Еда в раннее новое время. Повседневная жизнь европейцев

Характеристика питания

За несколько веков, с XVI по XVIII в., в европейском питании происходят кардинальные сдвиги. Совершаются "продовольственные революции" (термин Ф. Броделя), формируется современный тип питания. Определяющей на Западе продолжает оставаться триада, сложившаяся еще во времена античности: хлеб, мясо, вино. Первое место по праву принадлежит хлебу: "есть свой хлеб" для многих поколений означало жить.

Главный зерновой продукт Запада - пшеница. Она относится к тем ведущим культурам, которые получили название "растений цивилизации". Из зерновых в этом ряду стоят кроме пшеницы рис и кукуруза, соответственно господствующие на Евразийском и Американском континентах. Это не просто агрикультуры, они оказывают воздействие на жизнь целых народов, определяют бытовой обиход крестьян, благополучие горожан. В них концентрируются труд, мысли и заботы массы людей, и потому они находятся в центре картины мироздания, влияют на психику человека, формируют менталитет. Урожайность зерна в Позднее Средневековье и в начале Нового времени остается удручающе низкой, по существу средневековой: сам-пят, а нередко и меньше. В XVIII в. начнется "земледельческая революция", которой, однако, понадобится не один десяток лет, чтобы существенно повысить урожайность.

Чтобы получить хороший урожай, пшеницу необходимо чередовать с травами, идущими на корм скоту, либо с другими, второстепенными зерновыми культурами: рожью, ячменем, овсом, полбой, просом. Из них делают более дешевый хлеб - хлеб бедняков. Он содержит не только добавки другого зерна, но и много отрубей. Благодаря менее ценному зерну удается избежать голода во время войн и осад, пополнять недостаток провианта на складах. Вспомогательную роль играет на Западе рис, ставший пищей для бедных: из рисовой муки пекут "народный хлеб", рисовыми кашами кормят в больницах, в казармах, его варят на воде и смешивают с овощами. Пищей бедного люда, заменяющей пшеницу, служили также гречка ("черная пшеница"), бобы, каштаны, горох и чечевица. Овес и ячмень - основной корм для лошадей, а без них невозможны военные действия: "Плох урожай ячменя - значит, не будет войны". Овес и ячмень - одновременно и пища для людей: мука для хлеба, зерно для каши.

Рацион определяется многими факторами. Как правило, деревня ест хлеба больше, чем город, а Южная Европа больше, чем Северная. Все, что касается хлеба, урожая зерновых, воспринимается населением чрезвычайно серьезно. Чем беднее человек, тем однообразнее он питается. Для бедняков повседневной пищей служил хлеб, мучные похлебки и каши. Хлеб (за исключением мягкого пшеничного) оставался самой дешевой и потому доступной пищей. Его цена является мерилом всех других благ. При ее повышении происходят бунты, волнения, грабежи булочных и рынков, которые жестоко подавлялись. Вплоть до XIX в., а в некоторых местах и позже обычный рацион состоял из каши-размазни. (Даже в то время считали, что, если есть другая еда, человек не будет потреблять хлеб в большом количестве.)

Помимо простого хлеба бедняков имелся дорогой белый, предназначенный для богатых. Его делали из отборной пшеничной муки, иногда с добавлением молока. Пивные дрожжи, на которых замешивали тесто, позволяли получать мягкий хлеб, считавшийся настоящей роскошью. Лидером в его производстве была Франция. Здесь рано начался переход к преимущественно белому хлебу (вторая половина XVIII в.), и потому пшеница постепенно вытесняет прочие зерновые культуры. В масштабах всей Западной Европы этот переход растянулся до середины XIX в. Распространению белого хлеба способствовали Наполеоновские войны (наполеоновский солдат принес свой любимый продукт в завоеванные страны).

Вторым столпом, на котором покоился европейский стол, являлось мясо. Европа всегда была плотоядной, но оно обычно потреблялось привилегированными сословиями. Население, численность которого резко сократилась после страшной эпидемии, могло есть сытную мясную пищу. В Нидерландах, в Германии по цеховым регламентам ремесленники, а также подмастерья должны были получать его ежедневно. Не уступало городскому питание в деревне: в крестьянских домах "тогда каждый день бывало мясо и обилие еды". Рынки буквально ломились от говядины, баранины, свинины, козлятины, домашней птицы и дичи. В лесах малозаселенной еще Европы водились кабаны, олени, косули, зайцы, кролики, всевозможная птица.

