Греческая водка. Напиток узо: происхождение названия и фото. Вода: секрет долголетия

Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса Олимпийского относится к чудесам света. Ее создал приблизительно в 430 г. до н.э. Фидий Афинский, великий скульптор V века до н. э. для храма в Олимпии. По мнению самих греков, это самое величайшее творение Фидия. Считается, что величие и красота образа Зевса открылись Фидию в стихах "Илиады".

Фигура сидящего на троне главного греческого божества была высотой двадцать метров (по другим источникам - четырнадцать метров), что равняется шестиэтажному дому. Впервые в греческом искусстве Фидий создал образ милостливого бога. Возможно, что в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. Это была хризо-элефантинная статуя. Лицо и тело статуи Зевса сделаны из слоновой кости (по-гречески - ""элефас"). Через его левое плечо перекинут плащ из золота ("хризос"). Хризо-элефантинная техника считалась вершиной искусства. Наложение на дерево пластинок золота и слоновой кости требовало тончайшего мастерства. Великое искусство ваятеля сочеталось с кропотливым искусством ювелира.

Статуя Зевса простояла 900 лет. Статую уничтожило германское племя готов, разорившее Грецию.

Фидий (около 500 г. - после 430 г.), выдающийся древне-греческий архитектор, скульптор и живописец. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Автор знаминитых громадных статуй: Афины Промахос (Афины-воительницы) на Акрополе из бронзы, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (Афины-девы) из золота и слоновой кости. Под его руководством оформлялся интерьер Парфенона скульптурами. Произведения Фидия - в ряду наивысших достижений достижений мирового искусства. Их отличает красота духа и сила жизни.

Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зевс был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошёл к статуе, как бы плывущей над чёрным мраморным полом храма, и спросил: "Ты доволен, Зевс?" В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен

С
татуя Зевса Олимпийского - единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке.

Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри.

Зевс имел к Олимпии самое прямое отношение. Каждый житель тех мест отлично помнил, что именно здесь Зевс победил кровожадного Крона, родного своего отца, который в страхе, что сыновья отнимут у него власть, принялся их пожирать. Зевс спасся также, как спасались сказочные герои всех народов: всегда найдется добрая душа, которая пожалеет младенца. Вот и жена Крона, Рея, подсунула мужу вместо Зевса крупный камень, который тот и проглотил.

Очевидно, Крон своих детей заглатывал целиком.

Когда Зевс подрос и победил отца, он вызволил на волю всех своих братьев и сестер. Аида, Афину, Посейдона...

Олимпийские игры, в частности, были учреждены в честь этого события и начинались жертвоприношениями Зевсу.

Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинен в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне.

Слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог за заключенного, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую - синкретическую по материалу и известную нам по описаниям и изображениям на монетах.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнаженный до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, теплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зев был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошел к статуе, как бы плывущей над черным мраморным полом храма, и спросил: “Ты доволен, Зевс?” В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен.

Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия.

Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия.

Так погибло и седьмое чудо света...

Когда от памятника не остается и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от нее не сохранилось копий.

Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, Руины храма Зевса как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства ее создания.

Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия.

Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса

Не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.

Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская - каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нем, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного “цеха”. Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской - в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди - в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причем именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: “Принадлежу Фидию”.

В северо-западной части Эллады был расположен город Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. По преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер. В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии появился посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 м 40 см, величие и красота которой настолько поразили воображение современников, что она была признана новым чудом света. Создатель Зевса Олимпийского - прославленный скульптор Фидий (начало 5 в. до н. э. - ок. 432-431 гг. до н.э.). Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие копии, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества. Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Скульптор придал облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности. Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота (такая техника называется хрисоэлефантинной). Лицо, руки, другие обнаженные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии - из золота, глаза - из драгоценных камней. Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим - из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники - богини Победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты - богини Красоты, дочери Зевса и Геры. Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую; Потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (1 в. до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты; римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (1 в. н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. В конце 4 в. - начале 5 в. н. э. статую перевезли в Константинополь: византийские императоры собирали все лучшие произведения искусства. В 5 в. н. э. дворец императора Феодосия II (401-450) сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота.

