Специи curry. Что такое карри - полезные свойства и состав приправы, как использовать в блюдах азиатской и индийской кухни. Карри-специя: полезные свойства

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Живя в неимоверно трудных условиях, народ создавал подлинные шедевры, стараясь украсить росписью, вышивкой, резьбой нехитрые предметы своего обихода. Прялки, поставцы, деревянные ложки, рушники, светцы, лукошки, яркая декоративная одежда и многое другое вдохновило не одно поколение художников и сегодня учит нас пониманию прекрасного, умению видеть гармонию и прелесть

В окружающей нас природе, в каждой травинке, листке и цветочке, в бесконечном разнообразии форм, красок, линий и ритмов.

Однако понятие красоты, очень сложное, включающее в себя целый комплекс внешних и внутренних качеств человека, менялось с течением времени. Каждая историческая эпоха рождала свое представление о красоте. Оно складывалось в соответствии с теми или иными климатическими условиями, политическими, экономическими и другими особенностями общественной жизни, с нравственностью, моралью, религией, с характерными приметами быта различных народов, классов я сословий.

Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного. В частности, Бодлер писал, что она состоит из двух элементов - одного вечного и неизменного, не поддающегося точному определению, а другого относительного и временного, складывающегося из того, что дает данная эпоха, - мода, вкусы, страсти и господствующая мораль. Непременными условиями «вечной и неизменной» красоты были и остаются симметрия; гармония - единство в многообразии; взаимное соответствие всех черт и пропорций; законченный целостный образ; чувство подлинной жизни.

Изменение эстетического идеала не исключает единого для всех главного качества в самых разных типах красоты - гармонии. Как бы ни отличалась неповторимая египетская царица Нефертити от античной Венеры Милосской, прекрасная флорентийка Симонетта от таитянских красавиц Гогена или великолепные пышнотелые женщины, воспетые Рубенсом, от тренированного, спортивного типа нашей современницы - все они предполагают в своем облике определенную гармонию, такое взаимное соответствие всех черт и пропорций, которое создает законченный и целостный образ.

Человек не только создавал образы идеальной красоты, которые дошли до нас в творениях великих поэтов и писателей, мастеров живописи и скульптуры, но и в реальной жизни пытался подражать во всем этому, идеалу.

Каждое поколение определяло свой идеал красоты, и в первую очередь это касалось женщин, так как вопросам красоты мужчин всегда уделялось меньше внимания.

Естественно, что во все времена ценителями женской красоты были мужчины, и первым из них (по греческой мифологии) был сын троянского царя Парис. Зевс поручил ему рассудить Геру, Афину и Афродиту, спорящих между собой о красоте. «Яблоко раздора» с надписью: «Прекраснейшей» - Парис передал Афродите, которую впоследствии уличили в употреблении пудры и губной помады.

Так, почти одновременно с появлением человека возникает косметика, сохраняющая красоту, подчеркивающая достоинства и маскирующая недостатки. Уже на самых ранних этапах своего развития человек стремится к чистоте и украшению тела, к избавлению с помощью различных средств от видимых недостатков внешности.

Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина. Тонкие черты лица с полными губами и огромными миндалевидными глазами, форма которых подчеркивалась специальными контурами, контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле.

Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, женщины Египта капали в них сок из растения «сонная одурь», которое затем получило название беладонны.

Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди (позже ее заменили черной), их удлиняли к вискам подрисовывали толстые длинные, брови. Зеленой краской (из растертого малахита) красили ногти и ступни ног.

Египтянки изобрели особые белила, придававшие темной коже светло-желтый оттенок. Он символизировал землю, согретую солнцем. Едкий сок ириса употребляли в качестве румян, раздражение кожи этим соком вызывало красноту, сохраняющуюся продолжительное время.

Известный египтолог Георг Эберс в романе «Уарда» так описывает египтянку: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий и ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым… О чистоте крови говорили также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».

На выстриженную голову женщины и мужчины надевали парик из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать носила парики большого размера, с длинными, ниспадающими на спину локонами или с многочисленными мелкими косичками. Иногда для создания еще большего объема головы надевали два парика один на другой. Рабам и крестьянам полагалось носить лишь небольшие парики.

Египтянки славились своим искусством изготавливать всевозможные лаки, притирания, краски и пудры, которые по своему составу близки к современным. Пожилые женщины красили волосы жиром черных быков и вороньими яйцами, а для улучшения роста волос использовали жир льва, тигра, носорога.

Мужчины брили лицо, но часто носили искусственные бороды из овечьей шерсти, которые покрывали лаком и переплетали металлическими нитями.

Ассирийцы и вавилоняне чернили брови и ресницы, густо белили и румянили лицо, женщины покрывали свои лица особыми составами, которые, подсыхая, придавали лицу блеск и твердость эмали, красили волосы хной и басмой. Этикет предписывал мужчинам тот же грим, что и женщинам, мужчины носили густые парики, накладные усы и бороды.

Представители народа майя, населявшие полуостров Юкатан и другие области Центральной Америки, окрашивали тело красной мазью, в которую добавляли очень липкую и пахучую смолу - стирана. Этой смесью смазывали особый брусок, украшенный узорами, и натирали им грудь, руки, плечи, становясь, как им казалось, очень нарядными и приятно надушенными.

В древнем Китае идеалом красоты была маленькая, хрупкая женщина с крошечными ногами. Чтобы ножка оставалась маленькой, девочкам вскоре после рождения туго бинтовали стопу, добиваясь прекращения: ее роста. Женщины белили лица, румянили щеки, удлиняли брови, красили ногти в красный цвет. Мужчины отращивали длинные волосы и заплетали их в косу.

Особо красивыми считались у мужчин и женщин длинные ногти, это был символ достоинства и богатства. За ногтями тщательно ухаживали и для сохранения ах надевали специальные богато украшенные «наперстки» из драгоценного металла или кости.

Красавицы Японии густо белили кожу, замазывая все дефекты на лице и груди, лоб по краю роста волос обводили тушью, брови сбривали и вместо них рисовали короткие толстые черные черточки. Замужние женщины в феодальной Японии покрывали зубы черным лаком.

Идеальным считалось собирать волосы в высокий тяжелый узел, который поддерживался длинной узорчатой палочкой. Чтобы спать с такой прической, под шею подкладывали специальные подушечки на деревянной подставке. Для укрепления волос и придания им блеска волосы смазывали специальными маслами и растительными соками (сок алоэ). Мужчины рисовали или наклеивали фальшивые усы и бакенбарды, выбривали себе лоб и затылок, а на макушке собирали волосы в красивый пучок, который завязывали эффектными шнурами.

Японцы тщательно ухаживали за своим телом. Они мылись в необыкновенно горячей воде, смазывали тело специальными мазями, применяли паровые ванны.

Во время раскопок на острове Крит английский археолог Артур Джон Эван нашел и исследовал древний город, существовавший за тысячу лет до расцвета Древней Эллады. Судя по сохранившейся настенной живописи, представительницы прекрасного пола этого острова носили платья с кринолином и низким вырезом. Они любили водные процедуры, ублажали себя морскими купаниями и жаркой баней.

В Древней Греции огромную роль в воспитании гражданина и человека играла физическая культура и естественным был культ тренированного тела. В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела. Греки считали величину, порядок и симметрию символом прекрасного. Идеально красивым был человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании.

