Материал на тему: Праздник картофеля. Праздник «Веселая картошка

Выяснить и расширить знания учащихся о картофеле; познакомить учеников с «биографией» картофеля, показать его значение в жизни людей; научить ребенка видеть удивительное рядом, в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро одаривает нас спелыми плодами. Осенью люди собирают урожай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.

Песня «Осень постучала к нам …»

Ребята, мы предлагаем вам догадаться, чему посвящена наша программа. Для этого необходимо отгадать загадки.

1. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

2. Орехи в земле, а листья на земле.

3. Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

4. И зелен, и густ,

На грядке вырос куст

Покопай немножко,

Под кустом …(картошка).

Учитель. Сегодня, ребята, мы поведем речь о ее величестве Картошке, которую в народе называют вторым хлебом. И я думаю, что каждый из вас знает, что картофель – самое распространенное огородное растение. Даже тот, кто не имеет сада, для картошки обязательно найдет местечко.

Знают о картошке все на свете
Богачи и те, кто не богат.
Всяк её по-своему готовит,
Каждый на столе картошке рад.
И кто жарит, и кто парит,
Кто печёт и кто толчёт,
Но едят ее повсюду.
Ей и слава, и почёт!

Инсценирование стихотворения «Ссора»

Однажды картошка приходит к морковке

И видит: морковка лежит в упаковке

Морковка, морковка, скажи мне на милость:

Куда это нынче ты так нарядилась?

Ах, знаешь, картошка, уже ухожу:

Сегодня меня пригласили к ножу.

Меня без тебя пригласили к нему,

Тебя я, картошка, с собой не возьму.

Картошка сказала:

«Подумаешь, нож!

Чихать мне на то, что меня не возьмешь!

Две ложки меня пригласили на щи.

Пойду без тебя, уж и ты не взыщи!»

Еще пригласили меня в 3 класс,

У них между прочим сейчас классный час.

1. Хоть хвалиться неприлично,

Но пришли мы вам сказать:

Без картошки на «отлично»

Ни поесть, ни поплясать

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец.

2 . Хоть сердит зеленый лук,

А картошка – лучший друг,

Из картошки там и тут

Нужный делают продукт

И недаром, ведь, картошку

Вторым хлебушком зовут.

Дети исполняют песню В.Попова «Картошка».

Картошка

Расскажу-ка вам, ребята,

Жили в лагере мы как,

И на солнце, как котята,

Грелись этак, грелись так.

Наши бедные желудки

Были вечно голодны,

И считали мы минутки

До обеденной поры.

Ах, картошка, объеденье,

Наших деток идеал

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал.

А мальчишки-то обжоры

Всю картошку поедят,

А потом завоют хором:

“Животы у нас болят!”

Ах, ты, милая картошка,

Низко бьем тебе челом,

Даже дальняя дорожка

Нам с тобою нипочем.

Учитель. Трудно поверить, что этот удивительный овощ когда-то ценили за нежные лиловые и розовые цветочки, которыми модно было украшать женские прически. Так слава тому, кто первым обратил внимание не на вершки, а на корешки!

3. В некотором царстве,

В некотором государстве,

Не на Марсе и не на Луне –

Жила картошечка в земле.

4 . Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь, о том,

Как пришел картофель в дом!

5 . О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище,
Вам узнать не будет лишним.

Многое должны узнать….

Все дети . А теперь, пора начать.

Учитель. Этот продукт мы хорошо знаем и употребляем практически каждый день, но не все задумываются какова его родина и кто его привез в Россию? Послушайте эту историю.

1. 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений.

2 . Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола.

3. В Россию картофель прислал из Голландии в конце 17 века Пётр l. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его «чёртово яблоко». Их принуждали выращивать и употреблять в пищу картофель. Но крестьяне по незнанию употребляли в пищу плоды. Это привело к множеству отравлений.

4. По всей России прошла волна «крестьянских бунтов». Бунты подавляли тем, что палили по крестьянам из пушек. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка.

5. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

6. Мы привыкли к тому, что пшеницу называют "Первым" хлебом, а картофель "Вторым". Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

7. Может быть, вы знаете, что все растения живут семействами. Так вот картофель из семейства паслёновых. Вот его родственники: помидор, баклажан, стручковый перец.

8. Картофель растение однолетнее, высотой до 150 см, в нашем климате ниже. Осенью на кустах образуются плоды – зеленые ягоды с мелкими семенами. Они ядовиты!

9. В сельском хозяйстве картофель сажают клубнями, которые и употребляют в пищу. В дикой природе насчитывается около 150 видов картофеля.

10. В картофеле много полезных веществ и витаминов: крахмал, сахар, белок. Хранить картофель нужно в прохладном темном месте. Но если картофель полежал на солнышке, то в нем образуется сильный яд, очень вредный для здоровья человека. Это соланин.

Учитель: На Руси ценили картофель, считали его вторым хлебом и конечно же о нем пели частушки.

ВСЕ.

Ставьте ушки на макушки

Слушайте внимательно.

Мы споём вам про картошку

Очень замечательно.

1. Обожаю я картошку –
Просто объеденье!
Целый день ее я ела –
Вот так наважденье!

2. Ах, картошечка-краса!
Не нужна мне колбаса,
Не хочу сосиску –
Дай картошки миску!

3. Цветет во поле картошка –
До чего ж красивая!
Пойду в поле поработать,
Я же не ленивая!

4. Посадили мы картошку,

Колорадский жук пришел.

Вышел дед копать картошку,

А картошку не нашел.

5. Надо мной смеялась мама:
«Сколько можно кушать?!»
Я картошку обожаю,
Как тебя мне слушать?!

6. Не иду гулять с друзьями,
Телевизор не смотрю,
И работайте вы сами –
Я картошку есть люблю!

7. Мы картошку убирали,

Я без дела не сижу:

Папа роет, мама носит,

Ну а я руковожу.


8. Без мундира и в мундире

Вся картошка хороша.

Целый год едим картошку

Денег нету ни гроша.

9 . Эх, картошечка сидит,
Быстро наливается,
А зимой во всех домах
Варится да жарится!

10. Ну а в Каменке народ
На картошечке живет,
И поэтому народ
Всегда веселый и поет!

11. Жили-были три соседа:
Кролик, пес и кошка,
Угощали каждый день
Друг друга все картошкой.

12. Наш картофель – хоть куда:
Вкусный, витаминный.
Если будешь есть всегда,
Здоровый будешь, сильный!

13. Мамочка сказала мне:
«Шагай, сын, по дорожке».
Шел в надежде найти клад –
Пришел в подвал с картошкой.

ВСЕ.

Перед вами сейчас

Пели мы частушки.

Очень просим извинить,

Коль устали ушки.

Учитель. Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых я приглашаю вас принять участие.

Ведь мы, играя, проверяем,

Что умеем и что знаем.

