М горький самовар читать полностью. Самовар - горький максим - читать бесплатно электронную книгу онлайн или скачать бесплатно данное литературное произвенение

Чтение М.Горький «Самовар»

Цели:

Изучить историю «русского чаепития»;

Уметь работать с произведениями русской литературы.

Воспитывать любовь к родной культуре;

Бережно относиться к народным традициям, к русской литературе.

Развивать наблюдательность;

Работать над выразительным чтением;

Ход урока:

Учитель. Тема сегодняшнего занятия «Русское чаепитие». Вы узнаете о чае, его происхождении и питательных свойствах. Познакомитесь с традициями русского чаепития, рецептами заваривания чая. Наш урок необычен. «На чай» приглашены русские писатели, литературные герои. Сегодня мы попробуем возродить традицию русского чаепития. Хотелось бы, чтобы вы поняли, что же значил чай для русского человека.

По-православному, не на манер немецкий,

Не жидкий, как вода или напиток детский,

Но Русью веющий, но сочный, но густой,

Душистый льется чай янтарною струей

Учитель. Что же такое чай: куст, трава, дерево?

(Показать иллюстрацию чайной плантации).

Учитель. Давайте узнаем историю о том, как чай появился на Руси.

Ученик. Более 300 лет назад, в 1638 году, боярский сын Василий Старков привез чай в Россию от одного монгольского хана в подарок царю Михаилу Федоровичу. С опаской пробовали московитяне диковинный напиток. Вот отзыв того времени: «Питие доброе, и когда привыкнешь, гораздо вкусно». Придворные лекари вынесли свое заключение: «Изрядное есть лекарство против насморков, головоболезней». Вплоть до 18 века чай можно было купить только в Москве и на ярмарках. Стоил он дорого, и простому люду был недоступен. В Россию его ввозили из-за границы. Только в 1814 году в Ботаническом саду в Крыму был посажен первый опытный куст. И затем чай прижился в южных краях России. С 19 века чай стал народным напитком. Повсеместно открывались чайные трактиры, где за пузатым самоваром собирался русский люд потолковать о том, о сем.

Ученик. Средневековый врач и ученый Авиценна говорил о питательных свойствах чая: «Чай освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, пробуждает мысли, гонит лень». С древних времен известно, что чай повышает работоспособность, снижает усталость». Созревший чайный лист содержит различные вещества: кофеин (тонизирующее свойство), танин (терпкий вкус чая), эфирное масло (неповторимый аромат), витамины С, В, Р. Горячий чай – освежающий, утоляющий жажду напиток. Крепким настоем чая лечили расстройства желудка, отравления. Но лишь недавно узнали, что чай убивает не только микробы гниения, но и возбудителей опасных болезней (тиф).

Учитель. А что вы еще прочитали о полезных свойствах чая? (Ребята готовили сообщения).

Немало пословиц и поговорок сложил русский народ о чае и его свойствах. Какие вы знаете? (ученики называют пословицы и поговорки)

Где есть чай, там и под елью рай.

Чай пьешь - до ста лет проживешь.

Чай не пьешь - откуда силы берешь?

Чай пить – не дрова рубить.

От чая лиха не бывает.

Выпей чайку – забудешь тоску.

В Тулу со своим самоваром не ездят.

Напой, накорми, а потом и спрашивай.

Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое.

Учитель. Мы думаем, что заваривать чай – обыденное дело. А оказывается, это целое искусство. Об этом можно прочитать у А.И.Куприна в повести «Яма»:

«...Искусство заваривать чай - великое искусство. Ему надо учиться в Москве. Сначала слегка прогревается сухой чайник. Потом в него всыпается чай и быстро ошпаривается кипятком. Первую жидкость надо сейчас же слить в полоскательную чашку,- от этого чай становится чище и ароматнее... Затем надо вновь налить чайник до четверти его объема, оставить на подносе, прикрыть сверху полотенцем и так продержать три с половиной минуты. После долить почти доверху кипятком, опять прикрыть, дать чуточку настояться - и у вас... готов божественный напиток, благовонный, освежающий и укрепляющий».

Практическая работа.

Учитель. Давайте заварим чай.

(Дано предварительное задание бригадам – найти рецепты заварки чая с добавлением трав: липовый цвет, малины, черной смородины…).

Практическое задание – заваривание чая, сервировка стола. Обсуждение рецептов и сервировки стола. Чаепитие.