Художники нашли и оставили после себя меру прекрасного - так называемые каноны и модули. Тело должно было иметь мягкие и округлые формы. Эталоном красивого тела у греков стала скульптура Афродиты (Венеры). Эта красота выражалась в цифрах: рост 164 ем, окружность груди 86 см, талии - 69 см, бедер – 93 см. Прекрасным считалось лицо, которое можно было разделить на несколько равных частей (три или четыре). При трех разграничительные линии проходили через кончик носа и верхний надбровный край, при четырех - через край подбородка, по кайме верхней губы, по зрачкам, по верхнему краю лба и по темени.

По канонам греческой красоты прекрасное лицо сочетало прямой нос, большие глаза с широким межвековым разрезом, дугообразными краями век; расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот в полтора раза больше глаза. Большие выпуклые глаза подчеркивались округлой линией бровей. Красоту лица определяли прямые линии носа, подбородка, невысокий лоб, обрамленный завитками волос с прямым пробором. Эллины большое внимание обращали на прическу. Женщины, как правило, волосы не обрезали, они укладывали их узлом или перевязывали на затылке лентой. «Античный узел» вошел в историю прически и до сих пор находит себе почитательниц.

Юноши брили лицо и носили длинные завитые локоны, перехваченные обручем. Взрослые мужчины носили короткие волосы, круглую бородку и усы.

В моде была красота строгая и благородная. Прежде всего ценились голубые глаза, златокудрые волосы и светлая, блестящая кожа. Для придания лицу белизны привилегированные гречанки использовали белила, легкие румяна наносили кармином - красной краской из кошенили, применяли пудру и губную помаду. Для подведения глаз - копоть от сгорания специальной эссенции.

Женщины из народа, для которых косметические средства были малодоступными, накладывали на ночь маску из ячменного теста с яйцами и приправами.

В Древнем Риме был культ светлой кожи и белокурых волос. Апулей считал, что вряд ли Вулкан Женился бы на Венере, а Марс влюбился в нее, если бы она не была златокудрой. Жены римских патрициев для ухода за кожей, кроме отбеливающих мазей, средств против сухости кожи, морщин и веснушек, применяли молоко, сливки и молочнокислые продукты. Во время путешествий, помимо свиты, их сопровождали стада ослиц, в молоке которых они купались. Римлянки уже знали секрет обесцвечивания волос. Волосы протирали губкой, смоченной маслом из козьего молока и золой букового дерева, а затем обесцвечивались на солнце.

Светлые вьющиеся волосы считались идеалом красоты, и римские парикмахеры придумывали самые разнообразные завивки. В моду входили то греческие прически, то египетские а-ля Клеопатра. В период империи их сменяют высокие прически на веерообразных каркасах, с накладками из искусственных волос. У мужчин прямые, начесанные на лоб короткие волосы, лицо бритое или небольшая завитая бородка. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная так по имени римского императора Тита Веспасиана. Косметические средства для повседневного туалета богатых римских дам изготавливались в домашних условиях, а уход за кожей и волосами проводили специально обученные молодые рабыни под надзором более пожилых и опытных женщин.

Римляне были знатоками гигиены, они широко практиковали массаж и частые купания в банях (термах), где имелась холодная и горячая вода, ванны, парные, комнаты отдыха и гимнастические залы.

С упадком Рима эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от радостей восприятия мира. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею - недозволенным. Они драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру (ширина одежды к росту составляет 1:3). Под чепчиком полностью прятали волосы, был предан забвению весь арсенал средств для улучшения внешности, которые были так популярны в античные времена.

Архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блокирование волос нечестивым занятием.

Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот.

Важным поворотным моментом в восприятии красоты становится рубеж XII-XIII веков, когда культура приобретает более светский характер. Накопление богатств и стремление к роскоши в рыцарской среде породили идеалы, весьма далекие от аскетизма и умерщвления плоти. В XIII веке расцветает поклонение «прекрасной даме». Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров, их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры. Женщину сравнивают с розой - она нежна, хрупка, изящна.

В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки - босы. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу. Грандиозные головные уборы.

В эпоху раннего Возрождения бледный цвет лица и длинные шелковистые пряди белокурых волос стали канонами красоты женщин Флоренции. Великие поэты Данте, Боккаччо, Петрарка и другие прославляли белоснежную кожу. Идеальными считались стройная «лебединая шея» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки.

Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Вместо тонких, стройных подвижных фигур торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч.

В моду входит особый, так любимый венецианками золотисто-рыжий цвет волос, - цвет, который позже стали называть «цветом Тициана».

Монах валламброзаского ордена Аньоло Фиренцуола в трактате «О красоте женщин» дает нам свое представление об идеале красоты в эпоху Ренессанса: «Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной… волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным.

Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна: кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения… Плечи должны быть широкими… На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза.

Самые красивые ноги - это длинные, стройные, внизу тонкие, с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми…».

Именно такой тип красоты изображен на полотнах Тициана «Любовь земная и небесная», «Портрет дамы в белом» и портретах многих мастеров венецианской школы XVI века, в творениях Рубенса, Рембрандта, Гальса и других художников этого времени.

В конце XVI столетия (эпоха рококо) идеал красоты как выражение вкусов высшей аристократии отходит от строгих классических форм: прическа становится нарочито увеличенной формы, волосы для этой цели взбивались тупеем, а в случае необходимости дополнялись фальшивыми. В моду входят парики, причем не только для женщин, они становятся обязательными и для мужчин. Для создания причесок использовали различные приспособления - проволочные каркасы, обручи, ленты, волосы густо обсыпали пудрой. Такие чудеса парикмахерского искусства были очень дорогими, на их создание уходило много времени, так что дамы пытались их как можно дольше сохранить, неделями не причесывались и не мыли голову, лицо и руки лишь смачивали одеколоном. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. О французском короле Людовике XIV было известно, что он моется только весной.

Главными признаками красоты считали белизну кожи и нежный румянец. Однако в связи с эпидемией оспы почти не было женщин, которые не имели бы каких-либо дефектов кожи. Для того чтобы скрыть эти дефекты и еще больше оттенить белизну лица, распространился обычай украшать лицо маленькими круглыми пластырьками-мушками.

Нарочитая сложность извилистых форм, присущая стилю рококо подчеркивалась во всем и в прическе, и в декоративной косметике, и в одежде. В моду вошли огромные, иногда до метра высотой, головные уборы; декольте смело открывало грудь, которая поддерживалась с помощью корсета. Платья на кринолинах перегружали мехами, лентами, кружевами, длинными шлейфами. Этикет двора Людовика XIV определял размеры шлейфов: у королевы - 11 ярдов (1 ярд равен 119 сантиметрам), у дочерей короля - 9 ярдов, внучек короля - 7 ярдов, у принцесс королевской крови- 5 ярдов, у прочих принцесс и герцогинь - только 3 ярда.

Один из хронистов XVI столетия приводит свою, довольно оригинальную и совершенно нестандартную, формулу женской красоты, кратную числу три.

По его мнению, у красивой женщины должны быть:

Три белые – кожа, зубы, руки

Три черные – глаза, брови, ресницы.

Три красные – губы, щеки, ногти.

Три длинные – тело, волосы и руки.

Три широкие – грудная клетка, лоб, расстояние между бровями.

Три узкие – рот, плечо, ступня.

Три тонкие – пальцы, волосы, губы.