Статуя Зевса в Олимпии - единственное из Семи чудес света, которое находилось на материковой части Европы и являлось вторым чудом света в древнем мире. Статуя была создана в 5-м веке до н. э. и отличалась огромными пропорциями. Храм, в котором размещался мраморный «Зевс», был самым большим храмом того времени. Огромная крыша (27 на 64 м) была поддерживаемая 34-мя колоннами из ракушечника, каждая из которых возвышалась на 10,6 метров.

На мраморном фронтоне святилища были изображены сцены из древнегреческих мифов, в которых фигурирует верховный олимпийский бог. Согласно преданиям, дошедшим до нас из античности, весь храм был построен из красивейшего мрамора.
К тому времени уже более 300-т лет проводились Олимпийские игры. Несмотря на их огромную популярность и покровительства их Зевсом, во всей Элладе не было главного святилища в честь бога-громовержца. Только в 470-м году греческий народ начал собирать деньги на постройку храма своему верховному божеству.
Знаменитую статую громовержца принялся создавать талантливый древнегреческий скульптор и архитектор Фидий. Несмотря на то, что сам храм строился более 10-ти лет, статуя Зевса в нем появилась не сразу. Как только стартовали работы по возведению святилища, по приказу Фидия неподалеку от строительной площадки была построена специальная мастерская, которая в точности соответствовала всем размерам и пропорциям будущего храма. Здесь, за огромным занавесом, талантливейший скульптор создавал свой величайший шедевр. Согласно словам очевидцев, скульптор был довольно требователен по отношению к материалу, который к нему привозили. Незадолго до окончания работы, ему под усиленным военным сопровождением привезли боле 200 килограмм золота и драгоценных камней.
Статуя Зевса Олимпийского была выполнена в хрисоэлефнтинной технике. Ее суть состояла в том, что на каркас, изготовленный из дерева, наклеивались пластины слоновой кости, которые передавали фактуру обнаженного тела. Волосы, оружие и одежда статуи изготавливались из золотых пластин и инкрустировались драгоценными камнями.
Когда Фидий окончил работу над своим произведение, ошеломленным поклонникам Зевса предстала величественная статуя. Бог-громовержец восседал на изящном троне. В левой руке он держал скипетр, а в правой - статую богини Ники (Победы). Ноги Зевса покоились на небольшой скамеечке, которую поддерживали два льва. На четырех ножках трона были изображены танцующие богини Ники. Высота статуи по разным данным составляла от 12 до 17-ти метров. К сведению, глаза божества были размером с кулак взрослого человека. Статуя была торжественно открыта в 435-м году до н. э. и простояла почти 900 лет. Она была уничтожена пожаром в 5-м веке н. э.

    Античный город Дион

    Повествуя о божественной любви Зевса к Фиэ, дочери порадителя греков Девкалиона, Геосид говорит, что девушка забеременела от бога и родила ему двух сыновей, Македона и Магнета, Они обитали близ Олимпа в Пиерии. Священной местностью Зевса в этих землях был Дион в предгорьях Олимпа. Древний Дион, о нём впервые говорится у древнегреческого историка Фукидида, при описании маршрута похода спартанского полководца Брасида,через Фессалию,в страну его союзника, царя Пердика 2. Это был первый город, который повстречал в пути Брасид, перейдя границу летом 424 г. до н. э.

    Необычное отношение Пифагора к женщинам

    Пифагора мы воспринимаем как великого математика, но мало кому известно, что он уделял часть своего времени на духовные дискуссии с женщинами. Его задачей, было привить им любовь к прекрасному. Помня о том, что – женщина, это хранительница домашнего очага. Может показаться, странным, что такой знаменитый человек уделял внимание вопросам семьи.

    Родос. Долина Бабочек.