Конкурс 1 Для конкурса нам надо 3 человека.(4 класс)

Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране ее называли по-своему (слайд 5):

  • Англичане – потато
  • Финны – тарту
  • Итальянцы – тартуфоль
  • Французы – пом де терр
  • Немцы – картофельн

Но первое имя картошки было «папа», так называли ее в Южной Америке индейцы из племени кечу, учёный Болотов – «тартофелем», народ назвал картофелем.

Задание. Придумать фамилию, имя, отчество картошке и написать без ошибок.

Учитель. Игра. Я буду произносить фразу, если согласны с моим утверждением, вы должны хором сказать «Мы не спорим!», если не согласны, хором говорите «Спорим!».

Льют осенние дожди (Мы не спорим!)

Ждет весна нас впереди (Спорим!)

Целый день мели метели (Спорим!)

Лист с деревьев опадает (Мы не спорим!)

Ландыш белый расцветает (Спорим!)

В роще соловьи запели (Спорим!)

А в огороде картофелины поспели (Мы не спорим!)

Картофеля урожай хороший! (Мы не спорим)

Есть с малюсенький горошек (Мы не спорим)

Есть размером с чемодан (Спорим)

На ветвях цветет бурьян (Спорим)

Без картофеля нам трудно (Мы не спорим)

Мы наш праздник продолжаем

Все картошке посвящаем (Мы не спорим)

Конкурс 2 «Ах, картошка». (3 человека 3 класс)

На стул кладут определенное количество клубней картофеля (5-7 штук) и накрывают материалом или газетой. После этого приглашают участников и предлагают им сесть на газету, под которой картошка на стуле, поерзать сидя и определить, сколько там клубней картофеля. Кто угадал, тот победитель.

Конкурс 3 "Кто лишний?" (2 класс)

Конкурс проводится несколько раз. Каждая команда делится на группы по 10 человек. Каждая группа встает в круг, все ходят по кругу, пока не услышат слово «КАРТОШКА». После этого надо успеть схватить картошку. Кто остался без картошки – выбывает. Ведущий убирает 1 картошку и конкурс продолжается.

Количество картофелин всегда должно быть на одну меньше, чем участников. Пока играет музыка, дети ходят вокруг картофельной кучи. Музыка заканчивается, надо успеть взять картошку. Кто остался без картофелины, выбывает из игры. Ведущий забирает одну из них, и игра продолжается. Тот, кто последний остался с картофелиной в руках, выиграл, и его команда получает дополнительное очко.

Конкурс 4 «Собери картошку». (1 класс)

Каждому ученику дать по разрезанной на части картинки с изображением картофеля. Кто быстрее соберёт – победитель.

Конкурс 5 «Ленивый садовод» (по желанию кто не играл)

Пустые ведра стоят на определенном расстоянии. У каждого участника есть три картофели, которые ребята стараются "уложить" в ведро.

Конкурс 6 «Составить пословицу». (2 человека 4 класс)

(Каждый игрок получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны.

Побеждает тот игрок, который быстро и правильно соберет пословицу.)

1. Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.

2. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

3. Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

4. Без труда картошка не родится никогда.

5. Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.

6. Картошка поспела- берись за дело.

7. Картошка созреет- человека согреет.

Учитель. Веселые задачи.

1. Голодный Вася съедает за 10 минут 3 сырые картошки. Сытый Вася тратит на такое же количество вареной картошки 1 час. На сколько минут быстрее управляется Вася с сырой картошкой, чем с вареной? (60 – 10 = 50 минут)

2. Убегая от своих друзей, Петя толкнул дедушку, купившего 4 одинаковых пакета картошки по 2 килограмма в каждом. Пакеты порвались, и картошка рассыпалась. Сколько килограммов картошки полетело в Петю, если известно, что в молодости дедушка был снайпером? (4 2 = 8 кг)

3. Третьеклассник Федя купил в школьной столовой блюдо из 6 картошек и вышел на 1 минуту мыть руки. В эту пору в столовой находилось 9 первоклассников, каждый из которых может съесть за минуту 1 картошку. Сколько картошек увидит на своей тарелке вернувшийся Федя, и сколько первоклассников осталось голодными? (ни одной 9 – 6 = 3

Первоклассника останутся голодными)

Викторина
А теперь викторина «Что ты знаешь о картошке?».
1. Назовите родину картофеля? (Перу и Чили.)
2. Когда, откуда и кем завезен картофель в Россию? (В начале XVIII века из Голландии, Петром I.)
4. Как называется насекомое – вредитель, поедающий ботву картофеля? (Колорадский жук.)
5. Съедобны ли ягоды картофеля? (Нет, ядовиты.)
6. Как назвать одним словом стебли и листья картофеля? (ботва)

7. О картошке сваренной или испеченной в кожуре, говорят что она в чем? (в мундире)

8. Где первый раз человек варил картофель? (на огне)

9. Какую часть картофеля мы используем в пищу? (клубни)

10. Как назвать одним словом удаление сорняков и рыхление земли (прополка)

Учитель. А сейчас послушайте полезные советы.

  1. Картофель, сваренный в кожуре сохраняет 75% витаминов; очищенный и сваренный клубнями - 60-70%, а нарезанный - лишь 35-50%.
  2. Очищенный картофель хранить нельзя. В крайнем случае его можно оставить на час-два в воде и притом целыми клубнями.
  3. Очистив картофель, поставьте его под струю холодной воды: он быстрее сварится, будет более рассыпчатым.
  4. Если вам нужно заранее очистить картофель - храните его до употребления не в воде, а в завязанном полиэтиленовом пакете.
  5. Солить картофель при варке лучше всего за 5-10 мин. до его полной готовности.
  6. Картофель в “мундире” не разварится, (что делает его непригодным для последующего жарения), если добавить в воду больше соли, чем вы это делаете при обычной варке.
  7. Картофель, сваренный в “мундире”, легко очистится, если его сразу же после варки облить холодной водой.
  8. Печеная картошка с румяной хрустящей корочкой – традиционная еда на привале. И все, конечно, знают обычный способ печь ее, когда вымытые и просушенные клубни картофеля, закапывают в горячую золу.
  9. Молодой картофель чистят так: помять его, положить в мешочек, всыпать соль и покатать по столу.
  10. Картофель надо варить на умеренном огне, чтобы он не разваливался и не лопался.
  11. Картофель надо чистить тонким слоем, так как под кожурой находятся соли и белки.

Учитель.. Мальчик по имени Антошка тоже любит ее кушать, а вот поработать не очень желает.

Инсценировка песни “Антошка”.

Учитель. . Всего несколько 10-летий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи (десертные) блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии. Блюда из картошки любят все люди. В городе Мариинск Ке́меровской области поставили памятник картошке. Автором скульптуры стал художник Юрий Михайлов

Соберём мы всю картошку поскорей.
Позовём на угощенье всех друзей!

Мы напарим, мы наварим, напечём –
Ведь любая нам работа нипочём!

Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдёшь ты тут.

Картошечке нашей каждый рад,
Я положу её в салат.

А для меня нет лучше в мире,
Чем картошечка в мундире.