Учитель. Какие предметы вы видите на столе?

Ученики. Чайник, чашки, сахарница, молочник…

Учитель. Подождите, а в сказке М.Горького «Самовар» мы встречаемся с такими же персонажами.

Чтение по ролям или инсценирование сказки М.Горького «Самовар».

(Персонажи: ведущий, самовар, чайник, сливочник, сахарница, тушилка, чашки).

«Было это летней ночью на даче.

В маленькой комнате стоял на столе у окна пузатый самовар и смотрел в небо, горячо распевая:

Замечаете ли, чайник, что луна

Чрезвычайно в самовар влюблена?

Дело в том, что люди забыли прикрыть трубу самовара тушилкой и ушли, оставив чайник на конфорке; углей в самоваре было много, а воды мало - вот он и кипятился, хвастаясь пред всеми блеском своих медных боков.

Чайник был старенький, с трещиной на боку, и очень любил дразнить самовар. Он уж тоже начинал закипать; это ему не нравилось,- вот он поднял рыльце кверху и шипит самовару, подзадоривая его:

На тебя луна

Смотрит свысока,

Как на чудака,-

Вот тебе и на!

Самовар фыркает паром и ворчит:

Вовсе нет.

Мы с ней - соседи,

Даже несколько родня:

Оба сделаны из меди!

Но она - тусклей меня,

Эта рыжая лунишка,-

Вон на ней какие пятна!

Ах, какой ты хвастунишка,

Даже слушать неприятно! -

зашипел чайник, тоже выпуская из рыльца горячий пар.

Этот маленький самовар и вправду очень любил хвастаться; он считал себя умницей, красавцем, ему давно уже хотелось, чтоб луну сняли с неба и сделали из нее поднос для него.

Самовар до того раскалился, что посинел весь и дрожит-гудит:

Покиплю еще немножко,

А когда наскучит мне,-

Сразу выпрыгну в окошко

И женюся на луне!

Так они оба всё кипели и кипели, мешая спать всем, кто был на столе. Чайник дразнит:

Она тебя круглей.

Зато в ней нет углей,-

отвечает самовар.

Синий сливочник, из которого вылили все сливки, сказал пустой стеклянной сахарнице:

Всё пустое, всё пустое!

Надоели эти двое!

Да, их болтовня

Раздражает и меня,-

ответила сахарница сладеньким голосом. Она была толстая, широкая и очень смешлива, а сливочник - так себе: горбатенький господин унылого характера с одной ручкой; он всегда говорил что-нибудь печальное.

Проснулась чумазая тушилка и зазвенела:

Дзинь!

Кто это шипит!

Что за разговоры?

Даже кит ночью спит,

А уж полночь скоро!

Тут проснулись чашки и давай дребезжать:

Мы скромные чашки,

Нам всё - всё равно!

Все эти замашки

Мы знаем давно!

Нам ни холодно, ни жарко,

Мы привыкли ко всему!

Хвастун самоварко,

И не верим мы ему!

А самовар чувствовал себя совсем плохо: вода в нем давно вся выкипела, а он раскалился, кран у него отпаялся и повис.

Но тут - крак! - развалился самовар на кусочки, кран клюкнулся в полоскательную чашку и разбил ее, труба с крышкой высунулась вверх, покачалась-покачалась и упала набок, отколов ручку у сливочника; тушилка, испугавшись, откатилась на край стола и бормочет:

Вот смотрите: люди вечно

Жалуются на судьбу,

А тушилку позабыли

Надеть на трубу!

А чашки, ничего не боясь, хохочут и поют:

Жил-был самовар,

Маленький, да пылкий,

И однажды не прикрыли

Самовар тушилкой!

Был в нем сильный жар,

А воды немного;

Распаялся самовар,-

Туда ему дорога,

Туда и до-ро-га-а!»

Учитель. А вы поняли, почему самовар распаялся? И что такое тушилка?

Давайте я вам расскажу, как устроен самовар. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций с самоварами разных форм, демонстрацией самовара).

Ученик. Вот теперь понятно, почему в стихотворении Сергея Михалкова «Самовар» говорится про жар и пар.

Что вы знаете про старый,

Русский, тульский самовар?

В нем пылал когда-то жар,

В нем бурлил когда-то пар,

В золотой, пузатый бок

Глухо бился кипяток.

Что за чай без самовара,

Без душистого завара,

Без крутого кипятка,

Без угарного дымка?!