    Художники слова в Древней Греции

    В этой статье я вкратце представлю греков,которые воспевали в своем творчестве жизнь и красоту. Прежде всего это поэты: Гомер и Гесиод - крупнейшие представители эпической поэзии, сюжетами которой являются главным образом великие войны, радости и горести целого народа; Сапфо, Архилох, Алкей, Алкман, Пиндар и Вакхилид - представители лирической поэзии, декламировавшие свои стихи в сопровождении лиры и музыки вообще;

    Туры Санторини

    Многие туристы называют остров Санторини жемчужиной Греции, и в данной фразе нету ни малейшего преувеличения. Каждый путешественник, который выбрал туры Санторини никогда не пожалел о предстоящей поездке. Благодаря доступным ценам и очень необычным природным пейзажам, поездка в Санторини действительно захватывает дух

Статуя Зевса - это третье чуда света, которое, к сожалению, до наших дней не сохранилось. Располагалась она в Олимпии - древнегреческом городе, в 150 км к западу от Афин. Город был известен тем, что в нем проходили Олимпийские игры. Соревнования начали проводить в VII веке до н.э., но тогда они носили немасштабный характер. Со временем весть о состязаниях между мужчинами на силу и ловкость разнеслась по многим странам, и в Олимпию начали съезжаться представители из Египта, Сирии, Сицилии. Игры приобрели политический характер, и чтобы подчеркнуть их важность, было решено построить храм главному богу Зевсу и создать его статую.

Сначала был построен храм, над его возведением более 15 лет работал талантливый Лебон. Сооружение напоминало греческие святилища того времени, вот только было гораздо больше по размерам и роскошнее. Длина храма Зевса составляла 64 м, ширина - 28 м, а высота - 20 м. Его крыша держалась на 13 огромных 10-метровых колонах. Но все же грекам было мало одного святилища, они хотели, чтобы сам Зевс присутствовал на их Олимпийских играх, поэтому было решено создать его статую.

Статуя Зевса Олимпийского - это творение афинского скульптора Фидия. Согласно сохранившимся записям очевидцев, ее высота составляла около 15 м, из-за чего она еле поместилась в храм. Создавалось впечатление, что если Зевс поднимется из трона, то головой упрется прямо в потолок. Фигура громовержца была высечена из дерева. Затем на деревянный каркас Фидий прикрепил плиты из розовой слоновой кости, поэтому тело бога казалось живым. Борода, плащ, скипетр с орлом и фигурка Ники были вылиты из чистого золота. Венок из оливковых веток, украшающий голову Зевса, также был создан из этого драгоценного металла. На создание скульптуры ушло более 200 кг золота, а это чуть ли не 9 миллионов долларов.

Статуя Зевса в Олимпии была таким уникальным шедевром на то время, что весть о ней облетела многие страны, из близлежащих государств сходились люди, чтобы посмотреть на это великолепие. Бог выглядел настолько естественным, что казалось, он вот-вот встанет. Если верить легенде, после того как Фидий закончил работу над статуей, он спросил: «Зевс, ты доволен?». В то же время грянул гром, и греки восприняли этот знак как удовлетворительный ответ.

На протяжении семи столетий статуя Зевса благосклонно улыбалась всем участникам Олимпийских игр. В 391 году н.э. храм был закрыт римлянами, принявшими в то время христианство. Феодосий I, который был христианином, негативно относился ко всему, что связано с язычеством, он запретил проведение соревнований и поклонение Зевсу.

Статуя Зевса в то время подверглась разграблению, а то, что от нее осталось, было отправлено в Константинополь. Но скульптуре не суждено было сохраниться, там она полностью сгорела во время пожара. Остатки храма обнаружены в 1875 году, а в 1950 году археологам посчастливилось найти мастерскую гениального скульптора Фидия. Эти места были тщательно исследованы, в результате чего ученым удалось выяснить, как выглядела статуя Зевса, а также возродить сам храм громовержца.

Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» – грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.

Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали – и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.

Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского – единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.

Роль Громовержца в жизни Олимпии

Громовержец с этим городом был связан самым непосредственным образом – именно здесь ему удалось победить своего отца, Крона, которому было предсказано, что один из его сыновей лишит его власти. Чтобы этого избежать, он решил проблему довольно кровожадным способом – пожирал всех появившихся на свет мальчиков. Повезло лишь Зевсу: его мать, Рея, сумела спасти младенца.

Чтобы достойным образом отметить это событие, жители города решили раз в четыре года проводить Олимпийские игры, а через триста лет после их начала, в 471 г. до н.э., ими было принято решение построить для Громовержца достойное его святилище и установить в нем скульптуру бога. Процесс этот оказался долгим – строительные работы длились пятнадцать лет и открытие храма состоялось в 456 г. до н.э.