Нажарим для Танечки
Румяные дранички.

Готовы и для Женечки
С картошечкой варенички.

А ты, Андрюша, шанежку покушай!

А тебе, дружок, с картошкой пирожок!

А для нашей Алёнки с молочком толчонки!

А для Нади, посмотри, – картофель фри!

А ты, Валюша, жареной покушай!

Тебе, Алёшка, с картошкой окрошка!

А тебе, Артём, на костре испечём!

Мы не зря все собирали урожай!
Приходи и то, что любишь выбирай!

Знают люди с давних лет,
Что вкусней картошки нет!

Учитель.

Праздник наш уже кончаем
Что же вам еще сказать?
Вам картошечку по праву
“Вторым хлебом” называть!

Юлия Козлова
«Праздник картошки». Сценарий праздника для подготовительной к школе группы

ПРАЗДНИК КАРТОШКИ

Действующие лица :

Царица Картошка

Атрибуты : 4 тазика, картофель (30-40 штук, спички (1 коробок, 2 деревянные ложки, 2 обруча, 2 ведёрка, 2 автомобиля на верёвочке, мяч

Дети заходят под музыку, встают в полукруг

Дети :1. Быстро лето улетело

Перелетной птицей в даль,

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

2. Одарила гостья – осень

Урожаями плодов,

Моросящими дождями,

Кузовков лесных грибов.

3. Все дорожки и тропинки

Будто в пестрых лоскутках.

Это Осень незаметно

Ходит с краскою в руках.

4. Превратила листья осень

В красно-желтые огни,

Постаралась очень-очень,

Чтобы нравились они.

5. Что грустить теперь о лете

Осень в гости к нам пришла

В позолоченной карете

Всем подарки привезла.

ПЕСНЯ про осень

Дети садятся на стулья

Ведущий : Удивительное время года - осень. Созрели за лето фрукты, овощи, все хозяйки стараются сделать запасы на долгую зиму. Только уж главней-то всего на столе всегда один самый вкусный и важный овощ. Без него и еда не еда, а уж уважают его да ценят, как королеву стола.

А что это за овощ – вы попробуйте отгадать

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь, правда, вкусная (картошка )

Этот вкусный чудо-плод

Все едим мы круглый год :

Супы, пюре, салат, окрошка -

Везде присутствует. (картошка )

Ведущий : Правильно вы угадали.

На этот раз пойдет рассказ

О той, кто шесть имеет глаз,

А иногда и семь, и пять,

О той, кто зиму сладко спал,

Забравшись осенью в подвал.

Сегодня наш праздник посвящен… . картошке Да , да, не удивляйтесь, именно картошке .

Картошка – лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых, средство для выведения пятен, из неё можно сделать крахмал, пудру. А сколько разных блюд можно приготовить из картошки . И сейчас я предлагаю вам перечислить блюда, в которые мы кладём картофель .

ИГРА «БЛЮДА ИЗ КАРТОФЕЛЯ »

Ведущий : Ну а сейчас давайте споём песню об этом вкусном овоще.

ПЕСНЯ «КАРТОШКА »

После песни кто- то стучится в дверь, заходит Царица Картошка

Царица Картошка : Здравствуйте дети и взрослые. Я рада приветствовать вас на празднике , проводимом в мою честь. Разрешите представиться – Царица Картошка

Я всё лето зеленею, спрятав ягоды в земле

Ближе к осени созрею сразу праздник на столе .

Ведущий : Здравствуй, Царица Картошка , мы рады видеть тебя у себя в гостях. Сегодня ты главная на нашем празднике .

Царица Картошка : Песню в мою честь спели, а вот стихи обо мне знаете?

Дети : 6. Грядку раскопай немножко,

Глядь, а там живёт картошка .

Раз картошка , два и три

Всю в ведро её бери.

7. Мы возьмём ведёрки,

Да и в путь дорожку –

дружба нам поможет

Выкопать картошку .

8. Картошка , картошечка ,

Урожай богатый,

Вкусную картошку

Любят все ребята.

9. Знают о картошке все на свете –

Богачи и те, кто не богат,

Всяк её по-своему готовит,

Каждый на столе картошке рад .

10. Картофель - овощ наш родной

Мы любим его всей семьей.

Жареный, вареный,

И в супе, и печеный.

Царица Картошка : Хорошие стихи вы обо мне знаете

Ведущий : А мы ещё знаем частушки про картошку

Частушки :

1. Очень я люблю картошку .

Ем на ужин и обед

Если б не было картошки

Был не мио мне белый свет.

2. Ох, картошечка , картошка

Как ты милая вкусна

Много блюд мы приготовим

Булем сыты мы всегда.

3. Мы варили на плите

русскую картошку

Отказалась от неё

Только наша кошка.

4. Ох, картошечка , картошка

Ах, какая тебе честь

Кабы не было картошки

Так чего бы стали есть?

5. Мы картошку убирали ,

Я без дела не сижу :

Папа роет, мама носит,

Ну а я руковожу.

6. Мы всё лето ели кашу,

Молоко, окрошку,

А сегодня будем есть

Вкусную картошку .

7. Ах, картошечка-краса !

Не нужна мне колбаса,

Не хочу сосиску –

Дай картошки миску !

8. Наш картофель – хоть куда :

Вкусный, витаминный.

Если будешь есть всегда,

Здоровый будешь, сильный!

После частушек раздаётся стук в дверь

Ведущий : Конечно, конечно! Кто пришел к нам на праздник , всегда нам гость. Проходи, Бабушка Яга!

Баба Яга : Ох, уж и не знаю, рады вы мне или нет, но так завлекательно пели, так весело, что даже моя избушка пританцовывать стала! Не выдержала я, да скорей к вам. До чего ж веселые частушки, да все про картошку . А уж как я ее люблю-то, больше всего на свете. Да вот беда, никак не научусь ее сажать, все какая-то мелкая, невкусная. Уж я и так сажаю и этак, нет, ничего не выходит! Эх, слезы, да и только! Может, вы меня научите правильно сажать, вон ведь вы какие ученые да разумные дети!

Игра «Посади и собери картошку » .

Две команды детей встают парами друг за другом. Первые пары принимаются за посадку картофеля . Один в паре держит ведро с картошкой , второй вынимает из ведра по одной картофелине и сажает в одну линию.

Когда картофель посажен , за работу берутся вторые пары. Один держит пустое ведро, а второй собирает картофель и складывает в ведро.

Ведущий : Вот, Баба Яга, увидела, как надо картошку сажать , растить?

Баба Яга : Ой, касатики мои бриллиантовые, спасибо научилась. Полечу картошечку сажать !

Ведущий : Бабулечка, да ты что! Её весной сажают, а осенью урожай собирают. А сейчас на дворе осень. Давай лучше поиграем.

ИГРА «Пронеси картошку в ложке »

Две команды детей переносят в ложке картошку с одного конца в другой

Царица Картошка : Ловко у вас получается переносить картошку , а вот вывезти урожай с поля сумеете?