Учитель. История появления самовара очень интересна, как и сам «генерал стола». Самовар для русского человека был своеобразным символом очага, домашнего уюта. А что про самовар мы прочитаем в словаре В.И.Даля?

Сообщение ученицы:

«Самовар – водогрейный сосуд для чаю, больше медный с трубою и жаровнею внутри». Самоварец, самоварчик, самоваришка, самоварища, самогар – так величали самовар в разных губерниях.

Выражения, поговорки, пословицы:

На Руси никто еще чаем не подавился.

Чай да сахар! (пожелание как хлеб – соль, застав кого за чаем).

Пожалуйте чай кушать!

Чай внакладку, вприкуску.

Вместе чай пить (купить-продать что, заключить обязательство).

Такой чай, что насквозь Москву видно!

По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается!

Самовар кипит – уходить не велит.

Учитель. А как уважительно величали самовар в народе? («Золотой Иван Иваныч», «генерал», «самовар Иван Иваныч»…) Было много примет, связанных с самоваром. Об этом можно прочесть в рассказе «Друг семьи» А.И. Вьюркова:

«Если самовар, потрескивая углями, «пел песни», суеверный москвич радовался: это к добру. Если же при прогоревших угольях самовар вдруг ни с того ни с сего начинал свистеть, москвич испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив таким способом свист, москвич долго потом находился в тревоге и ожидании всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. В этом случае обязательно жди беды».

Учитель. А теперь посмотрим, как и с чем пили чай на Руси.

Ученик. К концу 19 века выработался русский ритуал чаепития. Так выражение «пригласить на чай» относилось к хорошим знакомым и друзьям дома, которые приходили для беседы, во время которой устраивался чайный стол. Еще читали вслух книги, иногда устраивали тихие игры, викторины, шарады. Это было принято в среде интеллигентных, скромных, воспитанных людей.

Самовар ставили на небольшой самоварный столик или прямо на поднос по левую руку от хозяйки. Чай разливала хозяйка или старшая дочь. Необходим опытный в этом деле человек, чтобы у всех гостей чай оказался одинаковой крепости.

Учитель. У А.И. Вьюркова в рассказе «Друг семьи» читаем:

«Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и «просто так». Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное - с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», москвич деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника... Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило еще, что он напился: так он делал передышку. А вот, когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут.

Во время чаепития москвич внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, гость тут же просил долить его, чтобы жизнь была полнее

Учитель. А в каких произведениях герои пили чай? Зачитайте отрывки из произведений. (Е.Пермяк «Как самовар запрягли», К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», В.Бианки «Сова», А.Платонов «Волшебное кольцо», А.П.Чехов «Мальчики», А.Толстой «Детство Никиты» и др.).

Учитель. Обратите внимание на репродукции картин: (Кустодиев Б.М. «Купчиха за чаем», Кустодиев Б.М. «Московский трактир», Кустодиев Б.М. «На террасе»; Неверов Н.В. «Смотрины»).

Обсуждение работ художников.

Учитель. Мы с вами общались с героями из произведений русских писателей. А теперь давайте послушаем то, что вы сами придумали. Продемонстрируйте свое творчество. Ведь вам было дано задание: сочинить или найти загадки, написать небольшие стихи о чае и чаепитии.

Учитель. Сегодня ребята порадовали нас своей любознательностью (отыскали много материала к уроку), показали умение выразительно читать, создавать свои произведения. Вы умеете думать, рассуждать, делать выводы. А еще научились вкусно приготовить замечательный напиток – чай! Молодцы! Ребята, скажите, а чем же был для русского человека чай?

Ученики. Это горячий напиток, который согревал тело и душу человека, лечил от разных болезней. Он любимый на Руси. За чашкой чая решались разные вопросы, вели неторопливые разговоры. Самовар стал символом домашнего уюта, благополучия и мира в семье. Чаепитие сближало людей.

Да, сейчас чай – обыденный напиток. Мы забываем традицию русского чаепития. В наше время нам некогда посидеть за чашкой чая, неспешно поговорить, помечтать, обсудить что-то. Вы знаете, что у нас в школе создан музей, который помогает понять, как жили люди в старину, как трудились и отдыхали. Об этом рассказывают предметы – экспонаты музея. (Демонстрация самоваров и другой утвари, предметов старины). Это наша история, наши корни, наша культура.

