Проект чайная церемония в китае. Китайская Чайная Церемония – история, традиции, философия. Вода и посуда – важные основы церемонии

Мы пьем чай везде – дома, на работе, в гостях, когда замерзли, когда жарко, во время деловых переговоров, когда смотрим кино. Как только появляется свободная минутка – бежим, ставим чайник, заливаем кипятком чайные листья, создавая напиток, без которого трудно представить нашу повседневность. Чай один из самых популярных напитков в мире.

У каждой страны есть свои традиции потребления чая, однако одними из самых интересных считаются чайные церемонии Китая.

Чайная комната должна быть подготовлена особым образом для церемонии

Как заваривается чай для чайной церемонии

За проведение процедуры отвечает чайный мастер, он готовит чай и рассказывает о его свойствах. Именно мастер подает чаши с чаем гостям.

Чаще всего для церемонии используется зеленый чай.

Заваривают чай в специальных чашах, объем которых 200-250 мл. Они похожи на пиалу, но кверху сильно расширяются и закрываются крышкой.

Особое место чайный мастер уделяет воде для чая.

Казалось бы, что сложного - листы чая залить вскипяченной водой. Но не тут-то было: китайцы уделяют значение каждой мелочи.

Готовность воды во время кипячения определяется по специальному звуку, издающему водой во время нагревания с закрытой крышкой. Следующим этапом будет кипячение воды, но уже без крышки. По виду пузырьков мастер легко определит, готова ли вода.

Самые мелкие пузырьки называют «рачий глаз», более крупные «крабий глаз», самые большие «рыбий глаз».

Если воду недокипятить или перекипятить, то чай будет испорчен, он не сможет раскрыть себя во всей красе.

После приготовления воды, мастер передает всем гостям лежащий в специальной коробке чай того, чтобы гости ознакомились с ароматом. После этого он берется за заваривание чайного листа.

Чай можно мешать только по часовой стрелке специальным предметом. Когда образуется водная воронка, в нее вбрасывается чайный лист. Как только листья легли на дно заварника, чай готов.

Чайный мастерпозаботится о правильном приготовлении чая

Подает чайный мастер каждому гостю по две чаши на деревянной подставке.

Одна чаша узкая, символизирует мужчину, другая широкая - символ женщины.

Сначала чай наливают в чашу, накрывая пиалой, затем резко переворачивают так, чтобы не пролить. Теперь напиток можно пить.

Церемония должна проходить без спешки, нельзя кричать, размахивать руками. Гости вместе просидеть могут несколько часов, на протяжении всего времени мастер постоянно следит за напитком. Чайные листы выдерживают до 10 завариваний.

Также практикуется традиция «чайных турниров» - встреча любителей чая, когда выставляется на пробу большое количество сортов. Участники должны по аромату и вкусу определить сорт чая.

Чайная церемония создана для гармонизации человека

Сохранение чайной традиции

Сегодня в Китае уделяется большое значение поддержанию и сохранению традиций чайной церемонии. Для этого существуют различные государственные организации – Всекитайское общество чаепития, Китайский международный центр по изучению чайной культуры, Китайский музей чая, Центр изучения чая при Академии сельхознаук Китая. Каждый год в этой стране употребляется более 500 тысяч тонн чая. Таким образом, чайная культура является народным достоянием Поднебесной.

Китайская чайная церемония

Юлия Верн 42 053 2

Китайская чайная церемония - Гунфу-Ча или, как ее часто называют в Китае, Кунг-Фу чая, одна из многих, исторически сложившихся, китайских традиций, зародившихся несколько тысяч лет назад в древнем Китае. Китайская Гунфу-Ча - родоначальница всех чайных традиций, распространившихся по всему миру, представляющая собой отдельный ритуал восхищения вкусом чайного напитка, берущий свое начало из китайских провинций Фуцзянь и Гуандун.

Приготовлению чая в Китае всегда уделялось высокое внимание, что является неотъемлемой частью традиционных китайских чаепитий, независимо от форм сухого чайного сырья. К концу XIV века, в эпоху династии Мин, излюбленным чайным напитком семьи императора был чай, приготовленный из цельных сухих листьев, в то время как народ попроще мог позволить себе только брикетированное и мелколистовое чайное сырье.

Со временем изменялась посуда, в которой заваривали и из которой наслаждались чайными напитками. Так, к середине XV века появляется специальная чашка - гайвань, которая служит и заварником и чашкой одновременно. Гайвань - одна из немногих представительниц чайной утвари, которая используется в традиционном китайском чаепитии и по сей день. Посуда напоминает собой обычную чашку, объем которой может колебаться от 100 до 350 мл, без ручки, но с обязательным присутствием крышки и блюдца. Еще одно обязательное условие - наличие идентичного расписного узора на всех трех элементах посуды, которым, в средние века обозначали принадлежность к определенному статусу при дворе, а в последующем и - к семейному очагу.

Гайвань — традиционная китайская чайная утварь

Классическая гайвань представляет собой модель мира, где блюдце - символизирует основу (землю), крышка - защиту (небо), а сама чашка - человека, уверенно стоящего на земле под защитой неба.

Крышка обязательно прилегает к чашке неплотно - образуя щель, через которую пьется чай или разливается по чашкам в кругу семьи.

