Винтовая пробка на вине хорошо или плохо. Почти всё, что вам нужно знать о винной пробке. Синтетические корки: Экструзивные и коэкструзивные пробки

Один покупатель заявил:
- “Дайте мне, пожалуйста, вино с винтовой пробкой. Любое, но обязательно с винтовой - остальные вина поддельные…”
- “И даже Шато Марго за 55 тысяч в винном шкафу Вы думаете тоже подделка?!” - ужаснулся я.
- “Хмммм… это, может быть, и нет”.
Покупатель считал новосветские вина с винтовой пробкой единственными настоящими в России. Странный человек, обычно думают наоборот.

révélation
Существует несколько видов пробок для укупорки вин. Они имеют различные характеристики, и применяются для различных целей.

Ее свойства уникальны - она пропускает определенное количество воздуха, но непроницаема для жидкости. Корковая пробка дает винам возможность развиваться, эволюционировать под воздействием кислорода.
Основным недостатком такого вида укупорки является возможность развития пробковой болезни (см. статью “Болезни вина”).

На сегодняшний день главным производителем натуральных пробок является Португалия с ее обширными посадками дуба. За ней следуют Испания, Франция и Алжир.


Самое качественное, что можно произвести из слоя коры пробкового дуба - это цельная пробка. Она обладает наилучшими характеристиками (механическими, непроницаемостью для воздуха и жидкости) и предназначена для укупорки вин, обладающих потенциалом к выдержке. Лучшие вина, укупоренные цельной пробкой, могут храниться и медленно стареть десятилетиями.

Из остатков коры дуба производят агломерированную пробку . Она представляет собой прессованную смесь гранул коры и пищевого клея. Пропускает большее количество кислорода и предназначена для укупорки вин, которые предполагается выпить молодыми, в течение нескольких лет.


Прекрасной альтернативой агломерированной является , которая имеет несколько лучшие характеристики. Представляет собой агломерированную, к торцам которой приклеены цельные диски. Данный вид пробки служит также для укупорки шампанского и игристых вин.

Синтетическая пробка

Производится из неорганических материалов. Главным отличием от корковой пробки является ее непроницаемость для кислорода. Следовательно, вино не развивается в бутылке, а остается таким, каким его создал винодел. Применяется для укупорки молодых ярких свежих вин с насыщенным фруктовым ароматом. Практически исключает риск поражения пробковой болезнью, но при этом возникает возможность появления затхлого аромата.

В последнее время прибрела огромную популярность. Начался восход ее звезды в странах Нового Света - Австралии и Новой Зеландии. Такая пробка сохраняет свежесть необычайно фруктовых вин этих жарких стран. Но в данное время этот тип пробки приобрел некоторую популярность и в странах Старого Света, а если быть конкретнее, то уже несколько именитых производителей Франции и Италии закупорили бутылки подобным образом. Несомненным преимуществом является простота открытия бутылки. Теперь можно без труда насладиться хорошим вином в любом удобном для Вас месте. Любители пива - задумайтесь!

Человеческая мысль не стоит на месте и в последнее время приобретает популярность стеклянная пробка! Особенно это явление характерно для Италии. И в скором времени любимое Кьянти предстанет в новой укупорке. Даная пробка также предназначена для молодых вин, не рассчитанных на долгое хранение. Вино в бутылке не развивается.

Главный герой поста — пробка. Краткий обзор видов пробок, используемых для бутылок с вином.

Бутылки закупоривают пробками с целью защиты их содержимого от окисления, заражения микроорганизмами, расплескивания, а также для удобства транспортировки и хранения. Пробки бывают разнообразными по используемым материалам и форме. Самой известной является пробка, изготавливаемая из… пробки. То есть из коры пробкового дерева.

Пробковый дуб — Cork Oak или Quercus Suber

Как писал известный авторитет и знаток вина Денис Руденко «Большинство деревьев дают очень тонкий пробковый слой, и только небольшое количество видов имеют поверхностный слой толщины, достаточной для производства пробки. Из них только один вид, дуб Quercus suber, дает кору для пробки в промышленных масштабах. Натуральная пробка представляет собой пористый материал ячеистой структуры с герметически закрытыми воздушными камерами, которые придают коре эластичность и возможность восстанавливаться до прежнего объема после значительного сжатия.»


Роща пробочных (корковых) дубов

Общепринятым центром разведения этой породы дуба и соответственно мировым центром производства пробок является Португалия.

