв общие принципы приготовления того или иного крема, вы не будете тратить на процесс много усилий или времени. Пусть ваши торты всегда будут безупречными, а кремы – вкусными!