Почти одновременно с гайванью появляется еще один представитель посудных китайских изысков - глиняный чайник исинь, получивший свое название благодаря китайскому городу Исин (иногда произносится Исинь), в пригороде которого - Диншучжэне на берегу озера Тай, находятся залежи фиолетовой глины с примесями песка, собственно из которого и изготовлен чайник.

Исинская фиолетовая глина обладает особыми качествами при обжиге - материал приобретает блеск и пористую жесткую структуру, которая обуславливает медленное остывание чайника и дает возможность «дышать» содержащемуся в нем чаю.

Требования к воде

Чаепитие Гунфу-Ча - процесс, который должен удовлетворять и насыщать душу человека и его разум, обладая, при этом богатым, насыщенным вкусом и ароматом, чего невозможно без правильно подобранной воды для заваривания, ее подготовки и непосредственного использования. Мастерство работы с водой передавалось китайскими чайными мастерами из тысячелетия в тысячелетие, постоянно совершенствуясь и оттачиваясь.

Процесс подготовки воды начинается с ее подбора. Вода с примесью посторонних запахов или обладающая плохим вкусом не подходит для использования в чаепитии. Слишком мягкая вода также отвергается - в ней слишком мало духа земли: природных минеральных солей, которые придают готовому напитку особую уверенность. Лучшей водой для приготовления чая считается родниковая вода, которые берет свои истоки из самого сердца земли, одухотворяя и оживляя чайный напиток.

Воду для заваривания хорошо кипятить в отдельном котле, такой емкости, которой будет достаточно для всех участников чаепития. Нагревание проводится единожды - от холодной родниковой до необходимой температуры. Не допускается остывание и повторный нагрев - это повышает мягкость воды и убивает ее живые свойства.

Только опытный чайный мастер может определить достаточный нагрев воды, а зависимости от сорта используемого чая, коих немного - для Гунфу-Ча используются всего два сорта чая: улун и пуэр. Для заваривания улуна температура воды должна достичь уровня 95 градусов, а для пуэра - 100.

Определить готовность нагретой воды можно и самостоятельно, если нет под рукой термометра. Вода температурой 75-85 градусов образует пузырьки, как их называют китайцы - «глаза краба», размером около 3 мм, создавая при этом громкий, резкий, шипящий звук.

При температуре 90-95 градусов, пузырьки размерами больше - около 8 мм, носят название «рыбьи глаза». Звуки кипения приглушенные, переливающейся тональности, звуки «шума ветра в соснах».

Необходимая утварь

Существуют некоторые различия между традициями Гунфу-Ча на территории материкового Китая и острове Тайвань, особенно это касается посуды, используемой в чаепитии. Поэтому набор приспособлений и посуды может несколько различаться, но это никак не отражается на качестве самого мероприятия.

Основная чайная утварь, без которой не обходится ни одна Гунфу-Ча в Китае:

  1. Чайник для заваривания исинь (Yixing) и комплект гайваней, которых должно равняться числу участников чаепития. Гайвани используются в материковой культуре чаепития;
  2. Чайный кувшин Ча-Хай - глиняная посуда, в которую сливается настоявшийся напиток, для согласования всех его разновидностей ароматов. Ча-Хай, в тайваньской культуре, служит основным источником розлива чая по чашкам;
  3. Котел с нагретой до необходимой температуры водой;
  4. Высокая узкая чашка Сян-Бэй и низкая широкая Пин-Бэй, которые неразлучно объединены в чайную пару и применяются только в тайваньской чайной культуре;
  5. Плоская фарфоровая подставка - Бэйнч-Жань, круглой или квадратной формы, которая визуально формирует единство чайной пары;
  6. Небольшой лоскут мягкой льняной материи темного цвета для вытирания пролившихся по посуде чайных капель;
  7. Чайная коробочка Ча-Хэ, в которую насыпают сухое чайное сырье и пускают по кругу участников с целью познакомить их с сортом, видом и ароматом будущего напитка;
  8. Фарфоровая ложка для очистки носика и краев посуды от мусора и плавающих чайных листков;
  9. Бамбуковая ложка для взвешивания и дозирования сухого чайного сырья;
  10. Фильтр-ситечко для носика исиня;
  11. Широкая деревянная доска - Ча-Пань - основная подставка под всю утварь;
  12. Широкие чайные щипцы для извлечения чайных листьев из исиня.

Процесс церемонии

Церемония китайского чаепития должна проходить в помещении, освещенном рассеянным солнечным светом, без доступа прямых солнечных лучей, чтобы ни одна мелочь, включая яркий луч света, не помешала пропитаться духом чайного напитка.

Цветовая гамма в помещении предпочтительно пастельных тонов с преобладанием светло-зеленых или светло-коричневых оттенков. Обязательно наличие легкого движения воздуха, вольного духа ветра, который приносит дух Гунфу-Ча в каждый уголок самой закрытой души.

В воздухе витают легкие, ненавязчивые ароматы жасмина или лаванды, слышны пение птиц и легки звуки традиционной китайской музыки. Все окружение должно быть мирным, спокойным, способствовать расслаблению души и тела - дух чая не терпит суеты.

Стол, за которым проводится чаепитие, должен быть достаточно вместительным, чтобы не допускать перегруженности посудой и соответствующие неудобства вследствие этого.