Три округлые – руки, торс, бедра

Три маленькие – груди, нос и ноги.

18 век был веком расцвета женских причесок и париков. Придворный парикмахер французской королевы Марии Антуанетты, знаменитый Леонар Боляр, был создателем причесок, составляющих единое целое с головным убором. В них находили отражение даже международные события. Им была изобретена прическа «а-ля фрегат», посвященная победе французского фрегата «Ля Бэль Пуль» над англичанами в 1778 году.

В конце XVIII столетия складывается новый стиль, эстетические идеалы которого заимствованы из античного мира (стиль ампир). Одежда и прическа повторяют элементы античности, выходят из моды парики, румяна, мушки. Декоративная косметика приближается к естественным тонам и не становится самоцелью.

Не раз менялся идеал красоты в XIX веке. В самом его начале в моду входит одежда с сильно завышенной талией (под грудью), сшитая из тонких, полупрозрачных тканей, мягко обволакивающих фигуру. Затем, к 30-40-м годам талия опускается на свое обычное место, туго затягивается корсетом, а юбки становятся пышными, широкими. В 80-е годы в моду входят турнюры - объемные драпировки и банты сзади, к низу от талии. Силуэт фигуры в профиль приобретает необычайно женственную S-образную изогнутость. Но в целом мода XIX века тяготела к искусственности. Все естественное, натуральное казалось грубым, примитивным. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело были признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность.

Императрица Евгения, жена Наполеона III, была блондинкой. Чтобы доказать свою преданность императору, француженки подражали ей во всем, даже в цвете волос. И тогда парижский парикмахер Гуго нашел простой способ обесцвечивания волос перекисью водорода. Вскоре в высшем обществе не осталось ни одной темноволосой дамы.

В течение столетий те или иные изменения идеалов красоты, формы и кроя одежды отражали эстетические требования элиты - небольшой привилегированной части общества, Характер одежды строго соответствовал сословным различиям. Дворяне, купцы, ремесленники, крестьяне - для каждого сословия существовали определенные формы и виды одежды, тканей и украшений.

Развивались физкультура и спорт. На парадах женщины выступали наравне с мужчинами. Теннис, велосипед, плавание, волейбол стали массовыми видами спорта. Если раньше идеалом женственности были изящество и утонченность, нежная округлость форм, то теперь модным эталоном стала худощавая, спортивная женская фигура с широкими плечами, небольшой грудью, узкими бедрами я длинными ногами, то ее фигура, похожая на мужскую. Женские платья, блузы и жакеты стали прямыми. Одежда укоротилась настолько, что лишь немного прикрывала колени. Талия не подчеркивалась вовсе. А самые отчаянные модницы бинтовали грудь, чтобы oна была как можно более плоской.

Конечно, такая одежда украшала очень немногих. Поэтому не было ничего удивительного в том, что в 30-е годы мода вернулась к приталенным формам, которые гораздо больше соответствовали естественным пропорциям женской фигуры и в какой-то степени возвращали привычный женский образ.

Эталоном красоты становится романтическая женщина с кукольным лицом, маленьким, пухлым, ярким ртом, с мелкой завивкой - перманентом. И по-прежнему в моде высокая, худощавая фигура с довольно широкими плечами, тонкой талией и узкими бедрами. (Именно такой стала идеальная фигура манекенщицы, такой она остается и теперь.)

Надвигалась вторая мировая война. В женской одежде стали появляться подплечники, благодаря которым она приобретала более четкие очертания, отдаленно напоминающие военную форму. А потом началась война, в которой женщины принимали самое активное участие. И вполне естественно, что модная женская одежда стала еще больше походить на военную форму - широкие приподнятые плечи (теперь уже с массивными плечевыми прокладками), затянутая талия. Короткие юбки как бы по контрасту подчеркивали женственную округлость ног. Такая одежда, дополненная туфлями на высоких каблуках и толстой подошве «танкетке» (само название было сугубо военным), сохранялась в моде вплоть до 1947 года.

В это время женщины почти не пользуются макияжем, лишь иногда подкрашивают ресницы тушью и красят губы. В моду входят короткие стрижки по типу мужских.

Но война прошла, и возникло естественное желание забыть об ужасах и лишениях. Хотелось спокойной, тихой, мирной жизни. И мода провозгласила новый образ. Его творцом стал известнейший французский модельер Кристиан Диор. Это была своего рода революция. Диор упразднил плечевые прокладки, которые в течение нескольких предшествующих лет были неотъемлемой принадлежностью всех без исключения женских платьев, блузок, жакетов и пальто. Плечи теперь стали плавно покатыми. Втачные рукава все чаще заменялись цельнокроенными и регланом. Шею обрамляли изящные маленькие воротники. Напуск на талии сменился мягким облеганием, красиво обрисовывающим стан. Юбки резко удлинились, закрыв икры ног, обутых в «туфли-тапочки» (их еще ласково называли «галошками»). Обувь на плоской подошве делала походку более плавной и свободной. Появились нижние юбки и прозрачные капроновые блузки.

Женщины опять начинают проявлять интерес к декоративной косметике. Особое внимание они уделяют глазам, Верхние веки подводят цветными тенями, с четко удлиняющим глаза контуром по ресничному краю. В моду входят объемные прически (начесы).

Однако к концу 50-х - началу 60-х годов юбки снова стали укорачиваться, во многих случаях превращаясь в «бочонки». И вскоре произошел еще один переворот. Появились «платья-рубашки» - прямые, свободные, не отрезные в талии. Казалось бы, что тут особенного? Просто очередное изменение формы. В 20-е годы уже носили нечто аналогичное. Какая разница?

Разница была, и очень существенная. Раньше прямую, не приталенную одежду носили все женщины. Модный силуэт был одинаковым для всех. А теперь прямые платья можно было носить по-разному- с поясом, четко обозначающим талию, с поясом на бедpax или вообще без пояса. Как кому идет. То есть это была первая заявка на свободу выбора. Мода переставала покорно служить избранным. Она вынуждена была прислушаться к реальным требованиям большинства. И если поначалу она избавилась только от корсетов, излишней длины и множества ненужных деталей, чтобы стать удобной, простой и доступной всем, то теперь она сделала новый, хотя еще и робкий, шаг навстречу большинству. Художники стремились создать одежду, соответствующую духу времени - лаконичную, четкую, выразительную по форме, не загроможденную «фасончиками» и позволяющую каждому носить ее по-своему. Однако до настоящей свободы было еще далеко.

По существу одна и та же форма, одни и те же пропорции предлагались всем подряд и не на один год. Начались поиски разных форм, силуэтов, пропорций, с тем, чтобы каждая женщина могла выбрать то, что ей больше подходит.

В этом направлений был сделан еще один решительный шаг - в моду вошли женские брюки, причем в качестве полноправной одежды, такой же, как юбки. Одновременно стали стремительно укорачиваться платья и юбки. С наступлением каждого нового сезона они казались слишком длинными, как будто в прошлый раз от них не было отрезано по 5-7 см. Началось триумфальное шествие мини-длины, сначала, как обычно, встреченной в штыки, а затем укоренившейся повсеместно.