ИГРА «Вывези картошку с поля »

Две команды детей, у каждой игрушечная машина на веревочке. Дети с линии №1 с машиной, бегут к линии №2, берут одну картошку , кладут ее в кузов, бегут обратно, выкладываю картошку в корзину , передают машину следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока вся картошка не будет убрана .

Баба Яга : А я вот ещё умею из картошки разные фигурки делать, могу бусы себе смастерить.

Ведущий : Богатая у тебя фантазия, Баба Яга, а наши дети тоже умеют из овощей делать разные поделки, вот сейчас они нам из картофеля сделают ежиков

ИГРА «Самоделкин»

6 детей на время матерят ежиков из спичек и картофелин , кто быстрее и красивее

Ведущий : А ещё из картошки можно смастерить гусеницу

ИГРА «ГУСЕНИЦА»

Две команды детей на полу мастерят гусеницу. У кого она длиннее, та команда и победила. (выкладывают из картофелин )

Баба Яга : Ой, какую красоту вы смастерили, а я так не умею. Побегу к себе в избушку, буду тоже учиться поделки разные придумывать

Баба Яга улетает

Царица Картошка : Красивые поделки вы смастерили, а вот пословицы обо мне вы знаете?

Дети говорят пословицы

1. Гость в дверь - картошка на стол .

2. Картошка да каша – еда наша .

3. Голодному и картошка лакомство .

4. Картофель хлебу подспорье .

5. Картошку копать , не руками махать

6. Картошка - хлебу присошка .

7. Уродился хлеб в оглоблю, а картошка - в колесо .

8. Картошка хлеб бережет

Ведущий : А давайте ещё поиграем

ИГРА «ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА »

Дети встают в круг, по команде ведущего начинают передавать мяч из рук в руки по кругу, как только ведущий скажет «Стоп» , игра останавливается. Игрок, у которого в руках оказался мяч, выходит из игры.

Царица Картошка : Как много человек уделяет внимания картошке : растит её, заготавливает для еды.

Ведущий : А ведь ещё про картошку много стихов написано, частушек и даже песен. И вот одну из инсценировок песен мы дарим сегодня тебе, Царица Картошка .

ТАНЕЦ «АНТОШКА»

Ведущий : Ну что, Гостья наша дорогая, Царица Картошка , понравилось тебе у нас на празднике

Царица Картошка : Понравилась мне наша встреча, да вот пора мне возвращаться в своё овощное царство. До свидания! А на угощение вам от меня пироги картофельные .

Царица Картошка уходит

Ведущий : Ну а нам пора возвращаться в группу

ПЕСНЯ «КАРТОШКА »

(на мотив «В траве сидел кузнечик» )

1. Как любим мы картошку , (2 раза)

Не можем без картошки

Мы даже дня прожить.

Представьте себе, (2 раза)

Не можем без картошки

Представьте себе, (2 раза)

Мы даже дня прожить.

2. Мы жарим ее и варим

И в суп ее бросаем

И даже вот в “мундире”

Мы сможем отварить.

Представьте себе, (2 раза)

И даже вот в “мундире”

Представьте себе, (2 раза)

Мы сможем отварить.

«Передать картошку из одной корзины в другую по цепочке»

Сценарий праздника

«Ах, картошка - объеденье!”

Цель: В непринуждённой, занимательной форме познакомить ребят с «биографией» картошки, учить их видеть удивительное рядом, создать радостную атмосферу дня.

Незадолго до праздника на доске объявлений вывешивается плакат:

Внимание! Внимание!

Всем в назидание:

Кто хочет хоть трошки

Отведать печёной картошки,

Салата из неё - очень вкусного,

Приготовленного искусно,

Пирожков, румяных, свежих,

Варёной картошечки нежной,

Готовьте загадки, стихи, поговорки-

Всего понемножку,

Но всё про …картошку !

Притча о картошке и обиде.

Ученик спросил учителя:- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. - Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду,- сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет. - И это всё? - недоумённо спросил ученик. - Нет, - ответил учитель. ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал: - Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое. Но учитель ответил: - То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень. Наши пороки порождаем мы сами. А нужно ли Вам таскать мешок гнилой картошки внутри?

Учитель: Здравствуйте, ребята! Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро одаривает нас спелыми плодами. Осенью люди собирают урожай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.

Песня «Осень светит солнце ласково…»

Сегодня мы снова собрались в этом зале. Какой же праздник у нас на этот раз?

На этот раз пойдет рассказ

О той, кто шесть имеет глаз,

А иногда и семь, и пять,

О той, кто зиму сладко спал,

Забравшись осенью в подвал.

О той, кого на кухню к нам

Весною притащил я сам.

О той, чьи странные глазки

Росли день ото дня,

О той, кто был знаком со мной,

Но не видал меня.

Подумайте немножко -

Что это… (картошка) .

1. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

2. Орехи в земле, а листья на земле.

3. Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

4. И зелен, и густ,

На грядке вырос куст

Покопай немножко,

Под кустом …(картошка).

Дети исполняют песню В.Попова «Картошка».

Картошка

Вед. Этот продукт мы хорошо знаем и употребляем практически каждый день, но не все задумываются какова его родина и кто его привез в Россию? Послушайте эту историю.

1. 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений.

2 . Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола.

3. В Россию картофель прислал из Голландии в конце 17 века Пётр l. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его «чёртово яблоко». Их принуждали выращивать и употреблять в пищу картофель. Но крестьяне по незнанию употребляли в пищу плоды. Это привело к множеству отравлений.

4. По всей России прошла волна «крестьянских бунтов». Бунты подавляли тем, что палили по крестьянам из пушек. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка.

5. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

Вед 2. В 1842 году после указа Николая I об обязательной посадке картофеля начались народные волнения. Картофель разводили очень неохотно из-за суеверного страха перед ним. Но постепенно картофель стал вторым хлебом. И картошка - блюдо первое, Каждый рад ее поесть. То она зовется бульбою, То картоплей нарекут, Pudell, Knоlle - по-немецки так зовут. Знают люди блюда разные, Она царица за столом. А сейчас мы нашу песенку Про картошечку споем

6. Мы привыкли к тому, что пшеницу называют "Первым" хлебом, а картофель "Вторым". Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

7. Может быть, вы знаете, что все растения живут семействами. Так вот картофель из семейства паслёновых. Вот его родственники: помидор, баклажан, стручковый перец.

8. Картофель растение однолетнее, высотой до 150 см, в нашем климате ниже. Осенью на кустах образуются плоды - зеленые ягоды с мелкими семенами. Они ядовиты!

9. В сельском хозяйстве картофель сажают клубнями, которые и употребляют в пищу. В дикой природе насчитывается около 150 видов картофеля.

10. В картофеле много полезных веществ и витаминов: крахмал, сахар, белок. Хранить картофель нужно в прохладном темном месте. Но если картофель полежал на солнышке, то в нем образуется сильный яд, очень вредный для здоровья человека. Это соланин.