Подготовка

Первый этап - Вэнь Ху Тан Бей - согревание исиня. Посуду аккуратно расставляют на Ча-Пани и заливают кипятком, примерно на одну третью емкости, с целью прогрева стенок и стерилизации. Через 1,5-2 минуты, волнообразными движениями кистей, ополаскивают стенки и сливают воду прочь;

Второй этап - Жань Шань Цзя Мин - оценивание превосходного чая. Некоторое количество сухого чайного сырья, бамбуковой ложкой помещают в Ча-Хэ и отдают участнику, сидящему слева от себя, который, открывая, крышку Ча-Хэ, вдыхает непревзойденный аромат чая, оценивая его достоинства, закрывает крышку и передает следующему участнику. Так, поочередно, все участники чайной церемонии знакомятся с будущим напитком, проникаясь его духом и силой, пока Ча-Хэ не вернется к первому участнику;

Третий этап - Ву Лон Ру Лонг («Черный Дракон Входит Во Дворец», название этапа характерно для использования в церемонии чая улун) - отсыпание необходимого объема чайного сырья в исинь. Стандартный объем чая составляет 15 г (три бамбуковых ложки с небольшой горкой) на 150 мл воды - половина объема классического исиня. Однако, в зависимости от количества участников, может быть использован исинь большего объема, но соотношение чая и воды всегда одинаково.

Четвертый этап - Суан Ху Гао Чонг - «промывание высокой струей». Процесс первого знакомства чайного листа с водой - один из самых важных моментов китайского традиционного чаепития, требующий особого спокойствия души. Исинь заполняют водой, нагретой до необходимой температуры, тонкой журчащей струей с высоты 50-70 см, наполняя до краев;

Пятый этап - Чун Фэн Фу Миан - «весенний ветер очищает поверхность». Фарфоровой ложкой снимают образовавшиеся на поверхности пузырьки и всплывшие чайные листья, закрывают исинь крышкой на 1-2 минуты, давая настояться первому чаю, который сливают в отдельную посуду и не употребляют;

Шестой этап - Зай Чжу Цин Куан - «прямой поток чистой весны». На этом этапе заваривают чай непосредственно для употребления, причем, теперь чайные листья заливают струей воды с более низкой высоты - не более 10-15 см. Заполняют исинь также до краев. Важно отметить, что четвертый и шестой этапы в китайской чайной традиции входят в ритуал Гао Чонг Ди Джень, когда высокая струя используется именно для первого промывания чайных листьев, а низкая - для непосредственного заваривания. Низкий, а значит - близкий к чаю поток воды, способствует лучшему, более медленному настаиванию;

Седьмой этап - Гуа Мом Лин Гай - поверхность воды вновь очищается от воздушных пузырьков, исинь закрывается. Обслуживание участников церемонии можно начинать спустя 20-50 секунд после закрытия крышки иссиня. Более точное время зависит от сорта и количества чая.

Обслуживание участников чаепития

В материковых культурах чай из исиня разливают непосредственно в гайвани. Что касается тайваньских обычаев, то напиток предварительно сливается в Ча-Хай и уже после разливается по чашкам гостей.

Разливание чая по чашкам проводится только хозяином дома, где проводится чаепитие. Исинь или Ча-Хай всегда должен находиться в правой руке. Левая рука придерживает исинь тканью, которой после каждого наливания обтирается носик (и стенка под ним) от стекающих капель чая.

Свои самые лучшие качества улун отдает в течение 4-8 завариваний подряд, более жесткий пуэр не теряет своих достоинств до 16 заварок.

Благодарность аромату и чаепитие

Высший уровень тайваньской чайной культуры заключается не столько в употреблении напитка, сколько в наслаждении и понимании его аромата, для чего существует отдельный ритуал и специальная посуда - чайная пара Сян-Бэй и Пин-Бэй на подставке Бэйнч-Жань.

Ритуал Оу Бей Му Лин «купание небес в аромате» - это чай из Ча-Хай разливается в высокую чашку Сян-Бэй примерно до половины ее объема, накрывается питьевой чашкой Пин-Бэй и переворачивается. Процесс закрытия носит ритуальное посвящение Лонг Фэн Чэн Сян - «дракон и птица Феникс вступают в благоприятный союз», которое воспринимается участниками как молитва во имя процветания, благополучия и счастья всех присутствующих.

Переворот чашек - Ли Ю Фан Шен («переворот карпа») - заключительный ритуал, после которого нужно, в первую очередь, насладиться ароматом чая из Сян-Бэй, оценить цвет чая в Пин-Бэй, а затем только приступать к употреблению напитка.

Хороший китайский этикет подразумевает делать не менее трех глотков за одно поднесение чашки к губам: первый глоток небольшой, второй - основной, а третий - завершающий, который формирует послевкусие.

На завершающем этапе чайной церемонии чайные листья аккуратно извлекаются в Ча-Хэ и вновь передаются по часовой стрелке между участниками, которые могут передать чувства благодарности чаю за отличный отдых души и тела, а хозяину - комплимент за такой замечательный выбор сырья для напитка.

Очистка посуды

Остатки напитка и чайных листьев ни в коем случае не должны задерживаться в исине. После извлечения всех чайных листьев, исинь ополаскивают остатками чая, а затем - кипятком. Нельзя использовать никакие моющие средства и некипяченую воду для ополаскивания чайника и остальной посуды. После промывания исинь должен высохнуть естественным путем, затем его полируют качественной льняной тканью.

Остальную посуду аналогично стерилизуют только кипящей водой и дают высохнуть на Ча-Пани.