Португалия. Кора пробкового дуба, этап сушки и распрямления*

Однако при всех достоинствах, натуральная пробка имеет один, но очень неприятный побочный эффект. Иногда пробка «заболевает». Болезнь пробки — это дефект, проявляющийся в неприятном запахе, напоминающем запах затхлости, заплесневевшей половой тряпки, мокрого картона. Источник дефекта - целое семейство соединений, содержащих хлор и бром. Самое распространенное из них называется 2,4,6–трихлоранизол (ТCA). Неприятный запах дефекта заглушает естественную ароматику вина даже в минимальной концентрации, несколько частей на миллион. Отметим, что дефект портит только запах вина. Оно не становится вредным и не несет угрозы здоровью.


Отделение коры

Пару десятков лет назад распространенность этого дефекта достигла 8-9%. Это означало, что почти каждая десятая бутылка вина в мире была поражена корковой болезнью. Конечно, бизнес не может себе позволить выбрасывать на ветер столько товара. И виноделы стали активно бороться с этим. С одной стороны, стали использовать новые способы укупорки - силиконовые пробки, алюминиевые винтовые и даже стеклянные. С другой стороны, стали намного строже соблюдать гигиенические правила. Распространение пробковой болезни уменьшилось вдвое и в наши дни оценивается в 3-4% из числа бутылок укупоренных натуральной пробкой.


Виды пробок

На фото показаны некоторые примеры пробок различных видов:

  • натуральная (вторая слева), изготовленная из цельного куска коры дуба
  • синтетика, (крайняя слева, пластик)
  • прессованная из пробковой стружки (крайняя справа)
  • твин-топ: прессованная из пробковой стружки с приклеенными кружочками сверху и снизу
Альтернативы

Синтетические и прессованные пробки существенно более дешевы в производстве, чем натуральные из коры дуба. В то же время они подобны традиционной пробке и внешне, и функционально, обладают хорошей сопротивляемостью к сжатию, плотно прилегают к горлышку бутылки и рассчитаны на сохранение традиционного ритуала откупоривания бутылки с помощью штопора.

стеклянная пробка

Другие виды альтернативных укупорок — это стеклянные пробки и винтовые. Они, конечно, уже исключают ритуал использования штопора для открывания. Но простота открытия бутылки и неоднократность использования, т.е. возможность надежно закрыть недопитую бутылку, являются очевидным их достоинством. Производство винтовых пробок в мире составляет в наши дни несколько миллиардов штук в год. Считается, что 80-90% вин производства Новой Зеландии производится с использованием винтовых пробок. Стеклянные пробки приобрели популярность у некоторых немецких производителей вина и итальянских, особенно расположенных в Доломитах и на Сицилии. Их достоинством является оборачиваемость — их можно легко простерилизовать и использовать несколько раз.


Винтовые пробки из алюминиевой фольги

Еще раз процитируем Дениса Руденко: «Большинство производителей альтернативных вариантов утверждают, что вина в бутылках с их пробками хранятся и развиваются ничуть не хуже, чем при использовании натуральной пробки. Покупатель между тем не знает, верить ли ему этим заявлениям и, соответственно, как относиться к вину, укупоренному нетрадиционными материалами. Лабораторные исследования показывают, что разница между различными видами пробки есть. Пробка из коры, занимающая значительную часть свободного места в горлышке, оставляет в бутылке значительно меньше воздуха по объему, но зато создает небольшое избыточное давление, что отличает ее от пробки винтовой. Можно было бы ожидать, что и храниться в таком случае вина будут по-разному. Однако дегустационный опыт показывает, что даже на достаточно больших сроках хранения, в 2-3 года, существенной разницы в вине под разными видами укупорки не наблюдается.»


Cтопперы (временные пробки)
Заключение

Мы не раз уже говорили, что подавляющее большинство вин, производимых в мире, не предназначены для долгого хранения. И это означает, что для вин с возрастом меньше трех лет не имеет существенного значения, чем именно они укупорены — винтовой пробкой, стеклянной, синтетической или натуральной. Так что если вы покупаете бутылку на вечер, и это не вино на многолетнюю выдержку, то не стоит заморачиваться видом пробки.