Почему возникла эта мода? Ведь практической необходимости в такой короткой одежде не было, особенно если вспомнить, что коротким было все. Исключения не составили даже зимние пальто. Нужен был вызов общепринятым нормам. Это было необходимо чисто психологически. Дело в том, что изменения моды возникают под влиянием различных обстоятельств. С одной стороны, это практические, социальные требования, связанные с изменениями условий жизни, а с другой - всегда свойственная человеку потребность обновления, смены впечатлений. Очень хорошо сказал об этом французский модельер Поль Пуаре: «…человек, единственный из всех животных, изобрел одежду и, расплачиваясь за это, обязан ее изменять, никогда не останавливаясь на одной и той же форме».

Таким образом, возможности выбора расширились еще больше. Мы могли носить прямую одежду, приталенную или полуприлегающую. Если нам не хотелось привлекать внимание к своим ногам, мы могли заменить мини-юбку брюками. И все же полная свобода выбора не наступила. Рамки моды раздвинулись, но оставались достаточно жесткими. Брюки были одинакового покроя, юбки одной длины.

Нужен был еще один резкий сдвиг, еще одно ниспровержение принятых норм и традиций. Нужно было раз и навсегда покончить с элитарностью моды и решительнее повернуть ее в сторону реальной жизни подавляющего большинства людей, жизни трудовой, напряженной, с ее все ускоряющимся ритмом и все более сложными проблемами.

Именно это и произошло в середине 70-х годов, когда ключевые позиции в моде занял джинсовый стиль, самый демократичный и популярный из всех, когда-либо приходящих в моду. Его популярность возрастала в геометрической прогрессии, и это привело бы к унылому синему однообразию, если бы вдогонку не, пришло такое же массовое увлечение фольклорными мотивами. На джинсовых куртках и юбках появились яркие вышитые букетики, потертые джинсовые брюки стали надевать со светлыми, вышитыми крестиком, блузками, извлеченными из бабушкиного, сундука.

Тогда впервые возник интерес к старине. Юноши доставали с антресолей кожаные «комиссарские» куртки и пальто своих дедов. Мы перестали легкомысленно выбрасывать старые, уникальные вещи - мебель, посуду, подсвечники, чернильные приборы, ступки и тому подобную милую, уютную мелочь. Чем быстрее становился ритм нашей жизни, чем стремительнее человечество завоевывало все новые и новые рубежи технического прогресса, тем естественнее становилось желание не потерять корней, найти моральную опору в прошлом, воспротивиться стандартности окружающей среды, внести в свой быт нечто индивидуальное, своеобразное, сохранить какие-то предметы, пусть даже не слишком нужные и практичные, но согретые теплом живых человеческих рук, трудившихся когда-то над их созданием. Этим отчасти было подготовлено и последуюищие изменение моды. В ее развитии есть одна закономерность.

Чем популярнее становится стиль одежды, те или иные ее формы, тем скорее им на смену должно прийти что-то другое. И вот, отодвинув на второй план джинсовую одежду, на рубеже 1978-1979 годов в моду вошел совершенно иной по характеру стиль одежды.

Это был стиль ретро, отличительной чертой которого стало обращение к мотивам прошлых лет, а именно 40-х и 50-х годов. Дело в том, что джинсовая мода с ее непритязательностью, с решительным отказом от традиционных представлений об элегантности создала для нас массу удобств. В джинсах, можно было ходить везде и всюду, с утра и до вечера. Их носили все - взрослые и дети, мужчины и женщины, главным образом, конечно, молодые.

Но, привыкнув к свободе и непринужденности, женщины стали забывать о своей женственности, об изяществе походки и осанки. Да и мужчины очень скоро привыкли относиться к ним как к приятелям, которых можно запросто похлопать по плечу и которых уж вовсе не обязательно пропускать вперед, не говоря уж о том, чтобы уступать место в транспорте, и о прочих «предрассудках». Одежда оказывает гораздо большее влияние на наше поведение, манеры и взаимоотношения, чем это принято считать. Разумеется, все это происходит бессознательно, но мода и относится к области бессознательного. Это потом, по прошествии времени, мы начинаем понимать, чем были продиктованы те или иные ее повороты. Ничего нам не объясняя, она поражает нас своей новизной, точно, безошибочно, как перелетные птицы, угадывая направление своего пути. Вот и теперь, предложив ретро-стиль, она предоставила нам прекрасную возможность попытаться вернуть утерянную женственность.

Причем этот стиль, возродивший классические формы и виды одежды, казалось бы, больше подходил взрослым, солидным людям. Но он был для них не интересен. Они такую одежду, пусть не точно такую, но очень похожую, носили в молодости. Надетая теперь, после «мини» и «джинсовки», она их беспощадно старила. А вот для молодых ретро-стиль таил в себе необычайную прелесть. Перед ними раскрывалась чудесная возможность перевоплощения. Девчонки, только что носившие джинсы, в которых они, можно сказать, выросли, которые стали для них буквально второй кожей, преображались на глазах, надев удлиненные юбки, классические костюмы, платья с женственными, романтичными отделками.

Однако на то и существует мода, чтобы постоянно меняться и заставлять нас пересматривать свое отношение к одежде. Стиль ретро, в общем то мало практичный, оказался слишком обязывающим, в какой-то степени претенциозным, а потому годился не для всех и не всегда. Этот стиль сохранился в моде для нарядной, а также для сугубо официальной одежды (в классических вариантах). Что же касалось обычной, повседневной, универсальной одежды, то здесь требовалось нечто иное.

Поэтому, несмотря на всю свою привлекательность, ретро-стиль продержался всего полтора сезона. В 1980 году решительно и спокойно, как человек, абсолютно уверенный в своей правоте и незаменимости, в моду вошел спортивный стиль. Именно тогда появились стеганые куртки и пальто, такие же брюки и комбинезоны, а также кроссовки - словом, все то, что раньше считалось сугубо спортивным. Уютная, свободная, практичная, лишенная какой бы то ни было манерности, претенциозности, эта одежда прекрасно сидела на любой фигуре, создавая ощущение спокойной уверенности в себе, бодрости, ловкости и, если так можно выразиться, физической полноценности.

Одежда спортивного стиля сразу же нашла горячих приверженцев среди молодежи, но затем довольно скоро перекочевала в гардероб взрослых людей, которые оценили ее удобство, практичность и то, что она помогала выглядеть моложе.

Казалось бы, наконец-то найден оптимальный вариант, устраивающий всех и наиболее точно отвечающий жестким реалиям нашей напряженной жизни. Но… мода перестала бы быть модой, предложив нечто стабильное, пригодное на все времена. Люди постарше знают, что всякое новшество вначале слегка шокирует нас своей неожиданностью, а потом мы входим во вкус, привыкаем, и нам кажется, что только такая одежда красива, удобна, разумна, практична и что только так мы теперь и будем одеваться. Затем мода меняется, и все повторяется сначала.

Так вот, по прошествии некоторого времени выяснилось, что уютный, спокойный, демократичный спортивный стиль удивительно однообразен по настроению. Ведь одежда не просто сочетание форм, линий, складок, пуговиц, карманов и т. п. В ней всегда присутствует какое-то настроение. Она бывает серьезная и кокетливая, скучная и веселая, строгая и небрежная. Фасон, детали, цвет и рисунок ткани – это то, из чего складывается настроение. Например, легкие оборки, воланы, кружево, особенно в нежных светлых тонах, создают чистый, поэтический образ, а классическая белая блузка с глухой застежкой, дополненная галстуком или маленьким черным бантиком, создает ощущение строгости.