Урок «Русское чаепитие», я надеюсь, оказался интересным и полезным для вас. И с сегодняшнего занятия вы что-то возьмете для себя, для будущей жизни.

А в заключение мне бы хотелось прочитать стихи А.А.Блока:

Глухая тоска без причины

И дум неотвязный угар.

Давай-ка наколем лучины,

Раздуем себе самовар!

За верность старинному чину!

За то, чтобы жить не спеша!

Авось, и распарит кручину

Хлебнувшая чаю душа

Произведение для детей, написанное в ироничной, шутливой манере с использованием приемов сатиры, на примере предметов кухонной и чайной посуды, являющихся главными героями сказки, повествует о различных человеческих качествах.

Основным персонажем сказки является глупый Самовар, история которого положена в основу сюжетной линии. Он стоит на большом столе в одном из домов и доказывает присутствующей рядом кухонной утвари свое собственное превосходство перед ними, хватаясь и нагло споря. Самовар представляется писателем в виде самовлюбленного красавца, считающего себя умнее всех, желающего заполучить в жены Луну, уверяя стоящий рядом Чайник, что в скором времени Луна будет снята с неба и окажется под ним в виде сделанного из нее подноса. Старенький чайник, который не любит быть на вторых ролях, не может молча слышать хвалебные речи Самовара и, закипая в горячем споре, задиристо пытается угомонить хвастуна. Однако Самовар еще более раскаляясь и мешая дремать стоящей рядом посуде, сахарнице-хохотушке, наблюдательному сливочнику, испуганной самоварной тушилке, громко заявляет, что легко может выпрыгнуть в окошко, когда ему наскучить кипеть рядом с ними на столе.

Разговоры героев сказки передаются писателем с использованием комбинированного стиля, чередуя легкие, доступные стишки с прозаичными фрагментами, передавая индивидуальные особенности голоса каждого кухонного предмета. Синему сливочнику автор присваивает разраженные нотки, а стеклянной сахарнице достается сладенький голосок.

В результате бессмысленного спора, сопровождающего пыхтением, фырканьем, кипением посуды, напыщенный Самовар оказывается развалившимся на мелкие кусочки, поскольку в него не налили воды.

Сказка несет в себе глубокий смысл, заключающийся в неотвратимости последствий при переоценке своих собственных возможностей, будучи излишне уверенными в собственной правоте. Писатель, используя ожившие образы кухонных предметов, раскрывает сущность негативных человеческих пороков в виде бахвальства, хвастовства, излишней самоуверенности, грубого неуважения к окружающим людям.

Картинка или рисунок Самовар

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Лем Солярис

    Где-то в далеком будущем, когда будет хорошо развит космос. Мужчина по имени Кельвин вдалеке от земного шара перелается с космолета на при планетную станцию. Станция с виду пуста, чем-то грязна, психолога никто не встретил

  • Краткое содержание Платонов Чевенгур

    История начинается с Захар Павловича, который по воли судьбы остался в своей деревни один, остальные же бежали из неё от голода. Захар Павлович отличался отменным умением запросто чинить и восстанавливать любые вещи

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Максим Горький
Самовар

Было это летней ночью на даче.

В маленькой комнате стоял на столе у окна пузатый самовар и смотрел в небо, горячо распевая:


Замечаете ли, чайник, что луна
Чрезвычайно в самовар влюблена?

Дело в том, что люди забыли прикрыть трубу самовара тушилкой и ушли, оставив чайник на конфорке; углей в самоваре было много, а воды мало – вот он и кипятился, хвастаясь пред всеми блеском своих медных боков.

Чайник был старенький, с трещиной на боку, и очень любил дразнить самовар. Он уж тоже начинал закипать; это ему не нравилось, – вот он поднял рыльце кверху и шипит самовару, подзадоривая его:


На тебя луна
Смотрит свысока,
Как на чудака, -
Вот тебе и – на!

Самовар фыркает паром и ворчит:


Вовсе нет. Мы с ней – соседи.
Даже несколько родня:
Оба сделаны из меди,
Но она – тусклей меня,
Эта рыжая лунишка, -
Вон на ней какие пятна!
Ах, какой ты хвастунишка,
Даже слушать неприятно!

– зашипел чайник, тоже выпуская из рыльца горячий пар. Этот маленький самовар и вправду очень любил хвастаться; он считал себя умницей, красавцем, ему давно уже хотелось, чтоб луну сняли с неба и сделали из неё поднос для него.