Натуральная пробка

Для вин же коллекционных, дорогих, рассчитанных на многолетнюю выдержку, до сих пор используют дорогую натуральную пробку традиционную пробку и думается, что в этом сегменте не стоит ожидать каких-либо изменений в ближайшее время.

Примечание: фото сушки коры пробкового дерева взято из фейсбука Yehuda Nahar, винодел винодельни Изреельской долины — Jezreel Valley Winery, יקב עמק יזרעאל

Этот вопрос стал волновать любителей вина относительно недавно. Ранее вина закрывались пробками, и это считалось нормой. Но с ростом популярности на вина Нового Света появился и совершенно иной формат пробки: завинчивающаяся крышка. Ее нередко можно увидеть на винах Чили , Новой Зеландии, Аргентины. Что это: новая тенденция, оправданная временем, или показатель низкого качества напитка? Попробуем разобраться.

У закручивающейся крышки, равно как и у корковой, есть свои плюсы и минусы. Например, крышка гарантирует устойчивость к атмосферным изменениям, в то время, как с пробкой могут быть свои нюансы: взаимодействие с ней влияет на вкус напитка, также нередко с натуральными пробками случаются «болезни». Так что с закручивающейся крышкой исключены многие риски, связанные со свежестью и чистотой вина.


Для виноделов, конечно, не всегда удобно использовать крышку, так как для нее требуются специальные бутылки с определенным горлышком, которые менее распространены, нежели чем классические, закупориваемые пробкой.

На самом деле, закручивающаяся пробка — это не такое уж и новшество. В 1858 году американский жестянщик Джон Лэндис Мейсон получил патент на производство фиксирующих пробок для стеклянных баночек. А через 30 лет англичанин Дэн Рейнольдс запатентовал еще одну закручивающуюся пробку, на этот раз для виски. Правда, эти открытия особо не пользовались успехом. До тех пор, пока одна французская компания буквально не совершила прорыв в крышечном деле.


Это случилось в 1976 году. И на самом деле странно было то, что подобны «поступок» совершили французы — известные блюстители порядка, особенно в гастрономии и виноделии.

И так как владелец компании, «открывшей крышку», владел виноградниками в Австралии и Новой Зеландии, именно там и стала закручивающаяся крышка популярной. Можно сказать, что она захватила Новую Зеландию: сейчас там выпускается 90% вина именно с жестяной крышкой.


А вот в Испании во многих регионах, наоборот, ввели запрет на использование закручивающихся крышек.

Конечно, сложно разобраться: так что все же лучше. Вообще, тут дело уже за покупателем: что он выберет — классику жанра, пробку, которую приятно открывать штопором, делая из этого целый ритуал, или же удобство закручивающейся крышки, чтобы открыть бутылку в любое время и в любом месте.

Ни то, ни другое не является плохим вариантом: тут уже все зависит от производителя, который сам выбирает, какие использовать бутылки и пробки для них.

Хотите сравнить вина с разными пробками? Тогда ждем вас в магазине WineStreet!

Принято считать, что натуральная корковая пробка - залог качества вина и чем пробка на бутылке добротнее, тем лучше само вино. А вино, закупоренное пластиковой и винтовой пробкой, априори не воспринимают всерьёз. Правильно ли это? О чём действительно говорит закручивающаяся пробка и в каких случаях использование самой дешёвой, пластиковой, оправданно? В чём преимущества и недостатки разных пробок? Разбираемся вместе с винным экспертом Антоном Обрезчиковым и австралийским виноделом Рональдом Брауном.

Антон Обрезчиков

винный эксперт

Антон Обрезчиков: Главное достоинство натуральной корковой пробки заключается в том, что она укупоривает вино и в то же время даёт ему дышать. К сожалению, пористая структура пробки также становится причиной проблем.

Рисков, связанных с корковой пробкой, не так уж много в количественном смысле, но урон от них существенен: нижний порог потерь в 5 % для вин с натуральной пробкой указывают почти все эксперты. Во-первых, есть такая штука как 2–4–6 трихлоранизол, соединение, также известное как ТСА, отвечающее за появление в вине так называемого «запаха пробки». Кто-то находит в нём тряпки, кто-то - мокрый картон или недельные носки. Но то, что запах неприятный и резкий - это факт. Вкус вина также страдает и становится неприятным, что особенно мучительно, если вы разорились на бутылку действительно дорогого вина. «Запахом пробки» он называется потому, что ТСА часто активизируется именно при контакте вина с пробкой. Впрочем, случается, что вино получает его ещё в бочке. Разумеется, в ресторане вина с пробкой нужно возвращать сомелье обратно. То же самое нужно делать, по возможности, и в магазине. В сетях, конечно, не прокатит, но кавист в нормальной винотеке как минимум отнесётся к вам с пониманием.