город европейский античный цивилизация

Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале нового времени. Но представляете ли вы, в каких условиях изо дня в день жили люди того времени? Какова была продолжительность жизни? Что люди ели, чем болели, чего боялись и о чем просили Бога?

«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны». Из истории средневековья вы знаете, что крестьяне не раз поднимали восстания против сеньоров, вели настоящие войны. Боролись за свои вольности и города. Но это бывало не так уж и часто. Свою личную несвободу и многочисленные повинности крестьяне воспринимали как должное: ведь так было при отцах и дедах. Сеньоры тоже понимали, что худой мир лучше доброй ссоры.

Повседневными же врагами человека в это время были чума, голод и война.

«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны» - этими словами начиналась молитва французских крестьян в XVII в.

Постоянные войны рождали у населения чувство неуверенности и страха. Войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами. В те времена война кормила себя сама: солдаты жили за счет беззащитных горожан и прежде всего крестьян, лишенных права носить оружие.

Другой причиной неуверенности и страха людей был голод или его угроза. Голод был частым гостем прежде всего из-за крайне низких урожаев. В Германии, например, между 1660 и 1807 гг. в среднем каждый четвертый год был неурожайным.

И наконец, страх вызывали эпидемии, прежде всего чумы и оспы. Чума, бывшая бичом в эпоху средневековья, не оставляла людей и в начале нового времени. В Париже, например, чума свирепствовала в 1612, 1619, 1631, 1638, 1662 и 1688 гг. Шесть эпидемий только за одно столетие! С XVIII в. наступает некоторое облегчение, и все же в 1720 г. в Тулоне и Марселе случилась страшная эпидемия чумы. По словам историка, в результате эпидемии погибла половина марсельских жителей. Улицы были полны трупов, которые некому было убирать.

Не умели в то время лечить и такие болезни, как оспа и сыпкой тиф. В XVIII в. оспа поражала 95 человек из 100, а умирал каждый седьмой больной. Сыпной тиф (его называли алой лихорадкой) буквально косил людей.

Чувство страха и неуверенности поддерживалось чередой этих бедствий. Не успеет население оправиться от эпидемии, как начинается холодная зима, затем следует неурожай, и так бесконечно. Только в XVIII в. европейцы смогли вырваться из этого страшного круга.

«Столетия редкого человека». В таких условиях европейское население росло медленно, а то и не росло совсем. Особенно высока была смертность среди новорожденных. Немногие дети успевали стать взрослыми. В те времена сорокалетние считались стариками и мало кому удавалось дожить до 70 лет. Средняя продолжительность жизни была 30 лет.

Только в XVIII в. начинается постепенный рост численности населения (от 100 млн человек в 1650 г. до 187 млн человек в 1800 г.). «Столетия редкого человека» уходят в прошлое. Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали между двадцатью и сорока годами. Вы спросите - почему? Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле и дома, отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы. Кто, как не женщина, при недостатке еды отдает свой кусок детям и мужу, кто больше заботится о том, чтобы было чем натопить комнату в стужу, как-то одеть и обуть семью? В XVI в. две трети населения европейских стран составляли мужчины и только одну треть - женщины.

«Грим и пудра вытесняют мыло». Размах эпидемий можно объяснить прежде всего низким уровнем личной гигиены и почти полным отсутствием медицинской помощи.

Нижнее белье прочно вошло в повседневный быт человека только в XVIII в. Еще сложнее обстояло дело с мытьем. Если в XIV-XV вв. бани имелись в каждом городе и охотно посещались его жителями, то в XVI-XVIII вв. они почти исчезают или сохраняются как место лечения. Объяснить это просто: с ростом эпидемий они превратились в рассадник заразы и их стали бояться. В Лондоне, например, в 1800 г. не было ни одного банного заведения. Правда, в зажиточных домах имелись «мыльни», расположенные в полуподвальных помещениях, где стояли деревянные кадки и можно было вымыться горячей водой. Ванные комнаты очень большая редкость даже в богатых домах.

Распространению эпидемий способствовало и отсутствие канализации. Это было особым бедствием городов. Проблемой очистки Парижа занималась даже Французская Академия наук.

«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!.» В те времена питание европейцев зависело от времени года и от климата. Но главное - от имущественного положения семьи. Недаром говорили: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!.»