вед: На Руси ценили картофель, считали его вторым хлебом и конечно же о нем пели частушки.

Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых я приглашаю вас принять участие.

Ведь мы, играя, проверяем,

Что умеем и что знаем.

Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране ее называли по-своему (слайд 5):

  • Англичане - потато
  • Финны - тарту
  • Итальянцы - тартуфоль
  • Французы - пом де терр
  • Немцы - картофельн

Но первое имя картошки было «папа», так называли ее в Южной Америке индейцы из племени кечу, учёный Болотов - «тартофелем», народ назвал картофелем.

Юмористическая сценка

Девчонки и мальчишки - любители картошки!

Действующие лица:

Докладчик Алёшка

Девочки (4)

Мальчика (4)

Выходит докладчик Алёшка, встаёт посередине сцены.

Алёшка. Мы сценку вам покажем и кое-что расскажем.

Наш юмор без насмешки - в нём похвала картошке!

Выходят на сцену девочки, встают слева от Алёшки.

Девочки (вместе). Мы девчонки!

Выходят на сцену мальчишки, встают справа от Алёшки.

Мальчики (вместе). Мы мальчишки!

Все. Мы любители картошки!

Алёшка (обращается к участникам и зрителям).

Все пришли? Я очень рад.

Прочитаю вам доклад.

О любимой о картошке

Речь толкну я по бумажке.

Надевает очки, читает по бумажке.

Из заморских дальних стран

Через море - океан,

Ну, подумайте немножко.

Привезли нам что?

Все участники и зрители. Картошку!!!

1-й Мальчик. Речь толкать , да под насмешки,

Так не хочется Алёшке!

2-й Мальчик. У него в уме другое:

Что дадут нам на второе?

Алёшка. И скажу я вам, картошка,

Хлеба чёрного краюшка -

Вот еда так уж еда,

И нужна она всегда!

3-й Мальчик. В праздник, в будни, на дорожку

Каждый с хлебом ест картошку!

Алёшка ( Снимает очки, прячет бумажку с докладом.)

Честь воздам такому чуду.

С маслом сливочным она

Удивительно вкусна!

Не наскучит никогда.

Принести её сюда!

Один из Мальчиков уходит и приносит миску

с картошкой, (в миске девять ложек), отдаёт Алёшке,

он ест картошку.

Хороша! Теперь друзьям

Я скорей картошки дам!

Алёшка обходит по очереди всех участников, каждый берёт ложку и ест картошку, потом произносит реплику, оставляет ложку у себя. Алёшка стоит боком к зрителям и не загораживает участника, когда тот ест картошку и произносит реплику.

1-й Мальчик. Бесподобно, ай - ай - ай!

Не жалей, ещё давай! (Ест ещё.)

1-я Девочка. Ах, картошка, объеденье!

Лучше плюшек и варенья!

2-й Мальчик. Бесподобная еда!

Дай ещё! (Ест. ) Вот это да!

2-я Девочка. Очень вкусно, вот вам крест! (Крестится.)

3-й Мальчик. Васька слушает да ест! (Зачерпнул и съел полную ложку.)

Раз картошка (ест) , два картошка (ест)

Эх, нужна ещё лепёшка…

3-я Девочка. Перебьёшься! Мне давай!

Рот за всех не разевай! (Ест.)

Вкус отменный, как всегда!

С ней и горе - не беда!

4-й Мальчик. Лучше вкусного омлета

Лишь она, картошка эта!

4-я Девочка. Это лучшая стряпня

И для всех, и для меня!

1-й Мальчик. Для чего нужна нам ложка?

Чтобы в ней была картошка!

1-я Девочка. Лучше нет еды, я знаю,

На другую - не сменяю!

2-й Мальчик. Не похлёбка и не каша -

Лучше всех картошка наша!

2-я Девочка. И горох совсем не плох!

3-й Мальчик. Чтит горох, а ест картошку,

И совсем не понарошку!

3-я Девочка. Да и я считаю тоже,

Чтить горох нам здесь негоже.

Есть картошка - жизнь везде!

Нет картошки - быть беде,

И придётся жить в нужде!

4-й Мальчик. А, по-моему, лапша

Тоже очень хороша!

А кисель? А запеканка?

Колбаса или овсянка?

Берёт у Алёшки чашку, ест картошку.

4-я Девочка. Что сказал ты - ерунда.

А картошка … Дай сюда!

Отбирает у 4-го Мальчика миску, ест картошку, затем продолжает реплику. Весело, интересно, чтобы вызвать смех в зале.

Кто ест кашу из овса,

Тем нужна и колбаса,

Ну, а главное - горох! (Улыбается.)

В этой шутке есть подвох,

Ведь не зря же он у всех

Вызывает дружный смех! (Смеётся.)

Участники поддерживают его смехом, зрители смеются.

4-я Девочка отдаёт чашку Алёшке.

Алёшка. Мы картошку полюбили,

В честь её стихи сложили.

Дружно славили, затем (доедает картошку)

Съели всё - и нет проблем!

Аплодисменты участников и зрителей.

Алёшка. Но о ней хотим опять

Слово доброе сказать!

Все. Всегда она будет стоять на столе,

И в городе каждом и в каждом селе!

Да здравствует миска, да здравствует ложка,

Да здравствует то, что мы любим,- картошка!

Все поднимают руку с ложкой вверх,

Алёшка поднимает вверх чашку с ложкой.

Задание. Придумать фамилию, имя, отчество картошке и написать без ошибок.

. Игра. Я буду произносить фразу, если согласны с моим утверждением, вы должны хором сказать «Мы не спорим!», если не согласны, хором говорите «Спорим!».

Льют осенние дожди (Мы не спорим!)

Ждет весна нас впереди (Спорим!)

Целый день мели метели (Спорим!)

Лист с деревьев опадает (Мы не спорим!)

Ландыш белый расцветает (Спорим!)

В роще соловьи запели (Спорим!)

А в огороде картофелины поспели (Мы не спорим!)

Картофеля урожай хороший! (Мы не спорим)

Есть с малюсенький горошек (Мы не спорим)

Есть размером с чемодан (Спорим)

На ветвях цветет бурьян (Спорим)

Без картофеля нам трудно (Мы не спорим)

Мы наш праздник продолжаем

Все картошке посвящаем (Мы не спорим)

Конкурс 2 «Ах, картошка». (3 человека)

На стул кладут определенное количество клубней картофеля (5-7 штук) и накрывают материалом или газетой. После этого приглашают участников и предлагают им сесть на газету, под которой картошка на стуле, поерзать сидя и определить, сколько там клубней картофеля. Кто угадал, тот победитель.

Конкурс 3 "Кто лишний?"

Конкурс проводится несколько раз. Каждая команда делится на группы по несколько человек. Каждая группа встает в круг, все ходят по кругу, пока не услышат слово «КАРТОШКА». После этого надо успеть схватить картошку. Кто остался без картошки - выбывает. Ведущий убирает 1 картошку и конкурс продолжается.