Форсисто фыркая, он будто не слышал, что сказал ему чайник, – поёт себе во всю мочь:


Фух, как я горяч!
Фух, как я могуч!
Захочу – прыгну, как мяч,
На луну выше туч!

А чайник шипит своё:


Вот извольте говорить
С эдакой особой.
Чем зря воду-то варить.
Ты – прыгни, попробуй!

Самовар до того раскалился, что посинел весь и дрожит, гудит:


Покиплю ещё немножко,
А когда наскучит мне, -
Сразу выпрыгну в окошко
И женюся на луне!

Так они оба всё кипели и кипели, мешая спать всем, кто был на столе. Чайник дразнит:


Она тебя круглей.
Зато в ней нет углей,

– отвечает самовар.

Синий сливочник, из которого вылили все сливки, сказал пустой стеклянной сахарнице:


Всё пустое, всё пустое!
Надоели эти двое!
Да, их болтовня
Раздражает и меня,


Ах, – сказал он, -
Всюду – пусто, всюду – сухо,
В самоваре, на луне.

Сахарница, поёжившись, закричала:

– невесело сказал сливочник.

Проснулась чумазая тушилка и зазвенела:


Дзинь! Кто это шипит?
Что за разговоры?
Даже кит ночью спит,
А уж полночь скоро!

Но, взглянув на самовар, испугалась и звенит:


Ай, люди все ушли
Спать или шляться,
А ведь мой самовар
Может распаяться!
Как они могли забыть
Обо мне, тушилке?
Ну, придётся им теперь
Почесать затылки!

Тут проснулись чашки и давай дребезжать:


Мы скромные чашки,
Нам всё всё равно!
Все эти замашки
Мы знаем давно!
Нам ни холодно, ни жарко,
Мы привыкли ко всему!
Хвастун самоварко,
И не верим мы ему.

Заворчал чайник:

И – лопнул!

А самовар чувствовал себя совсем плохо: вода в нём давно вся выкипела, а он раскалился, кран у него отпаялся и повис, как нос у пьяного, одна ручка тоже вывихнулась, но он всё ещё храбрился и гудел, глядя на луну:


Ах, будь она ясней,
Не прячься она днём,
Я поделился б с ней
Водою и огнём!
Она со мной тогда
Жила бы не скучая,
И шёл бы дождь всегда
Из чая!

Он уж почти не мог выговаривать слов и наклонялся набок, но всё ещё бормотал:


А если днём она должна ложиться спать,
Чтоб по ночам светлей сияло её донце, -
Я мог бы на себя и днём и ночью взять
Обязанности солнца!
И света и тепла земле я больше дам,
Ведь я его и жарче и моложе!
Светить и ночь и день ему не по годам, -
А это так легко для медной рожи!

Тушилка обрадовалась, катается по столу и звенит:

Но тут – крак! – развалился самовар на кусочки, кран клюкнулся в полоскательную чашку и разбил её, труба с крышкой высунулась вверх, покачалась, покачалась и упала набок, отколов ручку у сливочника; тушилка, испугавшись, откатилась на край стола и бормочет:


Вот смотрите: люди вечно
Жалуются на судьбу,
А тушилку позабыли
Надеть на трубу!

А чашки, ничего не боясь, хохочут и поют:


Жил-был самовар,
Маленький, да пылкий,
И однажды не прикрыли
Самовар тушилкой!
Был в нём сильный жар,
А воды немного;
Распаялся самовар, -
Туда ему дорога,
Туда и дорога-а!

На этой странице сайта выложена бесплатная книга Самовар автора, которого зовут Горький Максим . На сайте сайт вы можете или скачать бесплатно книгу Самовар в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB, или же читать онлайн электронную книгу Горький Максим - Самовар, причем без регистрации и без СМС.