Как выглядел дом Зевса

  • Ширина храма – 64 м, а длина святилища – 27 м;
  • Здание было полностью построено из мрамора (в т. ч. и крыша);
  • Святилище окружали тридцать четыре колонны высота которых составляла 2,6 м, а толщина была около двух. Сделаны они были из особого вида известняка, состоящего из спрессованных раковин и их обломков;
  • На внешних стенах постройки были установлены барельефы, изображающие двенадцать подвигов Геракла;
  • Войти в святилище можно было через двери, сделанные из бронзы, высота их составляла 19 м.

Несмотря на всё своё величие, храм долгое время стоял без статуи Громовержца, пока работы над ней не были доверены чуть ли не самому знаменитому мастеру того времени, Фидию.

Кто такой Фидий

Перед тем как создать прославившееся на весь мир чудо света, Фидий уже был известен благодаря великолепной статуе Афины в Парфеноне. Им был разработан план реконструкции столицы Греции, благодаря чему он сумел нажить злопыхателей. В результате их интриг мастера обвинили в краже золота и слоновой кости, которые он якобы выкрал во время работы над Афиной, из-за чего скульптор оказался в тюрьме.


Правда, находился там недолго: автор знаменитых работ имел немало почитателей, поэтому, когда обитателями Элиды был внесён за Фидия залог, он был отпущен в Олимпию, где около десяти лет работал над Громовержцем (помогали ему в этом Колот – его ученик, и близкий родственник, художник Панен).

Мастерская

Статую Громовержца они создавали в специально построенном для этого помещении, располагавшееся недалеко от святилища. По своим размерам оно было ненамного меньше храма Зевса – нашли мастерскую немецкие археологи, чьё внимание привлекли находившиеся возле святилища остатки древней постройки.

При осмотре здания они обнаружили орудия труда, с помощью которых мастера создавали скульптуру, и остатки литейного цеха, что подтвердило версию о том, что именно тут создавали одно из чудес света.

Возле мастерской была найдена яма с бракованными деталями статуи, и были обнаружены прямые доказательства того, что Фидий создал свою скульптуру именно такой, как её описывали в летописях. Ими оказались готовые формы одежды бога, огромное число пластин из слоновой кости, остатки полудрагоценных камней и гвозди.

Одной из главных находок, имеющих непосредственное отношение к скульптору, оказалось дно кувшина с выцарапанными на нём словами: «Принадлежу Фидию».

Как выглядела статуя Громовержца

Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.

Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.

Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.


На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой – скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.

Открытие статуи

На открытие этого чудо света съехались самые известные жители древней Греции. Когда покрывало, скрывающее монумент, было снято, все поразились: голова и плечи статуи Зевса издавали божественный свет, который лился от бога к людям, а глаза сияли настолько ярко, что казалось, будто они извергают молнии.

Добился такого эффекта автор очень интересным образом: Фидий приказал у подножья статуи вырубить в мраморном полу бассейн прямоугольной формы, заполнить его водой, а сверху вылить тёмное оливковое масло. Поток световых лучей, проникающих в храм через двери, падал на маслянистую поверхность и отражался от неё вверх, освещая голову и плечи громовержца.


Бассейн этот исполнял ещё одну, более практичную функцию – для того, чтобы слоновая кость не портилась, жрецы смазывали статую маслом, которое стекало прямо в углубление.

Судьба статуи Громовержца

Статуя Зевса Олимпийского просуществовала довольно долго, за это время её не раз реставрировали: в неё нередко попадали молнии, она пережила несколько землетрясений. Также нередки были случаи кражи золотых деталей.

Статую не раз хотели вывезти римляне, например, именно такой приказ отдал Калигула в 40 году. Сделать это не удалось: легенды утверждают, что когда оккупанты пришли забирать монумент, статуя Зевса в Олимпии расхохоталась, перепугав захватчиков до такой степени, что они разбежались, а Громовержец остался на месте.