В XVI-XVIII вв. основу питания составляли растительные продукты, да и то в силу низких урожаев их недоставало. «Хозяин может быть доволен, когда его владение приносит ему в целом, с учетом плохих и хороших лет, сам - пять, сам-шесть», - писал историк в XVIII в.

Пшеница, рис, кукуруза (появившиеся после открытия Нового Света) были малодоступны, белый хлеб до XVIII в. являлся редкостью и считался предметом роскоши. В период раннего нового времени европейцы питались грубыми похлебками и кашами, в деревне ели в основном овес, просо, ячмень.

Только между 1750 и 1850 гг. произошла «революция» белого хлеба, к этому времени пшеница вытеснила прочие зерновые (прежде всего в Англии).

Труден был и путь картофеля на стол европейца - к этой культуре, привезенной из Нового Света, долго относились с недоверием. Окончательно она вошла в рацион питания на рубеже XVIII-XIX вв., но картофель в Европе считался пищей бедняков.

Мясо население европейских стран ело не часто, обычно раз в неделю, да и то солонину. Так было и в Германии, и в Англии, и в других странах.

Очень важным дополнением к такой скудной пище являлась рыба. В прибрежных городах и деревнях она помогала выжить, и вырастить детей. Потребление рыбы предписывалось и религией, гак как в христианском календаре насчитывается более 150 постных дней. Среда, пятница, суббота - постные дни, когда есть мясо не могли даже богатые люди, а вот рыбу - пожалуйста. В постные дни на рынках не разрешалось продавать мясо и масло.

В домах богатых людей и в те времена пища была разнообразной и обильной. Делая попытки определить калорийность дневного потребления пищи, ученые сделали вывод, что она колебалась от 2,5 тыс. калорий в бедных семьях до 6 - 7 тыс. калорий в богатых.

В XVIII в. в Европе вошли в употребление новые напитки - чай, кофе, шоколад. Современник писал в 1782 г.: «Нет ни одного буржуазного дома, где бы вам ни предложили кофе. Нет ни одной продавщицы, кухарки, горничной, которая бы ни пила за завтраком кофе с молоком». В XVI-XVII вв. в Европе возрастает потребление сахара.

Вкусная еда имела много почитателей, и уже в XVI в. существовали кулинарные книги и умелые повара (эта профессия высоко ценилась). Судя по рецептам приготовления пищи, в те времена готовили изысканные блюда из мяса, дичи, рыбы, овощей. В пищу добавляли много пряностей. Развито было и домашнее консервирование фруктов и овощей.

В домах богатых горожан имелись кладовые и погреба для хранения припасов. Семьи вели специальные книги, где планировали все необходимые закупки продуктов и других предметов первой необходимости. Ведение домашнего хозяйства считалось делом сложным, каждый член семьи имел свои обязанности.

В богатых домах большое внимание уделялось обустройству кухни. Разной величины и разного назначения кастрюли, сковороды, миски составляли гордость хозяйки.

Менялись эпохи - менялась мода. Все знают, что мода не стоит на месте, что фасоны причесок, одежды бесконечно изменяются. Но что стоит за этим движением моды? Что влияло на ее изменения в раннее новое время?

Когда в Италии в эпоху Возрождения пробудился интерес к личности человека, мода установила новые каноны красоты лица и тела. Идеалом стал считаться высокий рост, тонкая талия, красивый рот, белые зубы. В моду вошли белокурые волосы и высокий лоб. Волосы стали красить, над лбом их сбривали, а брови выщипывали. Наиболее модными женскими прическами становятся толстые и длинные косы. Прически дам из высшего общества украшались тонкими сеточками, изготовленными из золота и серебра. Этот идеал красоты воплощен на портретах художников эпохи Возрождения.

При помощи одежды старались показать, к какой группе общества принадлежит тот или иной человек. Эту задачу решили с помощью рукава, который не пришивался к платью, а прикреплялся на плече при помощи лент. Фасон рукава и свидетельствовал о положении человека в обществе. Женские платья богато украшались вышивкой, золотыми цепями и другими драгоценностями. В мужской моде стали популярны плащи: для молодых - короткие, для пожилых - длинные. И сейчас такие длинные плащи сохранились в ряде стран как университетская одежда.

Одним из самых модных головных уборов считался берет, украшенный перьями.