В развитии моды, тем более в последние десять лет, такие понятия, как образ, настроение, стиль, стали играть гораздо большую роль, чем раньше. Привычные характеристики моды - длина одежды, форма воротника или покрой рукава - важны лишь постольку, поскольку с их помощью создается какой-то образ. Если образа нет, одежда скучна, невыразительна.

Одежде спортивного стиля свойственна некоторая схематичность, как бы заданность решений - известная система оформления застежки, карманов, характерный покрой, фурнитура (молнии, кнопки и т. п.), строчка, закрепляющая края деталей, то есть некоторая ограниченность в использовании тканей и декоративных приемов, приводящая к однообразию.

Естественно, возникла потребность в новых образах. Вместе с тем с практической точки зрения спортивный стиль был очень хорош и потому оказал влияние на дальнейшее развитие моды. Характерные для него приемы кроя, свободные формы, четкая технология, карманы, молнии и кнопки, отделочная строчка стали широко применяться даже в традиционных классических вещах, вплоть до нарядных, вечерних платьев. Мы настолько привыкли к удобству и свободе обращения с одеждой, что теперь известная французская поговорка «Чтобы быть красивой, надо страдать» вызывает у нас улыбку.

Но для того чтобы наша практичная, в высшей степени функциональная одежда наполнилась новым стилевым содержанием, мода обратилась к поиску новых образных решений, которые могли ассоциироваться с историческим костюмом, причем не вообще, а с одеждой конкретных исторических, литературных персонажей и киногероев, с фольклорными образами и т, п.

Конечно, наиболее яркое выражение все это нашло в молодежной моде. Тут были и мушкетеры, и первые авиаторы, и Том Сойер, и чеховские, диккенсовские образы, и решения, навеянные различными стилями в искусстве, такими, как готика, ренессанс, барокко, и карнавальные, театральные образы. И одновременно с этим вновь появился интерес к классическому стилю и резко увеличившихся (еще с момента появления «Дутых» спортивных курток) объемах то и дело звучали мотивы моды 50-х годов. В новых пропорциях и благодаря новой манере одеваться и носить как сами вещи, так и дополнения, украшения, более смело и живописно строить весь ансамбль одежды эти мотивы звучали свежо, современно и очень забавно. Мода не давала нам терять связь с прошлым, гарантировала максимум комфорта и непринужденности и вдобавок ко всему предоставила полную свободу выбора не только форм и силуэтов, но и стиля одежды в соответствии с индивидуальностью каждого. И это стало еще одним, пожалуй, самым важным завоеванием. Мода окончательно утратила свою элитарность.

Длина, объем, пропорции, образное, стилевое решение - все теперь стало зависеть от фантазии, вкуса, характера, внешних данных каждого из нас.

Конечно, в тот или иной период времени какой-то стиль, какие-то формы становятся в моде главными, ведущими. Другие на время как бы уходят в тень, но мода от них не отказывается. Так, в 1987 году после всеобщего увлечения большими объемами все большую привлекательность стали приобретать приталенные, женственные формы. Но это не означало, что, надевая свободную, объемную одежду, мы рисковали выглядеть смешными и старомодными. Или вновь вошедшая в моду длина «мини» вовсе не обязывала всех женщин укорачивать свои платья, юбки и пальто так, как это было когда-то. Наряду с короткими художники предлагали модели любой другой длины.

Если проследить развитие моды приблизительно за последние четверть века, то мы увидим, что ни одно из сменившихся за это время направлений не уходило бесследно. От каждого оставалась и остается какая-то интересная находка, какое-то рациональное зерно, то, что позволяет использовать это направление в дальнейшем. Так было с джинсовой одеждой, которая за это время, казалось бы, могла уже давно выйти из употребления, но тем не менее жива и по сей день. Сама жизнь не дает ей исчезнуть. И, понимая это, художники постоянно придумывают варианты обновления «джинсовой темы». Тут было все - и спортивный стиль, и «корсетный», и клеши, и «бананы», и с вельветом, и с искусственным мехом, и с кожей, и с вышивками, и с кружевами. И цвета были разные - от густого синего индиго до пресловутой «варенки».

Или, несмотря на то что спортивный стиль ушел с передовых позиций, уступив место более интересным и разнообразным трактовкам, мы по-прежнему с удовольствием носим удобные, ладные стеганые куртки и другие аналогичные вещи. А «платья-рубашки», пришедшие в моду в конце 50-х - начале 60-х годов и благополучно здравствующие и поныне? А широкие юбки в фольклорном стиле, короткие и длинные, с оборками и нижними юбками, в разнообразнейших комбинациях тканей? А изящные, женственные нарядные платья в стиле ретро разных периодов XX века? А строгие классические костюмы, жакеты, приталенные или в стиле мужского пиджака, которые мы не перестаем носить в самых разных вариантах ансамбля? Наконец, те же брюки, ставшие неотъемлемой частью женского гардероба. Подвергшиеся стольким изменениям, даже в какой-то момент совершенно вытеснившие из обихода юбки платья они вошли в моду так давно и, надо полагать еше надолго останутся в нашем обиходе.

Вместе с тем для современной моды очень характерно смешение стилей. Это может быть заметно не только в фасоне какого-то конкретного изделия, но и в том, как мы сочетаем друг с другом отдельные предметы одежды, обувь, украшения, сумки, перчатки, шапки и т. д. В дальнейшем мы остановимся на этом подробнее, постараемся привести как можно больше конкретных примеров, показать на них, из чего складывается тот или иной стиль одежды.

Мода постоянно меняется, хотя многое из того, что она предлагает сегодня, может быть использовано и в дальнейшем. Тем не менее мы сочли себя вправе дать лишь общую характеристику современной моды показать основную направленность в ее развитии. Что касается практических советов, рекомендации о том, как научиться красиво одеваться, как выбирать себе одежду, здесь мы исходили из того, что есть какие-то подходы, принципы, которые сохраняются долго и не теряют своего значения, как бы ни менялась мода.

Карри - традиционное индийское блюдо (более распространено на юге страны). Представляет собой сильно приправленное жидкое густое блюдо, приготовленное из бобовых культур, тушеных овощей, иногда мяса (мясо используется крайне редко, ведь индийская кухня славится вегетарианством). Карри приправляется большим количеством специй и пряностей, подается обычно с гарниром из риса.

Название блюда произошло от слова из тамильского языка и в переводе обозначает «соус». На западе название карри употребляют практически для любого блюда, если оно готовится с приправами, а за основу берется соус в азиатском стиле.

Родиной карри считается Индия. Распространяться по миру блюдо начало с Англии (считается, что именно британцы в 18 веке первыми привезли рецепт приготовления карри из Индии). В 19 веке блюдо начали готовить в Японии, причем японцы считали карри блюдом британской кухни. Еда с карри относилась к элементам роскоши, но постепенно ее стали готовить в ресторанах, а затем и в домах. Блюдо называли карэ райсу или райсу карэ. В предвоенные годы карри на рисе посчитали очень удобным для питания солдат (его легко приготовить в больших количествах, а также оно достаточно питательное). После Второй мировой войны блюдо вошло в перечень домашних блюд, причем был создан полуфабрикат для мгновенного приготовления карри (небольшая плитка, которую добавляли и растворяли в блюде в самом конце приготовления). Карри на рисе стало легким и дешевым блюдом, и таким образом превратилось в обычную повседневную еду по всей Японии.