Последние воспоминания о статуе относятся к 363 г. н.э. – когда в Греции официально было принято христианство (это случилось в 391 году), абсолютно все языческие храмы были закрыты, такая же судьба постигла и храм Зевса.

По одной из версий, статуя Громовержца сгорела во время пожара древнего святилища в 425 г. н.э. По другой – немного позже, поскольку есть упоминания о том, что в V веке статую перевезли в Константинополь, где она какое-то время находилась во дворце императора Феодосия II и полностью сгорела там во время пожара 475 года – от изготовленной из дерева статуи осталось лишь несколько обугленных пластинок из слоновой кости и расплавленные золотые детали.

Где можно увидеть копию Громовержца

В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира – высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.

Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.

Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.

Воистину несчастными считались жители Древней Греции, кто не видел в Олимпии статуи великого Зевса. Она служила главным украшением храма и еще в третьем веке до нашей эры попала в список семи чудес света.

Статуя Зевса Олимпийского. История

Историю величественного монумента лучше всего начинать с 776 года до н.э, пусть и задолго до создания самой статуи. В этот год впервые в храм, построенный в честь отца богов, прибыли участники очередных Олимпийских игр. Сам храм, постройка которого продолжалась более 15 лет, был установлен на высокой прямоугольной платформе. Его крыша опиралась на колонны высотой примерно в 10 метров и диаметром не менее двух. Проект храма был разработан античным архитектором Лебоном, прекрасное строение которого напоминало знаменитые греческие святилища, но было воздвигнуто с куда большим размахом.

Впрочем, храмы Эллады не казались древним грекам достойным звания чуда. И спустя годы правительство Эллады пригласило украсить храм прославленного афинского скульптора Фидия. Его руки и руки ассистировавших ему учеников, Колота и Панена, создали нечто превосходное. Для нового произведения искусства даже потребовалось оборудовать специальное помещение.

Весть о том, что появилась в храме статуя Зевса Олимпийского, стремительно облетела весь античный мир. Перед глазами публики она предстала в 435 году до нашей эры. Есть заметки, согласно которым творец и скульптор лично наблюдал за реакцией прихожан, пораженных величием монумента. Прошел слух, что к скульптору, чтобы попозировать перед мастером, спускался со светлого Олимпа сам Громовержец Зевс.

Статуя Зевса Олимпийского была покрыта шерстяной накидкой, окрашенной финикийским пурпуром и отделанной золотом. Сам занавес, вопреки устоявшимся традициям, не поднимался, а, напротив, опускался, открывая перед посетителями величественный образ главного бога Олимпа. Открывшаяся статуя вызывала вздохи и вскрики восхищения. Статуя Зевса Олимпийского выполнена была из золота и слоновой кости. Эта техника известна как хризоэлефантинная. 200 килограммов чистого золота пошло на то, чтобы должным образом украсить шедевр рук Фидия. В левой руке бог Зевс сжимал скипетр с орлом, а в правой – богиню победы Нику. Голову восседавшего на троне отца богов Зевса украшал венок. На плаще бога были изображены животные и цветы. Ноги Громовержца опирались на скамейку.

Кроме того, монумент поражал своими размерами. Общая высота статуи была 17 метров, а ее основание составляло метр в высоту и шесть – в ширину.

Чтобы вам легче было представить этого исполина, то говорится, что правая ладонь статую находилась на высоте колонн первого яруса древнего храма, а голова оказалась на уровне второго. Люди смотрели на статую Зевса снизу вверх, и у них создавалось впечатление, что встань сейчас Громовержец со своего золотого трона – и он проломит головой крышу храма.

Кстати, сам трон также заслуживает внимание. Ибо его украшение требовало кропотливой долгой работы. На каждой его ножке было четыре изображения Ники, а он сам был обильно украшен сценами древнегреческой мифологии. На перекладинах между ножками скульптор изобразил сцены баталий греческих герое и дев-воительниц амазонок. Присутствовали там и сцены спортивных соревнований.

Помимо непременно присутствовавшего в них Зевса, были «опознаны» среди фигур боги: Посейдон, Гера, Афина, Афродита, Гермес, Аполлон, Артемида, бог солнца Гелиос; и герои – Геракл, Тесей, Ахилл, титан Прометей.