Возвышение в XVI в. Испании выдвинуло моду и нравы испанского двора, этой моде подражали во всех странах. В отличие от моды итальянского Возрождения, стремящейся подчеркнуть красоту тела, испанская мода оказалась под влиянием геометрических форм. Костюмы шились из дорогого бархата и парчи, расшивались золотыми и серебряными нитями, украшались драгоценными камнями и жемчугом, золотыми цепочками и поясами, а также очень дорогими воздушными кружевами. После открытия Нового Света золота и драгоценных камней в стране имелось достаточно. Испанская мода естественные формы тела заменяет искусственными: этому помогают подбитые толстыми тканями мужские куртки (их называли «гусиное брюхо»), корсеты, металлические пластинки на лифе женского платья. Юбка поддерживалась металлическими обручами, на которые ткань натягивалась как на барабан. Женские платья были тверды и неподвижны, и женщина в них выглядела как неприступная крепость. Талию делали очень узкой, а на треугольном лифе (прямая линия плеч и зауженная талия) носили нагрудные крестики, украшенные драгоценными камнями, которые должны были демонстрировать всем веру и богатство.

Мужские костюмы напоминали костюм рыцаря. Испанская куртка, подбитая ватой, с подчеркнуто стройной талией и короткими полами напоминала рыцарские латы. Жесткие кружевные воротники сделаны как бы из металлических пластин, защищавших шею. Средневековый шлем заменяла высокая жесткая шляпа с узкими полями. Испанские костюмы являлись образцом портновского мастерства - испанская мода славилась на всю Европу.

Во второй половине XVII в. в пору расцвета абсолютизма центром моды становится Франция. С этого времени моду Европе стал диктовать Париж.

Мужчины носили камзолы из парчи, нижний жилет и брюки до колен. Около 1640 г. в моду вошли мужские парики с завитыми локонами. Дамы тоже носили сложные прически, которые поддерживались каркасом из проволоки. Их платья шились из парчи и шелка, богато украшались кружевами. Модными дополнениями являлись шейные платки, веера, пуговицы, бахрома. Обувь украшалась серебряными пряжками. Талия по предписанию моды должна была быть не толще, чем у осы, и для этого ее нещадно затягивали в корсет.

Как вы поняли, костюм был визитной карточкой человека: по нему можно было определить, к какому слою общества принадлежал человек. Поэтому, если даже у крестьянина или горожанина водились деньги, он не имел права одеваться как представители высшего общества. Существовали даже «запретительные» постановления, касающиеся костюмов.

В 1548 г. Карл V, король Испании и император Священной Римской империи, издал указ, в котором говорилось, что одежда должна помогать отличить «князя от графа, графа от барона, барона от бюргера, а бюргера от крестьянина». Как видите, одежда отражает историческую эпоху, ее порядки, взгляды на жизнь, представления о красоте.

В раннее новое время, как и прежде, повседневная жизнь людей была нелегка. Голод, войны, болезни подстерегали человека ежедневно. Жизнь была короткой, население росло медленно.

План – разработка открытого урока по Новой Истории в 7-ом классе.

Тема: Повседневная жизнь европейцев.

Цель урока: Изучить особенности повседневной жизни европейцев в раннее Новое время.

Образовательная : сформировать представления учащихся о повседневной жизни европейцев в раннее Новое время.

Развивающая : развить умение выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, навыки ретроспективного анализа источников, т. н. взгляда на историю глазами человека изучаемого периода времени; научить определять предмет изучения истории повседневности, использовать репродукции художников как исторические источники, сформировать умения рассматривать исторические события сквозь призму социальной истории.

Воспитательная : сформировать интерес к изучению истории и культуры других народов, а так же к искусству Нового времени.

Тип урока : урок изучения нового материала (с актуализацией раннее пройденного).

Оборудование : парта, доска, ноутбук, интерактивная доска, схемы, конспект урока на печатном носителе (на партах).

Основные понятия и термины : повседневность, канон

Познавательное задание (написано на доске): подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев в XVI-XVIII века в сравнении с повседневной жизнью человека XIV-XV веков. Чем эти изменения были вызваны?

Представление дополнительной литературе по теме (отобрана по следующим критериям: доступность, полнота освещения материала, стиль изложения материала):

· Детская энциклопедия. - Т. 8.

· Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия (любое издание). Разделы: Ренессанс. Реформация. Тридцатилетняя война. Мода эпохи Людовика XIV. Рококо (с. 139-222, издание 1987 г.).

· М. Твен. Принц и нищий.

· М. Сервантес. Дон Кихот.