Китайские традиции чаепития

Как известно, чай в Китае - традиционный напиток для ежедневного употребления, который входит в семерку вещей, без которых не может обойтись ни один китаец: дрова, рис, масло, соль, соевый соус и уксус.

Естественно, для утоления жажды чайная церемония каждый день не проводится. Но хорошим признаком воспитанности и соответствия китайским традициям будет, если для нее найдется время, хотя бы один раз в неделю. Кроме того, в Китае принято проводить чайные церемонии по особым случаям:


Гунфу Ча (Кунг Фу) является одной из национальных традиций, зародившихся в древнем Китае. Ее можно назвать родоначальницей чайного ритуала, который потом распространился по всему миру. Эта церемония представляет собой высшее мастерство приготовления чая и чаепития. Смысл древнего ритуала - оценить глубину вкуса, богатство аромата чайного напитка, насладиться им, почувствовать тонкости послевкусия.


История возникновения Гунфу Ча

Впервые упоминания о встречаются в 1-2 веках до нашей эры. Буддийские монахи использовали для заваривания и пития чая особую церемонию. Позже народы Чаочжоу и Миньнань возродили традицию, определили главные правила заваривания чая. Появилась посуда, которая стала неотъемлемой частью ритуала.

Во времена правления династии Мин, в 14 веке, чайная церемония Гунфу Ча полностью сформировалась. Были разработаны важные аспекты: процесс церемонии, содержание, речь, пространство. Неоценимый вклад в развитие искусства чаепития внес чайный мастер Фэн Янь. При императоре Цянь Лун чаепития стали ежедневными, поскольку он считал, что государь ни дня не может обойтись без чая. Изысканные чайные церемония устраивали для важных гостей, послов, так о Гунфу Ча узнали в других странах мира.

Посуда для чайной церемонии

Настоящие ценители чая знают, что посуда играет очень важную роль в культуре чаепития. Каждому предмету отведена своя, особая роль.

  • Чайник или гайвань. Лучше всего использовать керамический чайник, изготовленный из исинской глины. Он долго сохраняет тепло, которое крайне необходимо для заваривания всех видов улунов и полного раскрытия аромата чая. Гайвань для этой церемонии тоже подходит.
  • Ча Хэ. Это небольшая чаша, которая используется для знакомства с чаем.
  • Чайные пары Пин Мин Бэй и Вян Сян Бэй. Первая чаша - низкая, она используется для чаепития. Вторая - высокая, из нее нужно вдыхать аромат свежезаваренного улуна, наслаждаясь им. Объединяет чайные пары специальная подставка - Ча Тоу.
  • Гундаобэй или Ча Хай. Чаши предназначены для переливания чая из чайника, чтобы крепость настоя распределилась равномерно. Название «гундаобэй» в переводе означает «чаша справедливости».
  • Ча Люй. Небольшое ситечко, его используют для процеживания, чтобы не допустить попадания мелких чаинок в напиток.
  • Чайные инструменты Ча Цзюй. Их используют только настоящие мастера из Китая. Для пересыпания чая в чайник используется воронка Часяньло. Для чистки носика чайника - специальная игла Чацзань. Есть еще чайный совок Чачи.
  • Чачуань или Чачи. Так называют сосуд для питания чайника или гайвани горячей водой.
  • Чайная кисточка Ян Ху Би.
  • Чабань. Китайский поднос-столик, который необходим для размещения на нем посуды и утвари для заваривания чая.
  • Термос с горячей водой.

Специфика чайной церемонии

Чайная церемония Гунфу Ча подходит для заваривания высокогорных улунов, редко - пуэра. Можно использовать такие виды улунов, как Дун Дин, Те Гуань Инь, Фэн Хуан Дань Цун, Да Хун Пао и другие. Главное требование - отсутствие добавок и ароматизаторов. Для тех, кто решит провести чайную церемонию самостоятельно, нужно позаботиться о том, чтобы чай был самым лучшим. Чем выше сорт чая, тем он полезнее. Сырье для элитных сортов чая выращивается высоко в горах, оно собирается и заготавливается вручную профессиональными сборщиками.

Особые требования китайцы предъявляют к воде. Мастерство подбора воды передавалось мастерами из поколения в поколение. Вода должна быть без посторонних запахов, чтобы не испортить вкус удивительного напитка. Мягкая вода не подходит для церемонии, в ней мало духа земли, как считают китайцы. Родниковая вода - идеальный вариант, она добывается из самого сердца земли, поэтому способна оживить и одухотворить чайный напиток.

Воду можно кипятить только один раз, при повторном нагреве все полезные свойства убиваются. Определить достаточный нагрев воды может только опытный мастер. При заваривании улуна температура воды должна быть 95°С, для пуэра - 100°С. Китайцы не используют термометр, определяя температуру визуально. Считается, что если вода образовывает пузырьки размером 3 мм, температура достигла 75-85°. Это состояние воды называется «глаза краба». Если пузырьки стали больше (до 8 мм) и появились приглушенные звуки кипения (шум ветра в соснах), температура поднялась до состояния «рыбьи глаза», то есть до 90-95°С.


Процесс церемонии Гунфу Ча

Церемония проходит в несколько этапов, каждый из которых очень важен. Соблюдение всех правил позволит получить божественный напиток.

Приготовление

Необходимо подготовить всю необходимую для ритуала посуду. Вскипятить воду и перелить в хорошо прогретый термос. Объем воды должен соответствовать количеству участников чаепития. Всю посуду нужно прогреть, налив в нее кипяток и оставив на 15 секунд.