В индийской кухне используется 4 основных рецепта приготовления карри: карри из рыбы, овощное карри, острое карри из курицы, карри из говядины.

Для приготовления карри из рыбы лучше всего подойдет треска. Сначала на большом огне обжаривается лук, семена фенхеля и много специй (кориандр, тмин, мускатный орех, куркума, паприка). Затем добавляется вода и мука, лавровый лист. Смесь варится до загустения, постоянно помешивая. В конце добавляется зелень петрушки, кокосовая стружка рыба и готовится буквально несколько минут (чтобы рыба стала мягкой, но при этом не развалилась). Подавать карри из рыбы лучше с рисом.

Овощное карри само собой разумеется готовится из овощей. Для такого блюда используются картофель, морковь, баклажаны, цветная капуста (состав овощей при желании можно откорректировать). Овощи предварительно очищаются, баклажаны рекомендуется выдержать в соли, чтобы избавиться от горечи. На масле обжаривается лук с чесноком, добавляются специи (тмин, кориандр, куркума, имбирь, горчичный порошок). Выкладываются нарезанные овощи, все заливается небольшим количеством овощного бульона. После закипания тушится на слабом огне. Овощное карри, как правило, подается с рисом.

Острое куриное карри, пожалуй, самое сложное в приготовлении. Сначала обжариваются семена лука с семенами пожитника (до темного цвета). Затем добавляются чеснок, имбирь, лук, все обжаривается до золотистого цвета. Далее добавляется смесь из молотого чили и кориандра, а также консервированных помидоров и небольшим количеством лимонного сока. В последнюю очередь добавляется курица, нарезанная небольшими кусочками, кинза, зеленый или красный перец, зеленый чили. Смесь тушится на медленном огне. Подается в горячем виде с рисом в качестве гарнира.

В приготовлении карри из говядины главным принципом является правильное смешивание приправ. Фарш из говядины, лук и чеснок обжаривают на небольшом огне, пока говядина не станет немного коричневой. Важно помешивать, чтобы не образовывалось комков. Затем добавляются специи (молотый имбирь, порошок карри, тмин, молотый перец) и через несколько минут тертое яблоко, изюм. Все заливается небольшим количеством крепкого говяжьего бульона и доводится до кипения. На последнем этапе добавляются крупно нарезанные грибы. Блюдо еще немного тушится на медленном огне. Подают карри из говядины сразу после приготовления, обычно с рисом.

Как видно, классический рецепт предполагает карри на рисе и остается неизменным и популярным блюдом. Кроме того большое количество специй и пряностей добавляется неспроста. Издавна считается, что различные пряности способны оказывать лечебное воздействие на организм (к примеру, многие специи оказывают положительный эффект на состояние здоровья желудка, а также желудочно-кишечного тракта, кроме того способны повысить тонус, обладают антибактериальными свойствами). Наличие специй влияет также на улучшение усваиваемости потребляемых продуктов. Единственным противопоказанием употребления карри может быть аллергия на его составляющие элементы.

Ученый из Америки проводил исследование индийского карри и пришел к выводу, что наряду со всеми полезными свойствами карри еще способно предотвратить болезнь Альцгеймера (а согласно статистике в Индии данной болезни подвержены лишь несколько процентов пожилых людей в возрасте после 60 лет).

Если Вам понравилась информация, пожалуйста, нажмите кнопку

За жителями Индии давно закрепилась слава любителей остренького. И это чистая правда - не всякий европейский желудок сможет выдержать испытание национальной индийской кухней. Особой славой пользуется карри – острый соус из местных приправ, которым в Индии сдабривают все подряд – и овощи, и бобы, и мясо, и рыбу, и рис. Тем интереснее, что, согласно недавно проведенному в Англии опросу, национальным английским блюдом большинство назвало именно карри. Наверное, потому, что англичане называют словом карри все блюда, приправленные острыми соусами.

Считается, что слово «карри» - тамильского происхождения, и означает просто «соус». Но, строго говоря, у слова «карри» существует несколько значений. Это и соус, и блюда, приготовленные с использованием смеси пряных и острых приправ, и листья дерева ним (Murraya koenigii). Англичане считали, что именно из-за того, что в соус добавляют эти листья («кари-патта» по-местному), он и называется «карри». Но на самом деле листья дерева ним - совсем не обязательный компонент соуса карри. Да и эталонного рецепта карри на свете не существует. С легкой руки англичан соус карри давно приобрел популярность во всем мире, но везде его готовят по-разному.

Из чего делают карри


Разумеется, соус карри, приготовленный в Англии, совсем не такой, как карри, сделанный домохозяйкой из индийского штата Андхра-Прадеш. Именно в южных провинциях Индии в карри кладут самый острый на свете перец – разновидность перца-чили Naga Jolokia, перец-привидение. По сравнению с этим перцем мексиканский табаско – детская карамелька. Те, кто не готов к столь радикальным решениям, имеют возможность купить приправу по своему вкусу, благо сегодня выпускают тысячи видов карри.

В настоящий карри входит порядка 30-40, а то и больше ингредиентов – пряностей и трав. Купленный в магазине карри чаще всего выглядит как однородный порошок золотисто-желтого цвета, хотя является смесью десятка-другого размолотых пряностей. Желтый цвет карри обусловлен куркумой, или индийским шафраном. Чем куркумы больше, тем насыщенней цвет карри. На вкус же карри куркума практически не влияет. Выпускают также пасту карри, которая может быть не только желтого, но и красного, и зеленого цвета. В красном карри больше кайенского перца, а в зеленом, популярном в Таиланде – много зеленого перца. Также в карри есть тмин, кардамон, фенхель, гвоздика, шамбала (или попросту – пажитник), имбирь, кориандр, черный и белый перец, перец чили, чеснок и другие пряности.

Как сделать карри самому


Магазинные соусы, сухие смеси и пасты карри – для нетребовательных и ленивых. Достаточно добавить к основному блюду несколько чайных ложек порошка или пасты карри – и все готово. А вот индийцы, тайцы, жители Бангладеш и Шри-Ланки делают карри непосредственно перед готовкой, из свежайших компонентов, вручную, и получается просто божественно. Сначала все ингредиенты для карри поджариваются на сухой сковороде, на небольшом огне, до нежно-коричневого цвета, а затем размалываются в ступке. Конечно, ступка и пестик – это для истинных пуристов. Все остальные могут воспользоваться обычной кофемолкой – порошок карри получится мелким и однородным. Использовать приготовленный карри нужно сразу, а если хранить, то только в стеклянной или фарфоровой посуде с крышкой, и не дольше 3-6 месяцев.

Для приготовления острого карри по-мадрасски нужно будет взять 3 маленьких высушенных перчика чили, по столовой ложке куркумы и семян кориандра, по две чайных ложечки семян тмина и пажитника, чайную ложку семян горчицы, пару зубчиков чеснока, 3 гвоздички (пряности, а не цветы!), 2 чайные ложки соли и небольшой кусочек корицы.

Более мягкий карри получится, если использовать смесь, состоящую из столовой ложки куркумы, двух столовых ложек молотых семян тмина, такого же количества молотого кориандра, и к этому добавить по пол чайной ложки молотых имбиря, красного перца и горчичных зерен.