Феномен повседневности изучается рядом гуманитарных наук : социологией, антропологией, философией, культурологией. Возникновение истории повседневности как самостоятельной отрасли изучения прошлого относится к 60-гг. ХХ века. Именно с этого времени историков начинает волновать жизнь общества «изнутри». Я хотел бы предложить вам, задание, в котором вам необходимо самостоятельно определить какие понятия относятся к предмету изучения истории повседневности. На доске в формате А4 представлены различные исторические понятия.

· Досуг, развлечения

· Таможенная политика

· Международные отношения

· Жизненные ценности людей

· Социальные проблемы, болезни

· Влияние и последствия войн

В ходе сегодняшнего задания мы постараемся понять, как выглядела повседневная жизнь европейцев в XVI - XVIII вв..

Ход урока:

I. Основные проблемы европейского общества в раннее Новое время.

II. Образ жизни, быт, питание.

I . Основные проблемы европейского общества в раннее Новое время.

“Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны” – этими словами начиналась молитва французских крестьян в XVII веке.

Постановочная сцена, чтение по ролям с раздаточного материала.

Франция, август 1666 год. Разгар Великой эпидемии чумы.

Священник: Это поистине кара господняя, нет ни одной семьи во Франции, которая бы не пострадала от «черной смерти»! Мы сегодня с вами собрались, для того, чтобы решить, как нам избавиться от этой проказы.

Слово берет Лорд Джонс , недавно прибывший из Лондона : Англия вымирает, а Лондон опустел. Большинство богатых купцов покинули город, торговая деятельность приостановилась, однако многие люди остались, чтобы бороться с этим. Мы постоянно жгли огонь, чтобы он чистил воздух, жгли перец, хмель, ладан, чтобы отогнать инфекцию, постоянно курили табак, но все тщетно. В деревне Ив умерло ¾ населения, сейчас в Лондоне умирает 7000 человек в неделю. Я прибыл во Францию, дабы убежать от нее, но у вас ситуация точно такая же.

Полы каменные и грязные; белье мерзкое; хлеб, какого у нас не едят нищие; чистая их вода то, что у нас помои. В самом лучшем трактире вонь, нечистота, мерзость... После обеда был я в епископском дворце. <...> Сей осмотр кончился тем, что показали нам погреб его преосвященства, в котором несколько сот страшных бочек стоят с винами издревле. Меня потчевали из некоторых, и я от двух рюмок чуть не с ног долой. Казалось бы, что в духовном состоянии таким изобилием винных бочек больше стыдиться, нежели хвастать надлежало; но здесь кажут погреб на хвастовство.

Католическая церковь далеко не всегда была эталоном нравственности, а помните ли вы возмутительные поступки духовенства в Средние века?

16 выехали мы <...> из Триента; обедали в карете. Дороговизна в Вероне ужасная; за все про все червонный. <...> Надобно отдать справедливость немецкой земле, что в ней житье вполы дешевле и вдвое лучше.

Не понимаю, за что хвалят венецианское правление, когда на земле плодоноснейшей народ терпит голод. Мы в жизни нашей не только не едали, даже и не видали такого мерзкого хлеба, какой ели в Вероне и какой здесь все знатнейшие люди едят. Причиною тому алчность правителей. В домах печь хлебы запрещено, а хлебники платят полиции за позволение мешать сносную муку с прескверною, не говоря уже о том, что печь хлебы не смыслят. (Белый хлеб до XVIII века считался редкостью, приметой роскоши. Зерно для хлебных изделий чаще всего было низкого качества по всей Европе).

Сравните впечатления Фонвизина о поездки в Германию и Италию?

Забыл я сказать, что тотчас после обеда водил я Семку смотреть древний амфитеатр. (Театры в Европе получили к 18 веку уже достаточно широкое распространение).

Мы здесь живем полтора месяца. <…> Обедаем дома, но я не всегда, потому что зван бываю к здешним знатным господам, а жена обыкновенно обедает дома. Здесь нет обычая звать дам обедать, а зовут ужинать. В пятом часу всякий понедельник ходим в концерт, а оттуда ужинать к графу Перигору. <…> Белье столовое во всей Франции так мерзко, что у знатных праздничное несравненно хуже того, которое у нас в бедных домах в будни подается. Оно так толсто и так скверно вымыто, что гадко рот утереть. Я не мог не изъявить моего удивления о том, что за таким хорошим столом вижу такое скверное белье. На сие в извинение сказывают мне: «Так его же не едят» - и что для того нет нужды быть белью хорошему. Подумай, какое глупое заключение: для того, что салфеток не едят, нет будто бы и нужды, чтобы они были белы.