Заваривание

Чайный мастер, который проводит церемонию, демонстрирует чайные листья гостям, затем засыпает их в чайник или гайвань, закрывает и встряхивает. После этого можно открыть крышку, чтобы почувствовать тонкий аромат увлажненных листьев. После этого наливается кипяток, и чайник снова закрывается. Это делается для промывки листьев. Вода будет стекать в поддон чабани или в специальный сосуд. Удаляется пыль и мелкие примеси, чаинки омываются и слегка набухают.

Для дополнительного обогрева чайника на него сливается горячая вода из пиал. После того, как чаинки промылись, нужно сразу же заварить чай снова. Это не занимает много времени, через 30 секунд заваренный настой сливается в Вян Сян Бэй и накрывается Пин Мин Бэй. Обе чашки переворачиваются и ставятся на Ча Тоу. Насладившись ароматом чая из высокой чашки, можно испить маленькими глотками напиток из низкой чаши. При правильной заварке и использовании качественного чая во рту должно остаться глубокое обволакивающее послевкусие.

Завершение

Мастер, открыв чайник, позволяет гостям почувствовать аромат чайных листьев. Достаточно понюхать крышечку, которая впитала в себя нежный сладковатый аромат улуна. Таким образом, подтверждается качество чая. Процесс заваривания можно продолжить, увеличивая с каждым разом время настаивания. Китайский улун выдерживает до 8 заварок, каждый раз раскрываясь новым вкусом и ароматом. В конце чайной церемонии мастер достает чайные листья из чайника, демонстрируя присутствующим величину раскрывшихся листьев, их аромат. Это еще и своеобразная дань уважения самому чаю и чайному мастеру. Посуда тщательно промывается, сушится до следующей церемонии.

Китайская чайная церемония проходит в неспешной обстановке, она помогает забыть о повседневной суете, расслабиться, найти гармонию. Регулярные чаепития, проходящие в кругу людей разного возраста, способствуют сохранению традиций, составляющих великое китайское наследие.

Буддистские монахи предписывают чаю способность приводить в гармонию два элемента: чуткость и расслабленность. С ними можно согласиться, особенно если вспомнить, что имели они в виду явно не утренний завтрак перед началом рабочего дня, когда чашка чая (либо кофе) поглощается за несколько минут. Чаепитие становится таковым только тогда, когда превращается в действо, в ритуал, когда, поглощая чай, понимаешь, что ты умеешь его пить.

В свое время русский писатель Гончаров сказал, что только в России умеют пить чай. Достаточно смелое утверждение и было бы крайне интересно послушать аргументы «за». Однако, увы, не быть этому. Зато есть возможность узнать о самых разных чайных традициях, обрядах и ритуалах, и уже самостоятельно решить, какая же нация в мире умеет пить чай.

Сегодня существует большое количество чайных традиций, но самыми популярными остаются китайская церемония, японская и обычаи английского чаепития . Глядя на возросший интерес именно к дальневосточным народам, их культуре, укладу жизни, мировоззрению, возникает вопрос, а только ли экзотика ритуалов и церемоний привлекает нас? Не стану утверждать за все и всех, однако же в отношении чайных церемоний ответ будет «нет». Проведенное по всем правилам, чаепитие помогает гармонизировать тело, сознание, дух, привести в порядок мысли и нервы. Чайная церемония может помочь нам узнать многое о… самих себе! Как мы держим чашку? О чем думаем, когда пьем чай? Как разговариваем и разговариваем ли вообще? Понаблюдайте за собой, когда в следующий раз будете поглощать этот напиток.

Чай, церемония, ритуал — все эти слова к этому абзацу я уже употребила около десяти раз. Самое время рассказать более подробно об особеннстях китайского, японского, английского и русского чаепитий, а также о том, что же в каждом из них такого, что придает им статус церемоний. Не пытайтесь запомнить, какую чашку в какой момент куда передают. Это, как раз таки, те детали, которые надо видеть и переживать, а не зазубривать. И все же…

Китайская церемония

Это ритуал ГУН-ФУ-ЧА , «высшего мастерства чаепития». По умолчанию китайская церемония требует особой атмосферы и внутреннего настроя. Все, что окружает вас во время чаепития, должно радовать глаз и гармонировать между собой — от мельчайшей детали интерьера до музыки. Очень большую роль играет личность ведущего церемонии. На нем лежит большая ответственность — чувствовать состояние, создаваемое чаем, мягко реагировать на все изменения и корректировать их при необходимости. Если сам чай создает определенную атмосферу, то мастер чайной церемонии — ее сохраняет.

В китайской чайной церемонии используются только У-улунские чаи . При этом, особое внимание уделяется не только сорту чая, но и воде. Известно, что весь букет вкуса и аромата чайные листья раскрывают только в хорошей воде, поэтому китайцы пользовались исключительно родниковой водой, и это правило в силе по сей день. При чем важна не только сама вода, но и способ ее приготовления: она варится на открытом огне, а уловить момент готовности кипятка — это настоящее искусство!

Китайская чайная церемония начинается с того, что ее участники знакомятся с чаем. Для этого листья, предназначенные для заварки, засыпаются в Ча-хэ («чайную коробочку»). Затем перед каждым участником на специальном подносе выставляется чайная пара — две чашечки. Одна — высокая и узкая (для восприятия аромата чая), вторая — низкая и широкая (для наслаждения цветом и вкусом). В Гун-Фу-Ча также используют чайник Ча-Хай , что можно перевести как «Море чая». По форме он напоминает сосуд, предназначенный в европейской традиции чаепития для молока. Ча-Хай устанавливается на чайную доску вместе с заварником и чайной парой.