Размер архива с книгой Самовар равен 3.43 KB


Горький Максим
Самовар
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
Самовар
Было это летней ночью на даче.
В маленькой комнате стоял на столе у окна пузатый самовар и смотрел в небо, горячо распевая:
Замечаете ли, чайник, что луна
Чрезвычайно в самовар влюблена?
Дело в том, что люди забыли прикрыть трубу самовара тушилкой и ушли, оставив чайник на конфорке; углей в самоваре было много, а воды мало - вот он и кипятился, хвастаясь пред всеми блеском своих медных боков.
Чайник был старенький, с трещиной на боку, и очень любил дразнить самовар. Он уж тоже начинал закипать; это ему не нравилось, - вот он поднял рыльце кверху и шипит самовару, подзадоривая его:
На тебя луна
Смотрит свысока,
Как на чудака,
Вот тебе и на!
Самовар фыркает паром и ворчит:
Вовсе нет. Мы с ней - соседи,
Даже несколько родня:
Оба сделаны из меди!
Но она - тусклей меня,
Эта рыжая лунишка,
Вон на ней какие пятна!
Ах, какой ты хвастунишка,
Даже слушать неприятно!
зашипел чайник, тоже выпуская из рыльца горячий пар.
Этот маленький самовар и вправду очень любил хвастаться; он считал себя умницей, красавцем, ему давно уже хотелось, чтоб луну сняли с неба и сделали из нее поднос для него.
Форсисто фыркая, он будто не слышал, что сказал ему чай ник, - поет себе во всю мочь:
Фух, как я горяч!
Фух, как я могуч!
Захочу - прыгну, как мяч,
На луну выше туч!
А чайник шипит свое:
Вот извольте говорить
С эдакой особой.
Чем зря воду-то варить,
Ты - прыгни, попробуй!
Самовар до того раскалился, что посинел весь и дрожит-гудит:
Покиплю еще немножко,
А когда наскучит мне,
Сразу выпрыгну в окошко
И женюся на луне!
Так они оба всё кипели и кипели, мешая спать всем, кто был на столе. Чайник дразнит:
Она тебя круглей.
Зато в ней нет углей,
отвечает самовар.
Синий сливочник, из которого вылили все сливки, сказал пустой стеклянной сахарнице:
Всё пустое, всё пустое!
Надоели эти двое!
Да, их болтовня
Раздражает и меня,
ответила сахарница сладеньким голосом. Она была толстая, широкая и очень смешлива, а сливочник - так себе: горбатенький господин унылого характера с одной ручкой; он всегда говорил что-нибудь печальное.
- Ах, - сказал он,
Всюду - пусто, всюду - сухо,
В самоваре, на луне.
Сахарница, поежившись, закричала:
А в меня залезла муха
И щекочет стенки мне...
Ох, ох, я боюсь,
Что сейчас засмеюсь!
Это будет странно
Слышать смех стеклянный...
невесело сказал сливочник.
Проснулась чумазая тушилка и зазвенела:
Дзинь! Кто это шипит!
Что за разговоры?
Даже кит ночью спит,
А уж полночь скоро!
Но, взглянув на самовар, испугалась и звенит:
Ай, люди все ушли
Спать или шляться,
А ведь мой самовар
Может распаяться!
Как они могли забыть
Обо мне, тушилке?
Ну, придется им теперь
Почесать затылки!
Тут проснулись чашки и давай дребезжать:
Мы скромные чашки,
Нам всё - всё равно!
Все эти замашки
Мы знаем давно!
Нам ни холодно, ни жарко,
Мы привыкли ко всему!
Хвастун самоварко,
И не верим мы ему!
Заворчал чайник:
Ф-фу, как горячо,
Жарко мне отчайно.
Это не случайно,
Это чрезвычайно!
И лопнул!
А самовар чувствовал себя совсем плохо: вода в нем давно вся выкипела, а он раскалился, кран у него отпаялся и повис, как нос у пьяного, одна ручка тоже вывихнулась, но он всё еще храбрился и гудел, глядя на луну:
Ах, будь она ясней,
Не прячься она днем,
Я поделился б с ней
Водою и огнем!
Она со мной тогда
Жила бы не скучая,
И шел бы дождь всегда
Из чая!
Он уж почти не мог выговаривать слов и наклонялся набок, но всё еще бормотал:
А если днем она должна ложиться спать,
Чтоб по ночам светлей сияло ее донце,
Я мог бы на себя и днем и ночью взять
Обязанности солнца!
И света и тепла земле я больше дам,
Ведь я его и жарче и моложе!
Светить и ночь и день ему не по годам,
А это так легко для медной рожи!
Тушилка обрадовалась, катается по столу и звенит:
Ах, это очень мило!
Это очень лестно
Я бы солнце потушила!
Ах, как интересно!
Но тут - крак! - развалился самовар на кусочки, кран клюкнулся в полоскательную чашку и разбил ее, труба с крышкой высунулась вверх, покачалась-покачалась и упала набок, отколов ручку у сливочника; тушилка, испугавшись, откатилась на край стола и бормочет:
Вот смотрите: люди вечно
Жалуются на судьбу,
А тушилку позабыли
Надеть на трубу!
А чашки, ничего не боясь, хохочут и поют:
Жил-был самовар,
Маленький, да пылкий,
И однажды не прикрыли
Самовар тушилкой!
Был в нем сильный жар,
А воды немного;
Распаялся самовар,
Туда ему дорога,
Туда и до-ро-га-а!
Надеемся, что книга Самовар автора Горький Максим вам понравится!
Если это произойдет, то можете порекомендовать книгу Самовар своим друзьям, проставив ссылку на страницу с произведением Горький Максим - Самовар.
Ключевые слова страницы: Самовар; Горький Максим, скачать, читать, книга и бесплатно