Несмотря на довольно скромный набор ингредиентов, домашняя смесь карри всегда будет более ароматная и качественная, чем магазинная. Ведь неизвестно, сколько времени и насколько правильно хранились магазинные порошки и пасты карри. Но если возиться с готовкой карри некогда, покупайте карри в металлических банках или стеклянных бутылках темного цвета, так как в прозрачной таре под воздействием ультрафиолета эфирные масла специй быстро разлагаются, и карри теряет вкус.

Карри: польза и вред

Считается, что карри - страшно полезная вещь. В куркуме ученые нашли куркумин – чудо-вещество, которое спасает от рака и старческого слабоумия. Тмин, как оказалось, укрепляет иммунитет, обладает противовоспалительными, мочегонными и бактерицидными свойствами. Семена кардамона улучшают пищеварение, успокаивают нервы и полезны при астме. Гвоздика отлично пахнет и также является противовоспалительным средством, а семена фенхеля – настоящий кладезь витамина С, калия и фолиевой кислоты. Пажитник помогает организму бороться со склерозом, и к тому же является довольно сильным афродизиаком. Можно скептически отнестись к перечислению полезных свойств карри, но интересно отметить, что в местностях, где карри употребляют практически ежедневно, уровень заболеваемости болезнью Альцгеймера среди людей старше 60 лет составляет всего 5%.

На этом фоне вред от употребления карри смотрится довольно бледно. Кроме ущерба желудку от слишком острого соуса и аллергических реакций на некоторые компоненты, особого вреда от карри нет. Разве что не рекомендуется употреблять карри людям с проблемами свертываемости крови, а также принимающим антикоагулянты, аспирин и его производные.

Загляните в магазин специй, проверьте свои домашние запасы пряностей и попробуйте приготовить карри дома – у вас точно получится что-то невероятное!

На сегодняшний день на полках обычных продовольственных магазинов можно найти огромное количество самых разных товаров, которые еще десяток лет назад были просто таки «ужасной» редкостью, и достать их было практически нереально. Сейчас же такие продукты активно применяются практически на каждой кухне. Как раз к таким популярным и любимым товарам можно отнести и различные приправы, призванные насытить готовые блюда удивительным ароматом и добавить им интересный вкус. Среди таких пряностей далеко не последнее место занимает и карри (приправа, пришедшая к нам из Индии). Рассмотрим ее состав, применение, а также то, какая от карри польза и вред могут быть организму человека при употреблении в пищу.

Состав карри

На самом деле, карри – это смесь нескольких специй. И именно благодаря удивительному сочетанию составляющих эта приправа пользуется особенной популярностью среди европейцев. С ее помощью можно быстро приготовить вкусное и очень интересное блюдо.

Существует несколько вариантов приготовления карри, состав которого как приправы иногда может состоять из более чем двадцати компонентов! Но в основе такой смеси всегда находятся листики карри либо фенугрек, куркума, а также кориандр и красный кайенский перец.

При стандартном промышленном производстве в карри также добавляют тмин либо кмин для европейцев. Если же приправа предназначена для азиатских стран, используется ажгон, он характеризуется более острым вкусом.

Карри также может иметь в своем составе имбирь и корицу, в него могут добавлять гвоздику или кардамон. Иногда пряность включает в себя разные перцы, мяту и базилик, мускатный орех, фенхель и прочие компоненты.

Применение карри

У нас в стране карри используется для приготовления самых разных блюд. Такую пряность чаще всего добавляют в рис и овощные рагу. Кроме того такая смесь может использоваться для приготовления самых разных салатов, особенно с курицей и мясных блюд. Карри отлично подходит для добавления во фрикадельки, бефстроганов, макароны с мясом и прочие блюда.

Польза карри

Все приправы, входящие в состав карри, способны приносить пользу человеческому организму. Так ученые из университета штата Орегон (США) пришли к выводу, что каждодневное потребление карри положительно сказывается на состоянии иммунной системы нашего организма.

Британские же ученые утверждают, что ряд компонентов этой пряности способны поддерживать сеансы химиотерапии, ведь они отлично помогают уничтожать раковые клеточки, которые не погибают от воздействия препаратов.

Также есть данные, что прием в пищу карри хотя бы один-два раза в неделю помогает избежать развития слабоумия и болезни Альцгеймера.

Основной компонент карри – это куркума. Она способна продлевать срок службы клеточек мозга примерно на семьдесят пять процентов. Такая специя является источником значительного количества эфирных масел, она обладает выраженными антибактериальными свойствами и помогает очистке крови. Считается, что куркума положительно сказывается на пищеварительных процессах и деятельности кишечной сферы. Многие специалисты приписывают ей антибиотические свойства. Эта пряность обладает желчегонными качествами и считается отличным антиоксидантом.

Листики карри – второй обязательный компонент приправы – это источник огромного количества эфирного масла. Такое вещество способно помогать в лечении сахарного диабета. Кроме того считается, что прием его в пищу положительно сказывается на состоянии кожи и шевелюры.
Листики карри отлично прекращают выпадение волос и будут особенно полезны людям, чья кожа склонна к экземе и повышенной сухости. Также такой компонент обеспечит активное усвоение организмом протеина злаков и бобов.

Еще одной основной составляющей карри является кориандр. Такая пряность помогает справиться с разными опухолевыми поражениями, она избавляет от повышенной отечности и способствует устранению диареи. Кроме того кориандр способен лечить анемию, менструальные расстройства. Его советуют принимать при недугах кожи, сахарном диабете, нарушениях пищеварения. Такая пряность будет особенно полезна для профилактики самых разных глазных недугов.

Что касается кайенского перца, то он отлично активизирует обменные процессы, предупреждает газообразование и налаживает деятельность кишечника. Также такой продукт помогает при сахарном диабете и насыщает организм значительным количеством аскорбиновой кислоты. Его потребление положительно скажется на деятельности сосудов, активизирует выработку эндорфинов и защитит от разного рода токсинов.

Дополнительные компоненты карри также обладают массой лекарственных и профилактических качеств. Так тмин оказывает активное противовоспалительное, мочегонное, антибактериальное, ветрогонное и антисептическое воздействие. Корица обладает иммуностимулирующими, отхаркивающими и тонизирующими свойствами.

Может ли быть от карри вред?

Да, как от всего земного. Так главная опасность карри, применение которого как специи возведено в ранг «чудо средства – это повышенная свертываемость крови. Поэтому такой пряностью лучше не увлекаться, если вам предстоит оперативное вмешательство. Кроме того такая смесь не сочетается с приемом ряда медикаментов, среди которых аспирин, клопидогрель, варфарин и разные антикоагулянты. Не стоит добавлять в пищу карри, если вы страдаете от желчнокаменной болезни. Кроме того учитывайте, что любой ингредиент такой приправы может провоцировать аллергические реакции.

Екатерина, www.сайт

P.S. В тексте употреблены некоторые формы свойственные устной речи.

Широкий выбор приправ и специй помогает любое блюдо превратить в шедевр. Польза и вред карри определяются особенным составом и своеобразным вкусом. Пришедшая из традиционной индийской кухни приправа хорошо гармонирует с мясом, рыбой и овощами.

Состав и калорийность карри

Карри представляет собой смесь отдельных ингредиентов, несущих по отдельности пользу, и имеет очень интересный состав:

  • куркума – основной компонент;
  • кориандр;
  • кайенский перец;
  • тмин;
  • кардамон;
  • базилик.

Рецепты карри в разных регионах Индии могут отличаться. Кто-то добавляет к основным ингредиентам корицу или фенугрек, где-то предпочитают приправу с добавлением горчицы или семян фенхеля. В любом случае польза продукта от этого меньше не становится.