Процесс приготовления чая — это тоже часть церемонии Гун-Фу-Ча. Чайные листья засыпают в заварник, заливают кипятком. Эта первая порция напитка используется для того, чтобы смыть чайную пыль с заварки, а с чашек — аромат предыдущего чая. Далее вода заливается в заварник по мере поглощения чая, готовый же настой переливается в Ча-Хай. А вот уже из него чай разливают в высокие чашки, которые тут же накрывают широкими. Затем Мастер церемонии переворачивает каждую такую конструкцию и передает участникам чаепития. Наступает момент непосредственно поглощения чая: приподняв высокую чашку следует поднести ее к носу и медленно дышать, наслаждаясь чайным ароматом и, таким образом, настраивая все органы чувств на «чайную» волну. И только после всех этих манипуляций участники церемонии медленно пьют чай, наблюдая за своими ощущениями.

Японская церемония

Японская церемония (тяною) — отражение контраста, сложившегося в истории империи. Сформировавшись в эпоху, когда один дворец был помпезнее другого, она, от обратного, культивирует эстетику гармонии в простоте. Сокровенный смысл чайной церемонии раскрывается в известном изречении: «Тяною — это поклонение красоте в сером свете будней».

Японская чайная церемония включает до сотни различных правил , которые относятся к оформлению интерьера, кипячению воды, заварке и разливу чая. Это целый мини-спектакль, начинающийся уже на входе в чайный домик, за порогом которого остаются мирские хлопоты и суета. Описать целиком японскую чайную церемонию сродни попыткам передать словами захватывающую дух красоту восхода летнего солнца от момента рождения первого луча до появления всего диска. Поэтому, я просто расскажу об основных моментах, имеющих принципиальное значение в японской чайной церемонии.

Этот ритуал подразумевает под собой не просто употребление чая, но и проведение досуга. Издревле участники церемонии читают стихи, рассматривают произведения искусства, медитируют. Классический тяною проходит в домике тяси-цу размером 8 м. Его стены выполнены из полупрозрачной японской бумаги, а потолок отделан бамбуком или тростником. Соответствующее настроение создает сама обстановка, которая, как правило, проста и скромна: медный чайник, чашки, бамбуковая мешалка, ящичек для хранения чая и т. п. Все предметы для чайной церемонии несут на себе благородный отпечаток времени, но непременно безукоризненно чисты. Особое значение придается освещению. Как правило, свет проникает через 6-8 окошечек, дающих оптимальное освещение.

Путь к чайному домику тоже превращен в настоящий ритуал. Гости идут через сад по как бы случайным образом уложенным камням. Все вместе это называется «родзи». Входя в чайный павильон, как это принято во всех японских домах, участники чаепития снимают обувь и оставляют ее у порога. Затем каждый совершает поклон и усаживается по-японски на циновки. Ключевая фигура церемонии — Мастер чая , свершающий действо. Именно он первым пробует чай из пиалы, которая затем передается всем гостям по очереди. Вода для классического тяною кипятится на углях из сакуры, а чай заваривается непременно зеленый. Напиток готовится следующим образом: Мастер насыпает в чашку истертые в порошок чайные листья, затем заливает его кипятком и взбивает эту массу бамбуковым веничком до тех пор, пока не появится матовая светло-зеленая пена.

Классический тяною существенно отличается от облегченного современного ритуала (рякуси-ка) . Хозяин дома рассылает приглашения за несколько дней до церемонии. Гости собираются в назначенный день заблаговременно в специальном помещении, где определяется порядок, в котором каждый из них будет мыть руки, входить в предназначенную для церемонии комнату, рассаживаться, пить чай. Перед тем, как перейти непосредственно к чаепитию, хозяин угощает гостей самой разной пищей, рассказывает интересный случай или историю. Интересно, что еда поглощается в малых порциях, чтобы последующая церемония не потеряла смысл на фоне переедания.

Чаепитие начинается с густого крепкого чая. Сначала все по очереди пьют напиток из одной большой пиалы. При чем это происходит по определенному сценарию. Первый гость берет фукуса (шелковый платок, кусочек шелкового материала), укладывает его на ладонь левой руки, а правой ставит на нее чашку. Кивнув соседу, он отпивает ровно три с половиной глотка, затем кладет фукуса на циновку, вытирает край чашки своим бумажным носовым платком либо салфеткой, и передает чашку второму гостю. Каждый повторяет ту же процедуру.

После крепкого чая подается жидкий и вносят подносы с пирожными. Жидкий чай готовится для всех сразу в нескольких чашках. Здесь уже каждый гость волен решать как именно пить чай. В Японии также существует множество форм чайной церемонии, среди которых выделаются несколько четко установленных: ночной чай, чай с восходом солнца, утренний чай, послеобеденный чай, вечерний чай, специальный чай. Название каждой из этих разновидностей включает в себя их специфику. Так что для того, чтобы с уверенностью заявить, что вы освоили японскую чайную церемонию, надо будет потратить немало времени. Правда, цель оправдывает средства. Ведь с каждым глотком чая вы будете приближаться к сути церемонии — полностью отойти от суетных, повседневных забот и дел, постигнуть красоту момента, научиться вести беседы о прекрасном.