А.М. Горький - детям

2.2 Бытовая сказка «Самовар». Осмеяние тупости, самодовольства, пустоты. Чередование в сказке прозаического и стихотворного текста. Сатирический характер сказки

Воробьишко Пудик любил прихвастнуть. Но до самовара ему далеко. Вот это хвастун! Всякую меру забыл. И в окошко он выпрыгнет, и на Луне женится, и обязанности солнца на себя возьмёт! Хвастовство до добра не доводит. Самовар разваливается на куски: воду-то в него налить забыли. Чашки радуются бесславной гибели хвастуна самоварко, и читателям весело.

Посылая «Самовар» детям своей знакомой, Горький сообщал им, что написал его «собственноручно и нарочно» для «Таты, Лёли и Бобы, чтобы они любили меня, потому что хотя я человек невидимый, но могу писать разные рассказы о тараканах, самоварах, дедушках домовых, слонах и прочих насекомых. Да!..»

В сказке «Самовар» много легких, остроумных стихов, охотно запоминаемых детьми. «Самовар» писатель включил в первую составленную и отредактированную им книгу для детей - «Елка» (1918). Этот сборник - часть большого плана писателя по созданию библиотеки детской литературы. Сборник был задуман книжкой веселой. «Побольше юмора, даже сатиры», - напутствовал Горький авторов. Чуковский вспоминал: «Сказка самого Горького «Самовар», помещенная в начале всей книги, есть именно сатира для детей, обличающая самохвальство и зазнайство. «Самовар» - проза вперемежку со стихами. Вначале он хотел назвать ее «О самоваре, который зазнался», но потом сказал: «Не хочу, чтобы вместо сказки была проповедь!» - и переделал заглавие».

Действительно, в сказке нет «проповеди», но нравоучение, безусловно, содержится. Однако заключено оно в такую забавную, игровую форму, что воспринимается читателем легко и весело, без малейшего протеста. Герой сказки Самовар и вправду, очень любил хвалиться; он считал себя умницей, красавцем, ему давно уже хотелось, чтоб Луну сняли с неба и сделали из нее поднос для него. «Самовар до того раскалился, что посинел весь и дрожит, гудит:

«- Покиплю ещё немножко,

А когда наскучит мне,-

Сразу выпрыгну в окошко

И женюся на луне!» Горький, М. Елка [Текст] / М. Горький // Горький, М. Полн. собр. соч. Т.1. Указ. изд. С. 130..

С самоваром спорит старенький чайник, в котором тоже кипит вода. Горький мастерски предает их диалог, который прерывается репликами стоящей вокруг посуды. Диалог настолько ярок и сочен, что заставляет поверить в то, что это действительно спорят самовар и чайник. «Так они оба всё кипели и кипели, мешая спать всем, кто был на столе. Чайник дразнит:

Она тебя круглей.

Зато в ней нет углей, -

отвечает самовар Горький, М. Елка [Текст] / М. Горький // Горький, М. Полн. собр. соч. Т.1. Указ. изд. С. 131. .

Каждый персонаж этой сказки обладает своим голосом. Синий сливочник, из которого вылили все сливки, раздраженно говорит пустой стеклянной сахарнице: «Все пустое, все пустое! Надоели эти двое». А сахарница отвечает «сладеньким голосом»: «Да, их болтовня раздражает и меня». Чайник, чашки, самоварная тушилка общаются между собой только стихами, причем все пыхтят, фыркают... Самовар разваливается на кусочки - тут и сказке конец.