Жрецы смазывали маслом статую, чтобы сохранить блеск слоновой кости. Это защищало ее и от сырости. Перед статуей был вырыт особый бассейн, покрытый мрамором, куда поверх воды стекали излишки оливкового масло после приведения монумента в порядок. А еще вода и масло в бассейне служили, что отражать солнечные лучи особым образом. Отраженный свет освещал голову и плечи монумента, создавая иллюзию, что светится именно бог, даря людям яркие лучи.

Есть легенда, что Громовержец, как минимум, одобрил труд Фидия. Так на вопрос окончившего работу мастера «Ты доволен, Зевс?», раздался удар грома, а пол у ног монумента треснул. Зевс был доволен.

Удивительно, но в памяти человечества запечатлелись не прекрасный храм, не таинственное святилище, а только величественная статуя, стоявшая внутри.

Судьба храма и статуи Зевса Олимпийского

Более семи веков восседал Зевс в своем храме, величественно взирая на благоговевших перед ним людей, пока не был сильно поврежден землетрясением, произошедшем во втором веке уже нашей эры.

За время своей жизни статуя Зевса Олимпийского пережила несколько реставраций. Случались даже кражи ее кусочков. Особого внимания статую удостоили римляне. В 40 году император Калигула был полон решимости собрать в Риме все изваяния и изображения наиболее значимых памятников павшей Греции. Разумеется, статуя Зевса была включена в этот список. Есть легенда, согласно которой при попытке снять статую с постамента, она расхохоталась. Все работники в страхе разбежались, и статуя осталась в Олимпии.

Ученые-историки утверждают, что сам Храм Зевса был закрыт во второй половине IV века н.э., по приказу римского императора Феодосия, по причине его неприязни, как христианина, к языческим верованиям греков. К этому же периоду относятся последние упоминания величественного монумента.

Упоминается, что примерно в начале V века статуя Зевса Олимпийского была перевезена в Константинополь, где, как сообщал в своих записях византийский историк Кедрен, она полностью погибает в результате пожара в 475 году.

Некоторые говорят, что даже христианские фанатики не посмели трогать статую Зевса Олимпийского, ведь даже византийские императоры позволяли себе на первых порах ценить высокое искусство.

После пожара ристианские проповедники торжествовали: кара их истинного бога настигла языческого соперника, а заодно проучила увлекшихся искусством и сошедших с праведного пути императоров.

Но есть также предположения, что памятник не доехал и до Константинополя, не пережив разграбления и разрушения храма, когда воры отдирали и тащили все, что плохо лежит, а не только драгоценные камни и золото.

Основные исследования легендарных строений велись уже в девятнадцатом веке. Удача улыбнулась французским археологам, проводившим раскопки в предполагаемом месте нахождения храма Зевса. Их «добычей» стали некоторые фрагменты барельефов с изображениями героев Древней Греции и осколки скульптур. Также смогли они представить очертания самого храма. Сегодня эти экспонаты, как представляющие историческую ценность, находятся в Парижском Лувре.

Спустя почти полвека потоптались на этих местах и археологи Германии, которым повезло даже больше, чем их французским коллегам. Они откопали еще часть фрагментов легендарных скульптур, фундамент храма и остатки бассейна, который находился перед статуей Зевса, как мы помним.

В 1950 году учеными и исследователями была обнаружена мастерская скульптора Фидия. Основательные поиски на месте, где был найден архитектурный памятник, позволили ученым воссоздать вид как самого Храма, так и статуи Зевса Олимпийского.

Некогда величественный храм Зевса – сейчас просто развалины, которые, тем не менее, привлекают множество туристов ореолом тайны и загадочности. Однако это совсем не то, что былое величие.

Поделись статьей с друзьями!

    Статуя Зевса Олимпийского. Третье чудо света

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/05/zeus-olymp-150x150.jpg

    Воистину несчастными считались жители Древней Греции, кто не видел в Олимпии статуи великого Зевса. Она служила главным украшением храма и еще в третьем веке до нашей эры попала в список семи чудес света. Статуя Зевса Олимпийского. История Историю величественного монумента лучше всего начинать с 776 года до н.э, пусть и задолго до создания самой статуи....