ТСА - главный элемент хоррора в дегустаторских повествованиях, но, к слову, потери от банального окисления не меньшие: там хранили неправильно, здесь пробка неудачная, и вот вино, которое, по идее, ещё должно быть живо, больше похоже на уксус.

Все «пробковые» пробки - разные. Кора португальского «коркового» дуба Quercus suber - идеальный материал, но пробки, состоящие из цельного куска коры, - довольно дорогое удовольствие. Пробки топовых французских вин из Бордо и Бургундии будут длиннее пробок более ординарных вин, ради которых не стоит так сильно беспокоиться и платить за лишние миллиметры коры. Натуральные пробки в совсем недорогих винах прессуют или клеят из нескольких кусков коры или из пробковых гранул. Мораль: чем дешевле вино, тем менее натуральна в нём «натуральная» пробка. Так что, объективно говоря, если вы не сомелье и танцы со штопором перед гостями ресторана для вас не являются способом зарабатывания денег, то причин избегать так называемой «альтернативной» пробки нет никаких.

Кора португальского «коркового» дуба Quercus suber - идеальный материал , но пробки, состоящие из цельного куска коры, - довольно дорогое удовольствие

Самая дешёвая из них - пластиковая, идёт на дешёвые же вина со сроком жизни до полутора лет. Хотя производители и клянутся, что уже почти научили её «дышать» как настоящую, создав схожие с натуральной пробкой пористые структуры.

Завинчивающаяся металлическая пробка - это вариант, прекрасный во всех отношениях, «дышит» она меньше корковой, поэтому вина под ней остаются свежими даже большее время, чем под натуральной. Укупоривать вина screw cap начали не так давно, чуть более десяти лет назад, поэтому данных по длительной выдержке «под винтом» серьёзных вин пока немного. Но качественные вина - скажем, пятилетнего возраста - ведут себя более чем нормально.

Особенно популярна screw cap в Австралии и Новой Зеландии, где виноделие - индустрия молодая и экспериментальная по духу. Там не боятся таким образом укупоривать даже очень серьёзные и дорогие вина. Хотя, справедливости ради, есть и европейские опыты в этом русле. Разница в том, что европейцы предпочитают использовать «винт» для белых вин, где главная задача - сохранить свежесть и лёгкие ароматы как можно дольше. А в Новом Свете не боятся использовать и для красных, и тоже в борьбе за ароматы, только яркие фруктовые.

Самая зрелищная из альтернативных пробок - прозрачная стеклянная, с тонкой силиконовой прокладкой, популярна в Германии, отчасти в Австрии и северных областях Италии. Выглядит действительно идеально. Начала активно использоваться недавно, как ведёт себя при длительной выдержке, пока непонятно, но с винами сроком жизни до трёх-четырёх лет ведёт себя отлично. Используется чаще для белых и розовых вин, по той же причине, что и металлическая: менее активный, чем в случае с корковой пробкой, доступ кислорода сохраняет свежесть вина.

РОНАЛЬД БРАУН: Мы используем винтовые пробки бренда Stelvin для всех бутылок с белым и красным вином, которые должны быть выпиты в ближайшие годы после разлива, а не в течение долгих лет. Причина проста. Винтовые пробки гарантируют защиту от проникновения воздуха в бутылку. В результате нет риска окисления. Когда мы откроем бутылку, мы поймём, что вино по вкусу такое же, каким изначально было разлито по бутылкам, - естественно свежее, живое и лёгкое, а это как раз то, чего хочется ожидать от недорогого, но качественного вина. Что ещё важно - вино не рискует приобрести пробковый запах. И, чтобы закрыть эту тему (простите за прагматичность), - screw cup в целом дешевле, чем в среднем эти ваши корковые пробки.

С другой стороны, для премиального красного вина, которое мы собираемся хранить и продолжать выдерживать в бутылках долгие годы, на мой взгляд, корковая пробка обязательна. Однако даже после того, как находится лучшая корковая пробка из всех возможных, по-прежнему остаются случаи, когда ты с гордостью открываешь чью-нибудь бутылку хорошего вина, над которой этот кто-то долго и упорно работал, и к своему разочарованию обнаруживаешь только одно: пробковый запах всё испортил. Такие случаи происходят примерно с тремя-пятью бутылками из ста.