<…> Я на сих днях, шатаясь пешком по городу и не взглянув на часы, зашел к… <маркизе Френжевилль>. Она же безо всякого стыда отвечала мне, что как нет у нее за столом людей посторонних, то для экономии, чтобы не разводить огня в камине столовой комнаты, обедает она на поварне, где в очаге огонь уже разведен. Жаловалась мне, что дрова очень дороги и что она одною поварнею чувствительный убыток терпит.

Правда, что дрова здесь в сравнение нашего очень дороги; я за два камина плачу двадцать рублей в месяц;

III . Мода.

Как известно мода никогда не стоит на месте, изменяется одежда, фасон причесок, украшения. Каждая мода имеет свои каноны. Канон – предписание, правило.

Моду раннего Нового времени можно условно разделить на несколько этапов.

Люди Возрождения установили новые каноны красоты лица и тела. Идеалом красоты стали высокий рост, широкие плечи, тонкая талия, красивый рот, белые зубы. В сравнении с эпохой готики одежда стала более объемной. Платья шились в основном из тяжелых и дорогих тканей, насыщенных и теплых цветов, богато украшались кружевами. Необходимой принадлежностью каждой дамы были перчатки, веер , ювелирные украшения, зонтик, муфта. В мужской моде стали популярны плащи: для молодых – короткие, для пожилых – длинные. Одним из самых модных головных уборов считался берет, украшенный перьями. Широкие рукава указывали на родовитое происхождение человека.

В 16 веке на смену моды итальянского Возрождения, стремящейся показать красоту тела, приходит испанская мода, которая естественные формы тела, заменяет искусственными геометрическими формами. Женские платья казались неестественно широкими ниже талии (юбки поддерживались металлическими обручами). Мужские костюмы напоминали костюм рыцаря. Куртки подбивались ватой и напоминали рыцарские латы. На голове преимущественно находилась высокая жесткая шляпа с узкими полями. Воротники делались высокими, часто в них вставлялись металлические пластины. Иногда женщины носили очень широкие кружевные воротники, которые полностью скрывали шею до подбородка. Как женские, так и мужские костюмы очень обильно были украшены дорогими камнями и золотом (Как вы думаете, с чем это было связано?).

Во второй половине XVII века центром европейской моды становится Париж. Мужчины носили камзолы из парчи, нижний жилет и брюки до колен. Около 1640 г. в моду вошли мужские парики с завитыми локонами. Дамы тоже носили сложные прически, которые поддерживались каркасом из проволоки. Платья украшались кружевами, талию также очень сильно затягивали в корсет. Для подчеркивания аристократических кровей мужчины часто носили косую ленту от плеча к поясу, в основном голубого или синего цвета.

Конечно же мода касалась только высших слоев общества, одежда горожан и крестьян должна была отвечать следующим качествам: быть удобной, не мешать работать и не дорого стоить.

В новое время одежда являлась визитной карточкой человека. В 1584 году Карл V издал указ, в котором говорилось, что одежда должна помогать отличать “князя от графа, графа от барона, барона от бюргера, бюргера от крестьянина”. Попробуйте объяснить, какой смысл носил данный указ?

Проверим, как вы усвоили новый материал. Какие из этих тезисов являются верными:

· В раннее Новое время медицина могла лечить от тифа, чумы и оспы.

· Основными проблемами европейского общества были: болезни, постоянные войны, голод.

· Причиной голода часто являлись неурожаи.

· Европейские города были чистыми и просторными.

· Во многих странах Европы гигиена находилась на очень низком уровне.

· Большую часть своих доходов европейцы тратили на продукты питания.

· В Новое время мода была чужда европейцам, все одевались одинаково скромно и практично.

· Одежда в европейском обществе имела огромное значение.

· Разница между уровнем жизни высших и низших слоев населения была огромной.

Домашнее задание: §6 пересказ; ответить на вопросы. В конце параграфа творческое задание: составить меню для домашних трапез в бедной городской семье, в аристократической семье (по выбору).

В ходе урока наиболее активно работающие учащиеся получают оценки «4» и «5». Оценка «3» не ставится, так как урок предполагает в основном знакомство с новым материалом.

________________ _______________

________________ _______________

________________ _______________

________________ _______________

Урланис населения в Европе. ОГИЗ – ГОСПОЛИТИЗДАТ, 1941г., с.205.