Английский чайный этикет

В европейской традиции самый развернутый и сложный чайный этикет был разработан в Англии. Помимо традиционного 5 o’clock tea к середине XIX века отдельно сложились традиции «дневного чая» , «вечернего чая» , причем каждый из них подразумевал еще несколько подвидов чаепития. Но обо всем по порядку.

Среднестатистический англичанин выпивает порядка шести чашек чая в день. В светлое время суток чайное расписание составлено следующим образом. Около шести часов утра вся страна пьет свежий утренний чай. Но это еще не завтрак. Первый прием пищи и снова чай, English Breakfast, происходит в восемь утра. С часу до двух дня жизнь в городах и поселках замирает — закрываются учреждения, останавливается работа на предприятиях. Это время ланча, когда каждый уважающий себя англичанин пьет a nice cup of tea — “славную чашечку чая». Второе название этого перерыва — tea break. Ну и наконец — традиционный five o"clock tea.

Существуют негласные правила английского чаепития — чай всегда должны быть свежим и непременно в чашку добавляется молоко. При этом строго соблюдается очередность наполнения чашки: сначала наливается молоко, а уже потом по вкусу добавляется чай. Блюстители традиций английского чаепития утверждают, что только в этом случае проявляется насыщенный аромат, вкус чая смягчается и становится неимоверно тонким. Англичане явили миру и грог. Рецепт прост даже для наших широт: в свежий горячий чай добавляется немного рома, джина или белого вина с крупнокристаллическим сахаром. Эта смесь постепенно подогревается, но не доводится до кипения. По бодрящим и согревающим свойствам этот напиток составляет достойную конкуренцию более распространенному у нас глинтвейну.

Какие правила традиционного английского чайного этикета соблюдаются сегодня — достоверно могут сказать только те, кто недавно побывал в Туманном Альбионе. Если же путешествие в Англию еще в планах, не помешает узнать о местных ритуалах чаепития. Вдруг вы попадете в дом консервативнейших из консервативных англичан…

В середине XIX века особые правила поведения до, во время и после чаепития предписывались, прежде всего, женщине . Домашние чаепития в то время напоминали миниатюрные приемы. Сначала хозяйка дома решала, в какой день недели оно должно состояться. Затем рассылались специально подготовленные приглашения родственникам и друзьям дома. Устроительница чаепития весь день находилась дома, принимая гостей. Чай поглощался в атмосфере французских салонов. На стол так же подавали пирожные, сэндвичи и другие вкусности. Если приглашенный не мог посетить чаепитие, он не мог прислать ответ в стиле «…весьма сожалею, но прийти не могу», это считалось неприличным. От приглашенной стороны должен был присутствовать хотя бы один человек.

Ритуал английского «вечернего чая» был еще сложнее «дневного». Он предусматривал три типа формальных визитов . Первый подразумевал поздравление либо выражение соболезнований хозяйке дома. Второй тип носил еще более церемониальный визит. Гостья отсылала записку, извещающую о намерении нанести визит, а также оставляла свою визитную карточку. Тут уже зависело от хозяйки, принять или нет. После того как возвещалось о приходе следующей гостьи, первая вежливо прощалась и удалялась. Третий тип — дружественный визит. Несмотря на то, что правила этикета в этом случае были менее строги, хозяйка дома, все же, появлялась только в предварительно назначенное время. При этом, первой гостье не предписывалось покинуть дома с приходом второй. Дружественное вечернее чаепитие располагал именно к теплому общению в компании подруг.

Честь разлить гостям чай принадлежала исключительно хозяйке дома . Старшая дочь или самая близкая подруга подавала желающий кофе или горячий шоколад. Это не просто формальность, но и отражение имиджа этих горячих напитков в Англии XIX века. Какой из них считался более привилегированным — уже очевидно. Но англичанам, видимо, было мало и чай не просто подавался особым образом, но и хранился в специальных чайных шкафчиках, ключ от которых хранился у хозяйки дома. Эта традиция существовала и в Китае, но там ключ находился в ведении мужчины. Английский же мужчина в позапрошлом столетии хоть и стоял выше на общественно-иерархической лестнице, дома «передавал» власть и бразды правления женщине.

Еще один интересный факт из истории английского чаепития. Когда чай и сахар были еще эксклюзивными лакомствами, предполагалось, что хозяйка сама добавляет сахар в напиток. Нарочитый отказ от контроля за тем, кто и сколько пьет чая с молоком и сахаром, демонстрировал богатство и возможность хозяев дома покупать деликатесы в том количестве, которое они считали нужным.

Русское чаепитие

История русского чая насчитывает порядка триста лет. Популярным и распространенным этот напиток становится уже на стыке XVIII-XIX веков. Как и в Англии, в русских богатых семьях было принято собирать друзей и родственников за столом, на котором красовался большой самовар. К чаю подавалось много сладостей и сдобный выпечки. Такая обстановка располагала к непринужденной беседе , которая и стала сутью русской чайной традиции . Это было так называемое купеческое чаепитие. Застолье продолжалось несколько часов, разговоры велись неспешно и тихо.