Ещё один аргумент против винтовых пробок заключается в том, что они якобы недостаточно утончённые для искушённых в вине, особенно для сомелье в солидных компаниях. Я верю, что для этого есть свои причины, но, думаю, постепенно мнение большинства изменится. Как вы знаете, очень часто бывает сложно открыть бутылку с корковой пробкой, в то время как бутылку с винтовой пробкой можно открыть без проблем. Я свято верю, что в том числе это обстоятельство сыграет свою роль.

: всегда случайно или существует круг специалистов, которые друг с другом делятся информацией?

Ирина. 50 на 50.

Андрей. Во-первых, в интернете очень много информации, во-вторых, регулярно происходят полупрофессиональные дегустации, когда виноторговые компании представляют новую линейку, либо какой-то производитель привозит новое вино. Fort, «Лудинг», «Браво» организуют подобные мероприятия. Кроме того, в Москве раз в год проходит Wine Expo.

JL. Как выбрать вино?

Андрей. Прийти в магазин типа «Азбуки вкуса» и спросить консультанта, описав, чего хочется.

JL. Но в «Ашане» или «Метро» не будет такого человека.

Ирина. В «Ашане» не будет, но, в принципе, можно выбрать практически любое вино за 300-500 рублей.

Андрей. Не ошибетесь. Дело не в том, что это какая-то критическая стоимость, просто при покупке вина от 300, а сейчас уже, наверное, от 400 рублей, шанс попасть на что-то вкусное больше.

JL. То есть нет ничего подозрительного во французском вине за 300 рублей?

Ирина. Нет, просто это вино, например, из винограда, который может быть собран в любом регионе или регионах Франции, а не на конкретной ограниченной территории. Очень сложно сказать, что хорошо, а что плохо, нужно просто пробовать. Если говорить о лучшем соотношении цены и качества, это, конечно, Испания. Их вина признаны всемирно.

Андрей. Есть такое правило: не знаешь, что брать, бери Риоху – это довольно большой регион Испании, у нас в России очень хорошо представлен.

Сами испанцы говорят, что их вино – это вино, готовое к употреблению. Его не надо ждать, как некоторые итальянские или французские. Свинифицировали, продают – значит, можно пить. Остальное зависит от ваших вкусов. У испанских вин есть градация: самое простое, легкое – Крианса (Crianza), потом Резерва (Rezerve) и Гранд Резерва (Gran Rezerve).

Если хотите взять вино, которое долго хранилось в бочке, а затем долго в бутылке, считается самым готовым, то это Гранд Резерва. Оно будет с явно выраженным бочковым вкусом, третичными ароматами. В ароматике могут появиться кожа или кофе. Если хотите полегче, берите красное Крианса.


С белыми винами другая история. Их намного сложнее испортить, потому что произвести проще. Все, конечно, начинается с винограда: из плохого винограда хорошего вина не сделаешь. Но белые вина в целом дешевле. Если красные более или менее качественные вина начинаются от 400-500 рублей, то для белых вин 300 рублей – уже нормально. Очень редко бывает, что с белым вином что-то не так.

Ирина. Оно проще для понимания.

Андрей. Более изысканные вина, за тысячу, за две, там другое дело – там нужно развивать тонкость обоняния.

Как сказал еще Ротшильд, любое качественное вино должно стоить до $20. Свыше – это то, сколько вы готовы заплатить за конкретное вино. Собственно, так и формируются цены на гранкрюшные французские вина – начиная от «Марго» и заканчивая Petrus’ом, – по несколько тысяч евро за бутылку, и аукционные по 100, 200 тысяч евро.

Ирина. Им, конечно, по 100 лет этим винам, но в целом это, конечно, маркетинг. Но вообще дорогое вино – это:

  • уникальный терруар,
  • высокие технологии,
  • производитель с именем, который заслужил со временем репутацию не только маркетингом, но и качеством.

JL. А существует что-то вроде эффекта плацебо: ты пьешь вино, знаешь, что оно уникальное, и оно тебе уже поэтому нравится?

Андрей. Когда наливают из бутылки с надписью Petrus, я подозреваю, у тебя будут некоторые серьезные ожидания.