Важно! В 100 граммах продукта содержится 325 ккал.

Чем полезна приправа карри

Неоспоримые полезные свойства карри определяются компонентами, входящими в ее состав. Именно благодаря им она обладает теми или иными свойствами. Экзотическая смесь наделена противогрибковым, противовоспалительным, антимикробным эффектами, способна ингибировать развитие инфекций и предотвращать атаки бактерий – в этом ее главная польза.

Помимо этого можно смело говорить о следующих полезных свойствах:

  • куркума в составе продукта несет пользу мозгу, так как улучшает его работоспособность;
  • кориандр обладает желчегонным действием и стабилизирует работу пищеварительного тракта;
  • если систематически добавлять специю в разные блюда, то можно рассчитывать на то, что уровень холестерина в крови придет в норму;
  • зира способствует выведению шлаков;
  • обладает способностью очищать кровь;
  • препятствует образованию токсинов;
  • улучшает работу печени за счет того, что способствует устранению воспалительных и токсических процессов;
  • антиоксидантные свойства продукта помогают бороться со свободными радикалами, вызывающими процесс старения – это позволяет бороться с такими патологиями, как псориаз, экзема, акне;
  • салициловая кислота, входящая в состав, наделяет специю обезболивающим действием – так можно избавиться от мигрени.

Полезные свойства сделали этот продукт востребованным в Аювердической медицине.

Внимание! Нужно помнить о том, что карри пользу для здоровья будет нести немалую, если ее правильно использовать. В противном случае организму может быть нанесен вред.

Полезна ли карри для похудения

Острая продукция из Индии известна многим как хорошее средство для похудения. Это связано в первую очередь с ее способностью снижать аппетит и справляться с чувством голода. Кроме того, польза карри сводится к улучшению секреции желчи и способности сжигать жир. Экзотическая специя улучшает обменные процессы и перистальтику кишечника.

Используя карри для похудения, не стоит беспокоиться о ее высокой калорийности. Дело в том, что вещество, наделенное целебными свойствами, используется для приготовления блюд в минимальных количествах. В таких объемах оно не способно нанести вред.

Во время похудения уникальная смесь может стать достойной альтернативой соли. В отличие от последней полезная специя не задерживает в организме жидкость, а скорее, наоборот, обладает способностью лишнюю воду из организма выводить.

Применение карри в косметологии

Полезные свойства широко применяются в косметологии.

Маски с карри для лица

Широко используется для приготовления масок, способствующих сужению пор и уменьшающих выделение подкожного жира. Оказывает и отбеливающее воздействие, помогая справиться с веснушками и пигментными пятнами.

  • Для комбинированной и склонной к жирности кожи можно приготовить следующую маску: 0,5 стол. ложки простокваши смешивают с 1 ч. ложкой карри. Полученную смесь наносят на лицо. Через 10–15 минут все нужно смыть.
  • Улучшить состояние жирной кожи лица можно посредством следующего состава: 1 чайную ложку карри смешать с таким же количеством меда. Перемешанную до однородной консистенции массу нанести на лицо на 20 минут, затем смыть водой.

Маски с карри для волос

Применяют карри для роста волос. Средства с экзотической приправой хорошо питает луковицы. Известны случаи использования карри от седины.

Маска для нормальных волос

Готовится смесь из 1 стол. ложки меда, 1 ч. ложки сока алоэ, 1 ч. ложки касторового масла, 0,5 ч. ложки карри. Полученная масса перемешивается и наносится на локоны. Оставить на 20 минут, затем смыть водой с шампунем.

Для жирных и нормальных волос

Нужно взять по 1 ч. ложке меда, сока лимона, алоэ и смешать с тертой долькой чеснока и 0,5 ч. ложки карри. Полученная масса наносится на волосы и спустя 20 минут смывается с применением шампуня.

Куда добавить карри для вкуса

Особенно хорошо сочетается карри с рыбой, мясом и овощами. Если ее добавить в рис, то она придаст ему необычный оттенок и приятный вкус. Можно добавлять пряную смесь, маринуя курицу, вреда от этого не будет. Мясные салаты, супы и рагу также будут отлично гармонировать с полезной специей.

Также ее можно использовать в качестве компонента при изготовлении различных соусов. Можно сдобрить напитки и десерты.

Замечание! Во многих странах карри получила название «приправа долголетия». И это не случайно: ценный компонент наделен впечатляющим списком полезных свойств.

Как приготовить приправу карри в домашних условиях

Специю карри, польза и вред которой уже достаточно хорошо изучены, можно приготовить и в домашних условиях.

Для этого нужно запастись:

  • 3 шт. перца чили;
  • семенами кориандра и куркумы - по 1 стол. ложке;
  • 2 ч. л. тмина;
  • 2 ч. л. пажитника;
  • 1 ч. л. горчицы;
  • 2–3 зубчиками чеснока;
  • 3 шт. гвоздики;
  • 2 ч. л. соли;
  • 0,5 ч. л. корицы.

Приготовление:

  1. Все ингредиенты обжариваются на сухой сковороде на медленном огне до тех пор, пока не приобретут коричневый оттенок и приятный аромат.
  2. После этого они перемалываются в кофемолке или в ступке.

Полученную смесь лучше применять сразу. Но если получилось много, можно пересыпать ее в стеклянную банку с плотной крышкой и убрать в темное место. Продолжительность хранения - не более 6 месяцев.

Вред карри и противопоказания к употреблению

Несмотря на массу полезных свойств, карри в некоторых ситуациях способна нанести вред. Как правило, это касается случаев индивидуальной непереносимости или аллергической реакции на входящие в состав компоненты.

Воздержаться от употребления полезной приправы во избежание вреда должны:

  • женщины, проходящие лечение рака груди;
  • пациенты с нарушениями функционирования почек;
  • перенесшие инфаркт или инсульт;
  • люди с патологиями органов желудочно-кишечного тракта;
  • вред может быть нанесен и больным с непроходимостью камней в желчном пузыре.

Карри сильно влияет на процесс кроветворения, в частности, способна замедлить свертываемость крови. Поэтому больные гемофилией пациенты должны проявлять осторожность.

Ограничить употребление этого острого лакомства должны люди, принимающие лекарства для разжижения крови. Если использовать острый продукт в больших количествах, то высок риск спровоцировать внутреннее кровотечение.

Как выбирать и хранить карри

  • Покупая пряную смесь, в первую очередь следует обратить внимание на компоненты. Каждый может выбрать тот вариант, который его больше устраивает. Главное, чтобы там были 4 основных ингредиента: корень куркумы, кориандр, кайенский перец, фенугрек. Только в этом случае можно рассчитывать на неоспоримую пользу.
  • Цвет приобретаемой продукции должен быть ярким, насыщенным. Потускневший вариант не следует брать.
  • Покупать только сухой продукт.

Хранить в герметичном контейнере вдали от прямого солнечного света. Приготовленную в домашних условиях смесь рекомендуется употребить в течение 2 месяцев.

Заключение

Польза и вред карри достаточно хорошо изучены. Обладающая ярким, насыщенным вкусом и неповторимым ароматом, она наделена множеством полезных свойств. Ценный продукт нашел применение не только в кулинарии, но и в косметологии. Маски с этим средством используют для роста волос и улучшения кожи лица.