Россия — страна большая, поэтому неудивительно, что во многих регионах появились свои обычаи. Именно из Сибири распространилась традиция пить чай с угрызением , т. е. вприкуску. Тут же родился обычай паужны — чаепития перед ужином. В Забайкалье было принято пить сливанчик — напиток на основе чая, молока или сливок, соли и масла. В русских чайных также подавали чай парами: в большом чайнике был кипяток, а на нем стоял маленький — с заваркой. Именно этот способ пития чая — заварка+кипяток — знаком нам с вами более других. Сухие чайные листья отмеряли перстом — щепоткой, которая помещается между большим и указательным пальцами.

К истории посуды мы еще вернемся, но рассказывая о русском чаепитии невозможно не забежать вперед. В старину чай разливался по фаянсовым или фарфоровым чашкам. Стакан в русский быт пришел от трактирщиков, перекочевав в начале XIX века в мещанские дома. Самое интересное, что в стакане чай подавали мужчинам, а женщинам ароматный напиток наливали в фарфоровую чашечку с блюдцем.

Чай — это удивительный напиток, сформировавший вокруг себя целые культы и ритуалы. И каждый из них направлен на то, чтобы поглощая чай, вы могли полностью раскрыть богатство вкуса и аромата, расслабиться, и получить истинное удовольствие от процесса. Какой из описанных выше вариантов чайного этикета выбрать — решать, безусловно, вам. Главное — это выбрать именно тот чай, который придется вам по душе. Как сориентироваться в сегодняшнем богатстве выбора чайных сортов и видов мы побеседуем в следующих статьях…


Оцените, пожалуйста, этот материал, выбрав желаемое количество звезд

Оценка читателей сайт: 3.2 из 5 (5 оценок )

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!

Статьи раздела

02 октября 2015 Творог – неотъемлемая часть детского рациона, поскольку входящие в его состав кальций и фосфор являются основными материалами для строительства костной ткани и зубов, а также важны для работы мышц и сердца...

25 ноября 2014 Блюда в виде завёрнутой в тонкое тесто начинки известны с древних времён и есть у многих народов. Пельмени, равиоли, гиодзы, хинкали, манты, цзяоцзы и многие другие варианты прочно вошли в ежедневное меню. Иногда даже не представляем и дня без так хорошо нам знакомого блюда. А ассортимент пельменей на полках магазинов бесконечный – выбирай на любой вкус...

На родине чая, в Китае, этот напиток считается культовым. На протяжении многих тысячелетий народом Поднебесной собирались и затем обрабатывались листья, произрастающие на чайном дереве.

Кроме этого, постепенно зарождалась целая система знаний. В их числе было и проведение китайской чайной церемонии. Причем пили этот напиток как императоры, так и простые крестьяне.

Первооткрыватель чая

Этот бодрящий и тонизирующий напиток в Китае обладает большой популярностью. Его открытие приписывают Шень-Нуну - мифическому императору, который правил страной приблизительно в 2700 году до н. э. Легенды гласят о том, что этот повелитель Поднебесной - отец китайской медицины и божественный землепашец. На протяжении своей жизни им были опробованы различные виды растений и изучены их полезные свойства, которым он и обучал народ. Согласно преданию, Шень Нун обладал змеиным телом, имел человеческое лицо, расположенное на бычьей голове, носом тигра, а его живот был из прозрачного нефрита.

История открытия чая

По поводу появления у народа Поднебесной этого культового напитка существует сразу две легенды. Согласно первой из них, император Шень Нун пожевал ароматные, но горькие на вкус листья, облетевшие с растущего недалеко от него куста. Сделал он это в поисках лекарства, попробовав очередное растение и отравившись им. Листья, которые он использовал для облегчения своего состояния, сделали его бодрым и придали силы. И позднее это средство было постоянно при императоре. Он носил с собой листья чайного дерева и жевал их после того, как пробовал новые, неизведанные для него травы.

Существует и второй вариант легенды. Он рассказывает нам, как листья чайного дерева ветром занесло в котелок, в котором кипела вода. Шень Нун заметил, что постепенно она приобрела золотистый цвет. Император испробовал получившийся ароматный и вкусный напиток и ощутил после этого бодрость.

Открытие чая Бодхихармой

Существует и еще одна легенда. Она повествует нам о том, что впервые чай открыл монах Бодхихарма. Им было принято решение о проведении непрекращающихся молений Будде. Однако после четырех лет медитации монах все же уснул. Проснувшись в гневе от того, что нарушил свой обет, Бодхихарма отрезал себе веки, бросив их на землю. В этом месте выросло два чайных дерева.

Появление традиций

В период правления династии Хань с 221 по 206 г. до н. э. китайцы активно изучали те свойства, которыми обладает чай. При этом они все больше расширяли свои познания в сфере выращивания этого растения и переработки сырья. Далее, в эпоху Троецарствия (221-277 гг.), удивительный тонизирующий напиток начал заменять вино на пирах. Тогда же и берет начало история возникновения китайской чайной церемонии.

В 618-907 гг., в эпоху правления Тан, это растение почитали как еду и лекарство. И только позже листья чайного дерева начали собирать только для приготовления напитка. Причем относились к нему как к чудесному и удивительному средству, питающему жизнь.

Развитие традиций

«Семейное сплочение»

Во время проведения свадьбы чайная церемония способствует знакомству семей молодоженов.

«Передача опыта и мудрости»

Нередко в чайных церемониях Поднебесной участвуют молодые люди и пожилые. Подобная церемония позволяет распространять и сохранять традиции, а также передавать молодому поколению тот жизненный опыт, который составляет культурное наследие великой страны.