История человечества тем интересна, что ее можно рассматривать с разных точек зрения. В советский период, по понятным причинам, главное место уделялось социально-экономическим отношениям и, связанным с ними, народным волнениям. К счастью, сегодня историки могут анализировать историю человеческой цивилизации с более широких позиций. Согласитесь, для большинства из нас узнать о повседневной жизни в прошедшие века куда интересней, чем, допустим, о причинах крестьянского восстания под предводительством Уота Тайлера.

А так как кулинария представляет собой часть повседневной жизни, по этой причине постараемся сегодня, хотя бы в общих чертах, ответить на вопрос: «Чем питались в Новое время?». Однако прежде оговоримся, что все-таки следует разделить привычки питания, присущие аристократии и простонародью, составлявшему большинство европейского населения.

Итак, Европа, верная традициям старины, продолжала питаться в Новое время кашами и грубыми похлебками. Например, французские крестьяне готовили грюмель – кашу из овса, а также гру – гречневую кашу на воде или молоке. Не меньшей популярностью у них пользовалась каша, сваренная из проса. И все-таки основой питания европейцев оставался хлеб: белый у людей состоятельных и ржаной с отрубями у бедняков. В голодные годы им на смену приходил овсяный, ячменный и даже гречишный.

Трапеза в крестьянской семье
Пшеничный белый хлеб выпекали еще в Средневековье, однако стоил он дорого и всегда считался роскошью. Дюпре де Сен-Мор писал в начале XIX века: «Во всех французских, испанских, английских населенных местах не более двух миллионов человек едят пшеничный хлеб». То есть, приблизительно 4% населения Западной Европы могли себе позволить иметь на столе мягкий белый хлеб. Его выпекали из отборной крупчатой муки, замешенной на пивных дрожжах, а не на закваске.

Известно, что королева Мария Медичи очень любила белый хлеб по-королевски, в который выше названных ингредиентов добавляли еще и молоко. Однако в неурожайные годы нередко вводились ограничения на выпечку белого хлеба. Так, в 1740 году в Париже Парламент разрешил выпекать только серо-белый хлеб, запретил булочки и даже использование мучной пудры для париков.

Отдельно следует сказать несколько слов об употреблении специй. В Новое время в большинстве европейских стран их продолжали использовать в большом количестве, кроме, разве что, Франции. Здесь остракизму не подверглась только гвоздика, перец и мускатный орех. Черный перец был на особом счету – существовало мнение, что он помогает пищеварению, поэтому перчили даже самые невероятные продукты, например дыни.

Остальная же Европа от Португалии до Польши, как и в Средневековье, продолжала с удовольствием приправлять пищу шафраном, кардамоном, корицей, стручковым перцем, имбирем, мускатным орехом, гвоздикой и т.д., критикуя привередливых французов. О последних сицилийский путешественник Мемарана высказался следующим образом: «Французы всегда стараются выделиться, а потому говорят, что пряности (каждый знает, что они великолепны на вкус) не вкусны».

Кроме белого пшеничного хлеба, в начале Нового времени роскошью считался также сахар и перец. В Англии во время правления династии Стюартов к ней причислялись еще и апельсины. Их, как драгоценность, хранили от Рождества до апреля, а то и до мая. С открытием Америки в Европе постепенно приживаются неизвестные до тех пор продукты: картофель, помидоры, кукуруза, подсолнечник. В это же время возникает своего рода мода на определенные блюда.

Если долгие века в Западной Европе на столе, во всяком случае у людей зажиточных, господствовали гуси, теперь их сменили завезенные из Америки индейки. В то же время меню аристократии становится все более похожим на удовлетворение кулинарных причуд: черепаховый суп, устрицы, рябчики, овсянки, лососи, ананасы и земляника, выращенные в оранжереях. Все это подавалось с замысловатыми соусами, где смешивались всевозможные ингредиенты: миндаль, перец, мускус, пряности, розовая вода и т.д.

Впрочем, более «простые» блюда, которыми довольствовалась аристократия Средневековья, не исчезли полностью, но считались весьма заурядными. Например, дикий кабан, целиком зажаренный на решетке. Предварительно его шпиговали гусиной печенкой, поливали топленым салом и изысканным вином. Разумеется, от обильного застолья всегда оставалось немало объедков, которыми затем лакомились слуги или же их перепродавали рыночным торговцам.