Ирина. Вообще сложно сказать, потому что каждое вино не сравнимо с другим. Мы конечно, пытаемся, но вино настолько уникальный организм, это как сравнивать двух людей.

Андрей. И если сказать виноделу, что его вино типичное, он, конечно же, обидится.

JL. Какого возраста вино лучше покупать?

Андрей. Очень зависит от региона, сорта…

Ирина. И от типа вина. Белое обычно выдерживается меньше, чем красное, хотя это тоже относительно. Сотерн, например, может и 20 лет жить.

Андрей. 5-летний Сотерн вообще, наверное, не стоит покупать.

Ирина. Лучше купить 10-летний.

JL. А чем интересен Сотерн?

Андрей. Сотерн – это апелласьон во Франции, регион Бордо, где производятся вина с помощью благородной плесени ботритис. Осенью она заводится на винограде и начинает его заиюзюмливать.

Андрей. Плесень выедает виноград, в нем остается концентрированный сахар, как в изюме. Из этого выжимают оставшийся сок, сладкий-пресладкий, он бродит, и из него делают вино. Получается немного по объему, вино очень сладкое, с невысоким процентом алкоголя, с ароматом бензина. Прекрасная вещь!


JL. Сколько живет вино? Есть примеры, когда находили старое вино, а оно отличное или, наоборот, уже мертво?

Андрей. Есть история на этот счет. По-моему, это было игристое вино, пино-нуар. Его перевозили через Голландию в Санкт-Петербург, а судно потопили шведы. В итоге в Финском заливе оно лежало до 90-х годов. Его достали, вину на тот момент было, наверное, лет сто пятьдесят. Открыли, оказалось отличным.

JL. Как насчет других распространенных советов по выбору вина: что у бутылки должно быть вогнутое дно, пробка лучше закручивающейся крышки? И как читать этикетку, на что обращать внимание?

Ирина. Вогнутое дно – это все понты. Я запомнила название этого углубления – пунт – как раз по слову «понт». Есть много материалов по этому поводу и доказано, что форма дна никакой роли не играет.

Андрей. Знаете, для чего это углубление использовалось? Чтобы можно было в телеге больше бутылок уложить одну в другую, чтобы они не катались и больше умещалось. Получалось на один ряд больше – вот и вся история.


Ирина. А насчет пробки… В принципе, и в дорогом вине бывает пластиковая пробка, хотя, конечно, редко. Чаще натуральная. Закручивающиеся пробки, они называются винтовые, ничем не хуже. Наоборот, они дороже и лучше тем, что на них не может возникнуть болезнь, как на натуральных, которые могут подвергнуться грибку, из-за чего может испортиться вкус и аромат вина. (В ноябре 2013 года Италия одобрила завинчивающиеся крышки для вин DOC и DOCG. Теперь выбор способа закрытия остается за производителем. – Прим. ред. ) Есть еще стеклянные пробки, но их пока мало. Не знаю, вытеснят ли они остальные, пока они не очень популярные, потому что дорогие, но считаются лучшими.

JL. Ну так, для обывателя.

Андрей. Советую по этому поводу почитать Хью Джонсона, у него очень подробно написано, что где указано на этикетке. Этикетки – очень интересная вещь. Французские, наверное, самые сдержанные. Новосветские – самые аляпистые, там меньше информации, больше призыва. У нас в России на контрэтикетке, с русским переводом, принято писать сорта винограда. Во Франции этого не делают – там и так знают, в каком регионе из какого винограда производят вино.

Ирина. Общий совет – выбирать не столовое вино, а вино географического наименования. Это значит, что оно подчиняется определенным правилам, установленным в этом регионе. Так надежнее. Еще я бы с осторожностью относилась к винам, на которых процент алкоголя указан не четко, а некими рамками – от стольки-то до стольки-то. Это очень странно: если вино разлито в бутылки, оно, по идее, не должно развиваться настолько, чтобы от 12 процентов перейти к 14.

Чтобы научиться понимать вино, не стоит сразу покупать бутылки за тысячи рублей. Чтобы понять отличие Шардоне от Совиньона, можно купить Совиньон без бочки, допустим 2011 года и Шардоне без бочки 2011 года и для себя уяснить, как они пахнут. Понять, видишь ли ты в нем ароматы, перечисленные в описании. Это практика. Чтобы начать в этом разбираться, нужен как минимум год.