Конкурс 4 «Собери картошку».

Каждому ученику дать по разрезанной на части картинки с изображением картофеля. Кто быстрее соберёт - победитель.

Конкурс 6 «Составить пословицу».

(Каждый игрок получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны.Побеждает тот игрок, который быстро и правильно соберет пословицу.)

1. Уродился хлеб в оглоблю, а картошка - в колесо.

2. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

3. Ели да береза - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда.

4. Без труда картошка не родится никогда.

5. Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.

6. Картошка поспела- берись за дело.

7. Картошка созреет- человека согреет.

Учитель. Веселые задачи.

1. Голодный Вася съедает за 10 минут 3 сырые картошки. Сытый Вася тратит на такое же количество вареной картошки 1 час. На сколько минут быстрее управляется Вася с сырой картошкой, чем с вареной? (60 - 10 = 50 минут)

2. Убегая от своих друзей, Петя толкнул дедушку, купившего 4 одинаковых пакета картошки по 2 килограмма в каждом. Пакеты порвались, и картошка рассыпалась. Сколько килограммов картошки полетело в Петю, если известно, что в молодости дедушка был снайпером? (4 . 2 = 8 кг)

3. Третьеклассник Федя купил в школьной столовой блюдо из 6 картошек и вышел на 1 минуту мыть руки. В эту пору в столовой находилось 9 первоклассников, каждый из которых может съесть за минуту 1 картошку. Сколько картошек увидит на своей тарелке вернувшийся Федя, и сколько первоклассников осталось голодными? (ни одной 9 - 6 = 3

Первоклассника останутся голодными)

1. Танец с картошкой . Два участника, зажимая между лбами картофелину, под мелодию исполняют любые танцевальные движения. Участвует несколько пар. Выигрывает та, которая дольше протанцует.

Ведущий 2. А какие блюда, ребята, можно приготовить из картофеля? Кто больше назовет таких блюд, тот получит приз. (Приз - картошка большого размера.)

Всего несколько 10-летий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи (десертные) блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии. Блюда из картошки любят все люди. В городе Мариинск Ке?меровской области поставили памятник картошке. Автором скульптуры стал художник Юрий Михайлов

Соберём мы всю картошку поскорей. Позовём на угощенье всех друзей! Мы напарим, мы наварим, напечём - Ведь любая нам работа нипочём! Из картошки можно сделать столько блюд, Что угодно для души найдёшь ты тут. Картошечке нашей каждый рад, Я положу её в салат. А для меня нет лучше в мире, Чем картошечка в мундире. Нажарим для Танечки Румяные дранички. Готовы и для Женечки С картошечкой варенички. А ты, Андрюша, шанежку покушай! А тебе, дружок, с картошкой пирожок! А для нашей Алёнки с молочком толчонки! А для Нади, посмотри, - картофель фри! А ты, Валюша, жареной покушай! Тебе, Алёшка, с картошкой окрошка! А тебе, Артём, на костре испечём! Мы не зря все собирали урожай! Приходи и то, что любишь выбирай! Знают люди с давних лет, Что вкусней картошки нет!

КАРТОШКА - Вот мы собрали урожай. А после сбора урожая, что нужно делать с картошкой? Правильно, кушать.

(На сцену приглашются те, у кого красные жетоны. Выходят 5 человек. Участники становятся в круг, берут зубами ложку. Под веселую музыку участники без помощи рук по кругу передают картошку из ложки одного участника в ложку другого. Тот, у кого картошка упадет, выбывает из игры.

КАРТОШКА - У нас в зале остались участники,которые имеют серые жетоны. Прошу подняться ко мне. Игра называется “Картошка”. Вы становитесь в круг и под музыку передаете друг другу картошку. У кого картошка останется в руках, когда музыка остановится, тот выходит из игры. Победителю вручается медальон из картошки.

Задание: придумать и записать слова, которые можно образовать от слова “картошка”.

Ведущий 1. Ребята, а кто из вас принес с собой картошку? Вдруг она будет еще больше? Тогда вас ждет приз! Картошку надо взвесить на весах. Игра «Попади картошкой в цель» (в чугунок). Следующая страница - “Рецепты”.

Мы подходим к конечному пункту нашего праздника “Ах, картошка - объеденье!”

(Выставка всевозможных блюд, в приготовлении которых используется картошка).

Задание: “защитить” свое блюдо. Рассказать о способе приготовления.

Цели: углубить и расширить знания учащихся по систематике, биологии, агротехнике картофеля; продолжить формирование самостоятельной познавательной активности; содействовать развитию коммуникабельных качеств у учащихся через выступления перед аудиторией; прививать уважение к сельскохозяйственным профессиям и интерес к различным видам деятельности.

Оборудование:
таблицы с изображением картофеля и сортов картофеля.
библиотечная подборка книг о картофеле.
выставка поделок из картофеля, выставка сочинений учащихся.

Ребята, исполняющие роли “картофеля”, “агронома”, ”селекционера”, ”врача”, “повара”, “учителя русского языка», «актеров театра», «артисты» – сидят за отдельными столами, перед каждым табличка с указанием профессии.
На доске: «Тот, кто умеет сочинять гимны, должны найти самые торжественные слова, а самые голосистые певцы споют картошке гимн на самой широкой площади при всём скоплении народа! Не знаю, кто как, а я бы плакал, слушая этот гимн!” В.Астафьев.

Учитель:
Декоративный цветок, лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых, средство для выведения пятен, универсальное удобрение, наконец, пищевое сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру, масло, вино, кофе, дрожжи, шоколад и т. д. и т. п. — не правда ли, заманчиво обладать таким универсальным продуктом? Оказывается, нет ничего проще — ведь речь идет о самом обыкновенном картофеле.
Первое картошкино имя было «ПАПА»- так называли ее на родине в Южной Америке индейцы.
Англичане называли его ПОТАТО.
Голландцы и французы- ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО.
Итальянцы-ТАРТУФЕЛЬ.
А немцы переиначили ТАРТУФЕЛЬ на КАРТУФЕЛЬ, который позже стал называться КАРТОФЕЛЕМ.
Мы сегодня с вами о нем и поговорим. На нашем внеклассном мероприятии присутствуют гости, представители разных профессий, так или иначе связанных с картофелем.

Итак, что же означает слово картофель, давайте вместе с учителем русского языка заглянем в толковый словарь.
Слово заимствовано из немецкого языка. Картофель –огородное растение, овощ. Картофелем так же называют подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу.
Конкурс 1:
А сейчас мы попробуем поиграть со словом «Картофель»
Если взять большое слово,
Вынуть буквы – раз и два!
А потом собрать их снова,
Выйдут — новые слова!
Кто из вас составит больше слов из слова картофель.

Учитель: Ребята, как же мы будем проводить мероприятие без главного гостя. я знаю! Давайте попросим актеров театра.