Скажем, четверть жителей Версаля кормилась остатками блюд с монаршего стола, продаваемыми на местном рынке. Большинство любителей поесть «по-королевски» принадлежало к мелкому дворянству. Благородные, но бедные, они предпочитали покупать объедки редких кушаний из дворца, нежели, подобно буржуа ( о, ужас !), в харчевне или у себя дома получить на обед свежеприготовленного каплуна, политого бургундским вином.

Но чем же питались в Новое время крестьяне и городские низы? Их «продовольственный паек» был начисто лишен причуд и гастрономических изысков. Основу бедняцкого рациона составляла гороховая или бобовая похлебка, капуста, лук, репа, грибы, брюква, орехи, некоторые фрукты, а из белковых продуктов – яйца и куры.

В раннее Новое время, по сравнению с поздним Средневековьем, рацион питания существенно не изменился, хотя в результате Великих географических открытий в нем появились новые блюда. Питание знати и простолюдинов, крестьян и горожан существенно отличалось.

Еда была довольно однообразной. Из зерновых культур чаще потребляли пшеницу, рожь, просо, овес, ячмень, впоследствии гречку, кукурузу. Из них выпекали хлеб и лепешки, готовили супы и каши.

Хлеб бедняков отличался от хлеба богатых. Состоятельные люди ели пшеничный хлеб из просеянной муки. Чтобы он был мягким и пышным, его замешивали па дрожжах. Крестьяне же довольствовались ржаным хлебом из муки грубого помола. В него добавляли также рисовую муку, а в голодные годы желуди и корни.

Важным дополнением к зерновым были бобовые: бобы, горох, чечевица. С гороха даже выпекали хлеб. Состав овощей и фруктов, которые выращивали европейцы, практически не изменился. Однако от арабов к европейцам завозили апельсины и лимоны, из Египта — миндаль, с Востока — абрикосы, из Америки — дыни, кабачки, мексиканский огурец, сладкий картофель (батат), фасоль, томаты, перец, какао, кукурузу, картофель.

Растительную пищу разнообразили рыбой. Чаще готовили сельдь, треску, тунца, сардины. В Чехии, например, в прудах разводили карпов. Богатые люди могли приобрести морскую рыбу.

Рыба была одним из главных продуктов питания во время поста, поэтому городские власти, руководство школ и госпиталей задолго до Великого поста делали значительные запасы различных видов рыбы, которую солили, коптили, вялили т. п. Кроме того, люди постились в среду, пятницу и субботу. В общем, примерно 150 дней в году были «постными».

Ели также и мясо, в Центральной и Восточной Европе — более говядину или свинину, а в Англии, Испании, Франции и Италии — баранину. Любили блюда из дичи, домашней птицы, даже голубей. Горожане потребляли мяса больше, чем крестьяне.

В раннее Новое время резко возросло потребление сахара, который производили в заморских колониях. Сахарные заводы строили также в европейских городах.

Со второй половины XVI в. в Европе популярными становятся горячий шоколад, кофе и чай. Считалось, что шоколад обладает лечебными свойствами, является средством против дизентерии, холеры, ревматизма, бессонницы и т. д.

Однако в бедной крестьянской семье королевской едой были даже кусок сала или сыра с хлебом и луковицей. Зато на праздники или свадьбы семья резала последнюю скотину и выносила из кладовой все, чтобы потом вспоминать это в голодные дни.

В эпоху раннего Нового времени все большее значение приобретает не пища, как сам процесс принятия пищи. Речь идет о сервировке стола, порядок подачи блюд, застольные развлечения, общение, манеры и т. д.

Столовая посуда стал намного красочнее. Почетное место на столах отводилось специальным подставкам для различных блюд — треножники, а также салатницы, солонки и сахарницы. Тарелки, миски, бокалы стали делать из металла: для королей и знати — из серебра, позолоченного серебра, а иногда даже из золота. С XVI в. растет спрос на оловянную, фаянсовую, разноцветную посуду из стекла. Посуду декорировали эмалью, металлом и даже хрусталем.

Из столовых приборов важнейшими были ложка и нож. Большим ножом нарезали мясо на общих блюдах, с которых каждый брал кусок ножом или руками. В XVI в. начинают пользоваться вилкой, а иногда — индивидуальной посудой. В частности, в конце XVI в. в Швейцарии даже в кабаке каждый посетитель имел свои ложку, нож, тарелку и бокал. Простонародье и в дальнейшем пользовался деревянной и глиняной утварью.