В одном из писем детям Горький замечал: «Я хотя и не очень молод, но не скучный парень и умею недурно показывать, что делается с самоваром, в который положили горячих углей и забыли налить воду». Однако этим смысл сказки, конечно же, не исчерпывается; он приоткрывается маленькому читателю в финальном бормотании тушилки:

Вот смотрите: люди вечно

Жалуются на судьбу,

А тушилку позабыли

Надеть на трубу! Там же С.132.

Таким образом, обычный самовар получил статус живого существа и показал, насколько он напыщен и глуп в своей хвастливости. Даже чайная посуда, с которой он практически не расстается, и та не захотела ему посочувствовать. Горький для осуждения человеческих слабостей и пороков мастерски использует бытовые предметы, показывая на их образах к чему может привести бахвальство, хвастовство и неуважение к окружающим.

А.М. Горький - детям

А про рыболова - «выдуманный» рассказ. Мальчик Евсейка чудесным образом попадает на морское дно, разговаривает с рыбами. Характер героя в сказке «Случай с Евсейкой» посложнее, ибо герой и по возрасту старше Пудика. Подводный мир...

Декаданс как теоретическое явление и художественная практика в современной литературе

Но жить с тревогой за себя посмертного тяжело, поэтому душа начинает требовать определённости уже здесь, вести активные поиски «светлого во тьме» и наоборот: «И в поисках крыши летает душа,/То в самый низ, то в самые верха» («ХалиГалиКришна») ...

Жанр рассказа в творчестве В.И. Мишаниной

Становление и развитие жанра рассказа говорит, с одной стороны, о стабильном оформлении собственно-национальных художественных традиций мордовской литературы на современном этапе, а с другой, показывает новые исходно-типологические начала...

Лингвометодический потенциал сказок и проблемы редактирования сказочных текстов

Достаточно часто на вопрос: «Кто является автором народной сказки»? -- можно услышать ответ: «Народ». Этот ответ в то же время является правильным и неправильным. Трудно представить ситуацию...

Мотив утраты тени в сказке Г.Х. Андерсена "Тень" и сказке Шамиссо "Удивительные приключения Петера Шлемеля"

Русская литературная прозаическая сказка 2-й половины XIX века

Значительное место в учебных книгах Л. Толстого занимают сказки -- русские и зарубеж-ные (народные и литературные). Сказка «Три медведя» была написана Толстым в 1872 г. для «Новой азбуки»...

Своеобразие творчества писателя Е.Л. Шварца

Шварц Е. Л. сам помогает своим читателям и зрителям расшифровать смысл своего писательского труда и увидеть жизненную первооснову своих сказок. Разъясняя замысел "Обыкновенного чуда", он писал: "Среди действующих лиц нашей сказки.....

В 1833 г. написана «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В.И. Далем. В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы...

Сказки А.С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения

сказка пушкин фольклорность реализм Эта сказка является своеобразным, чисто пушкинским вариантом широко распространенной в поэзии разных народов сказки о старухе, наказанной за ее стремление к богатству и власти...

Сказки разных народов мира

Сказка, с которой мы знакомы с детства - это один из основных жанров фольклора. У каждого народа существует собственный запас сказок, в которых отражен национальный колорит. Легенды, поверия, приметы, традиции, характеры, религия, кухня...

Сказки разных народов мира

Знаменитые немецкие сказочники родились: Яков - 4 января 1785 года, а его младший брат Вильгельм - 24 февраля 1786 года. Их отец был дипломированным специалистом. После смерти отца, в 1796 году...

Сказки разных народов мира

Чьи стихи мы помним с раннего детства, до сих пор знаем наизусть? На ум сразу же приходит имя Корнея Ивановича Чуковского, замечательного советского писателя. Имя его по праву может считаться визитной карточкой русской литературы для детей...

Тематическое и жанровое многообразие творчества С.Я. Маршака

Детки в клетке игрёнок Эй, не стойте слишком близко - Я тигрёнок, а не киска! Слон Дали туфельки слону. Взял он туфельку одну И сказал: - Нужны пошире, И не две, а все четыре! Зебры Полосатые лошадки, Африканские лошадки...

Художественное своеобразие сказок В.М. Шукшина ("Точка зрения", "До третьих петухов")

Василий Шукшин не был писателем-сказочником. По всей вероятности, обратиться к жанру сказки его подтолкнул тот опыт, который он приобрёл в процессе творчества, и те распадающиеся социально-исторические и национальные условия...

Эволюция драматургических принципов Н.В. Гоголя