Инсценирование стихотворения «Ссора»
Однажды картошка приходит к морковке
И видит: морковка лежит в упаковке.
-Морковка, морковка, скажи мне на милость:
Куда это нынче ты так нарядилась?
-Ах, знаешь, картошка, уже ухожу:
Сегодня меня пригласили к ножу.
Меня без тебя пригласили к нему,
Тебя я, картошка, с собой не возьму.
Картошка сказала: «Подумаешь, нож!
Чихать мне на то, что меня не возьмешь!
Две ложки меня пригласили на щи.
Пойду без тебя, уж и ты не взыщи!»
Еще пригласили меня в 3 класс,
У них между прочим сейчас классный час.

Конкурс 2 Придумать фамилию, имя, отчество картошке и написать без ошибок.

Историк «Как появился на Руси картофель» сообщение.
В диком виде картофель рос в горных районах Южной Америки. Его выращивали индейцы. После открытия Америки клубни картофеля появились и в Европе, а называли их тогда «земляные яблоки». В нашу страну картофель попал при Петре I, который прислал из Голландии мешок картофеля своему приближённому графу Шереметьеву и приказал разослать клубни картофеля по всем районам России и выращивать их. Вначале картофель выращивали на клумбах как декоративное растение, позднее попытались использовать его плоды в пищу, но они горькие и несъедобные. Поэтому крестьяне отказывались выращивать картофель и относились к нему с недоверием. Люди заметили, что картофель родится с головой и глазами наподобие человека, а тот, кто ест картофель, тот ест души человеческие. Наши предки называли картофель «чертовым яблоком». Популярностью пользовались только цветки картофеля, особенно после того, как французская королева заколола их в прическу и украсила ими свое платье. Позднее картофель стал главной едой русских людей, и о картофеле стали слагать пословицы и поговорки.

Конкурс 3: собери пословицу и объясни значение.
Картошка поспела- берись за дело.
Картофель- хлебу подспорье.
Картошка созреет- человека согреет.

Конкурс 4 разгадать кроссворд «Мой огород». Разгадав его вы узнаете фамилию английского мореплавателя. А чем знаменит этот мореплаватель я расскажу чуть позже.

1. С виду красная,раскусишь- белая. (редиска)
2.Что копали из земли, жарили, варили,
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картошка)
3. Засела крепко на грядке….. (репка)

Ответ: как и любое растение картофель сам запасает энергию.
Картофель – нос
Ответ: если у человека широкий нос, то говорят, что нос картошкой.
Картофель-крахмал
Ответ: в картофеле содержится большое количество крахмала.

Учитель: А знаете ли вы почему подмороженный картофель сладкий? (в нем крахмал превращается в сахар)
Почему нельзя употреблять в пищу подзеленевшие клубни картофеля? (на свету крахмал превращается в солонин. Он ядовит)

На своих дачных участках вы и родители тоже садите картофель (своих сочинениях многие рассказывали об этом) , а вот теперь послушайте знатока по выращиванию картофеля – агронома.

Агроном Всем, кто занимается выращиванием картофеля, следует знать, что в своём развитии это растение проходит 4 фазы: всходы, бутонизация, цветение, созревание.
Перед посадкой клубни проращивают не менее 30 дней. Весной вскапывают землю глубиной 30 см. Высаживают картофель в почву на расстоянии не менее 60 см между рядами, а в ряду – 35 см. При появлении всходов и на протяжении роста растения проводят прополку – для разрыхления корки и уничтожения сорняков. Когда растение достигает высоты 15 см, проводят окучивание. Осенью, когда ботва начинает желтеть, собирают урожай.

Конкурс 6: посадка картофеля

Картофеля глазки,
Не глазки-глазки,
Входите-ка в землю,
Влезайте, дружки!
Лежите и зрейте.
Пусть будет ботва
Зеленой и тоненькой,
Как кружева.

Учитель: А картошку посадить не так-то просто, необходимо ответить на вопрос.
(конкурс для капитанов)
1. Как назвать одним словом стебли и листья картофеля? (ботва)
2. О картошке сваренной или испеченной в кожуре, говорят что она в чем? (в мундире)
3. Где первый раз человек варил картофель? (на огне)
4. Какую часть картофеля мы используем в пищу? (клубни)
5. Как назвать одним словом удаление сорняков и рыхление земли (прополка)

Учитель: Кто занимается выведением разных сортов культур? Выведением сортов занимаются селекционеры. Слово Селекционеру.
Селекционер: Выведением новых сортов растений занимается наука – селекция. Селекция – это самый эффективный и наиболее выгодный экономический путь повышения продуктивности сельского хозяйства. Благодаря хорошим результатам работы селекционеров выводятся новые сорта картофеля. (показ картошки разных сортов)

Конкурс 7 командам дать 3 сорта картошки (по цвету) . Задание: попасть картошкой в ведро. У кого больше попаданий? За каждое попадание 1 балл.

Врач: картофель является лекарственным растением: свежий картофельный сок употребляется при язве желудка, гастритах, способствует снижению кровяного давления при гипертонии. Кашица из картофеля хорошо лечит ожоги, экзему. В зимнее время картофель является основным источником витамина C. Кроме витамина C в клубнях содержатся в небольших количествах витамины B1, B2, B6, A. Клубни картофеля богаты солями кальция, калия, железа, йода, серы. К сожалению, в погоне за большим урожаем в последнее время используют много минеральных удобрений. Нитраты накапливаются в клубнях и вызывают кислородное голодание тканей, чем отравляют организм человека и животных. С чрезмерным количеством нитратов организму помогают вести борьбу витамины и молочные продукты. Количество нитратов в картофеле можно уменьшить при его кулинарной обработке: очищенный картофель поместить на 15- 20 мин в холодную воду, затем слить её, залив новой порцией воды, довести до кипения и тоже слить, затем залить свежей водой до готовности.

Учитель: Кроме минеральных удобрений люди еще используют ядохимикаты. Давайте дадим слово экологу, ученому, который знает все о связях между человеком и природой.

Эколог: Много горя приносит увлечение ядохимикатами. Ими обрабатываются поля для уничтожения вредных насекомых и сорняков. При этом погибают птицы, питающиеся отравленными насекомыми. Страдают люди, так как яды попадают в нашу пищу и воду. А ведь есть природные способы защиты урожая- их называют биологическими. Один из народных способов — развешивание скворечников. Можно найти и другие народные способы, которые помогут сберечь урожай.
Конкурс 8
Нарисовать знак запрещающий использование ядохимикатов или большого количества минеральных удобрений.

Повар: В нашей стране картофель называют вторым хлебом, и это не случайно. Картофель обладает большой пищевой ценностью. Главным компонентом картофеля является крахмал, белки. Из картофеля можно приготовить различные блюда и гарниры. Его варят, жарят, тушат, фаршируют. Большое значение имеет правильное приготовление картофеля: почистив картофель, нужно опустить его в холодную воду. Надолго в воде не рекомендуется оставлять т. к. он теряет питательные вещества. Не рекомендуется варить картофель в жестяной или медной посуде, при этом теряется большое количество витамина С. При варке на пару потери витамина С в 2 раза меньше, чем при варке в воде. Картофель, положенный для варки в холодную воду, теряет до 50% витаминов, а опущенный в кипяток – 10-20%.
(Закончив выступление, повар раздаёт рецепты блюд из картофеля).

Ах, картошка-объеденье,
Детей и взрослых идеал.
Тот не знает наслажденья,
Кто картошки не едал.

Конкурс 9 кто больше назовет блюд из картофеля.

Дети, которые приготовили блюда рассказывают о них.

Учитель: Тот, кто умеет сочинять гимны, должны найти самые торжественные слова, а самые голосистые певцы споют картошке гимн на самой широкой площади при всём скоплении народа! Не знаю, кто как, а я бы плакал, слушая этот гимн!”
Вот такие замечательные слова написал сибирский писатель Виктор Астафьев о картофеле в своей оде “Русскому огороду”. Гимна мы не знаем, а песню о картошке из кинофильма «Завтрак на траве» давайте исполним.

Сколько раз на привале
Мы картошку пекли.
Пировать, пировали
Разговоры вели.

Припев: Ах картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры
Голубой дымок.
И очень тонкое дело
Даже для знатока
Подрумянить умело
У картошки бока.

Из ладошки в ладошку
Ты ее покидай
А посолишь картошку
Остывать не давай.

Ключевою водою
Мы картошку запьем
И конечно с тобою
У костра запоем.

Приглашение к столу.

Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдешь ты тут.
Мы не зря все собирали урожай!
Подходи, и все что хочешь выбирай!
Знают люди с детских лет,
Что вкусней картошки нет!

Фото: Yana Gayvoronskaya/Rusmediabank.ru

Картошка стала национальным российским овощем с тех самых пор, как вытеснила репу при царе Петре I. И трудно представить, что когда-то крестьяне не желали выращивать картошку и даже устраивали, так называемые картофельные бунты.

Лично мне, кажется, что блюда из неё не надоедают никогда.

Вам потребуется:

400 г картофеля;
- 1 яйцо;
- 2 стакана молока;
- 1 стакан воды;
- соль по вкусу.

Способ приготовления:

Картофель очистить, натереть на мелкой тёрке, добавить яйца, соль, перемешать и сформовать небольшие клёцки, массой примерно в 10 г.

В кастрюлю налить молоко и воду, довести почти до кипения, запустить клёцки и убавив немного огонь, варить до их готовности.

При подаче к столу заправить сливочным маслом.

картофельная с овощами

Вам потребуется:

400 г картофеля;
- 2-3 свежих огурца;
- 2 яйца;
- 120 г зелёного лука;
- 15 г зелени укропа;
- 10-15 г зелени петрушки;
- 3-4ст ложки сметаны;
- 1 чайная ложка готовой горчицы;
- 1,5 л хлебного кваса;
- сахар, соль, перец по вкусу.

Способ приготовления:

Картофель очистить, сварить до готовности, остудить, нарезать кубиками. Огурцы нарезать крупной соломкой или дольками. Яйца сварить вкрутую. Белки мелко нарезать. Один желток растереть с небольшим количеством соли, другой с горчицей.

1 ст. ложку сметаны растереть с сахаром до получения однородной массы и соединить с охлаждённым хлебным квасом. Зелёный лук растереть с солью и добавить в квас.

В тарелки положить нарезанные овощи, яйца, залить квасом, добавить сметану, посыпать измельчённой зеленью укропа и петрушки.

Картофель с рыбным филе

Вам потребуется:

500 г рыбного филе;
- 400 г картофеля:
- 1-2 луковицы;
- 4 помидора;
- растительное масло;
-соль, перец по вкусу.

Способ приготовления:

Картофель очистить, промыть, нарезать ломтиками и обжарить вместе с нарезанным полукольцами луком.

Выложить сверху на сковороду нарезанное кусочками филе рыбы, сверху – ломтики помидоров, долить немного воды, посолить, поперчить.

Накрыть сковороду крышкой и поставить в предварительно разогретую духовку на полчаса. Можно готовить в жаровне.
При подаче к столу посыпать измельчённой зеленью.

Омлет с картофелем

Вам потребуется:

2 картофелины;
- 5 яиц;
- 15 г зелени укропа;
- 4 ст. ложки молока;
- сливочное масло;
- соль, перец по вкусу.

Способ приготовления:

Картофель очистить, сварить, протереть, добавить соль, молоко, яйца и взбить в миксере до однородной массы.

Смазать форму , выложить приготовленный фарш, запечь в предварительно разогретой духовке на среднем огне до готовности.

При подаче на стол посыпать измельченной зеленью укропа.

Голубцы с картофелем

Вам потребуется:

5-6 картофелин;
- 2 репчатые луковицы;
- 1/4 стакана молока;
- 100 г сыра;
- 4 ст. ложки растительного масла;
- 1 небольшой кочан капусты белокочанной;
- 1/2 стакана сметаны;
- немного муки;
- соль, перец по вкусу.

Способ приготовления:

Из кочана аккуратно удалить кочерыжку. Сам кочан промыть, проварить в подсоленной кипящей воде 5-7 минут.

Откинуть на дуршлаг, дать стечь воде, разобрать на листья. Если надо, отбить утолщённые листья.

Картофель отварить на пару и горячим протереть через сито. Лук мелко нарезать и обжарить в растительном масле до светло-золотистого цвета.

В горячее пюре добавить лук, горячее молоко, посолить, поперчить и хорошо взбить массу.

Выложить приготовленный фарш на листья, придав форму голубцов. Уложить в глубокую сковороду, залить сметанным соусом, посыпать тёртым сыром и запечь в предварительно разогретой духовке 10-12 минут.

Сметанный соус:

Муку залить сметаной и хорошо перемешать, чтобы не было комков, проварить 1-2 минуты.

Картофельное пюре запеченное

Вам потребуется:

500 г картофеля;
- 150 мл. молока;
- 1 яйцо;
- 1 ст. ложка сметаны;
- растительное масло;
- соль, перец по вкусу.

Способ приготовления:

Картофель очистить, сварить и горячим превратить в пюре. Выложить на смазанную маслом сковороду, разровнять, смазать смесью яйца со сметаной. И запечь в предварительно разогретой духовке.

Картофель, запечённый с сыром

Вам потребуется:

10 картофелин;
- 100 г плавленого сыра;
- 3 ст. ложки майонеза;
- 1 ст. ложка растительного масла;
- соль по вкусу.

Способ приготовления:

Картофель очистить, залить подсоленной кипящей водой так, чтобы она полностью покрывала клубни и варить на медленном огне минут 20.

Отвар слить, картофель уложить в форму, смазанную растительным маслом.

Плавленый сыр размять, влить майонез и тщательно вымешать смесь. Вылить её на картофель и запекать в духовке до образования румяной корочки, примерно минут 20.