Натуральный зеленый чай какой выбрать. Как выбрать хороший зеленый чай и вкусно его заварить. Чем выше, тем лучше

Основная форма существования языка – звуковая, письменная форма вторична.

Письменность – исторически конкретная форма фиксации звучащей речи и прямого отношения к сущности языка не имеет. В общем виде фонетику можно определить как уровень языка, отражающий его звуковую сторону (и соответственно -науку о нем).

ФОНЕТИКА (греч. phonetikos «звуковой, голосовой», phone «звук») – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка.

Существуют различные определения предмета фонетики : одни ученые предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка - морфем, слов (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский), другие ученые в сферу изучения фонетики включают и интонационные средства языка (Л.Л. Буланин, А.А. Гвоздев, Л.Л. Касаткин, М.В. .Панов); способы обозначения на письме звуковых единиц (графика) + правила написания значимых единиц (Щерба).

Фонетика изучает систему звуков, их закономерные чередования в потоке речи, ударение, его виды, интонацию, членение звукового потока на слоги, фонетические слова, речевые такты, фразы.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке.

Фонетика как уровень языка обладает следующими функциями : 1) основные - конституирующая (строительная) и, напротив, дифференцирующая (смыслоразличительная); последняя является главной, так как именно она отвечает за основной принцип речи - членораздельность; 2) дополнительные - символическая (приобретение звуком смысловой значимости в поэзии, к примеру) и эстетическая.
Виды фонетики.

В зависимости от предмета и задач фонетики различают общую фонетику и частную.
Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Частная фонетика то же самое, только в пределах одного языка.

С точки зрения подхода:

Синхронная (описательная)

Диахронная (историческая) (dia – сквозь, через)
Описательная фонетика (СФ) исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Источником СФ явл. живой звучащий язык.

ДФ изучает звуковую сторону языка в ее историческом развитии.

Сопоставительная фонетика устанавливает сходства и различия в фонетическом строе разных языков.
Экспериментальная фонетика (инструментальная) является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами:

Непосредственное наблюдение (при помощи различных приборов)

Самонаблюдение

Ученик Б.де Куртенэ – В.А. Богородецкий первым в мире создал экспериментальную лабораторию при Казанском универе в 1884 г.

В Париже создана в 1886 г.

В 1899 г. С.К. Булич создает такую же лаборатория в Петерб. Универе. В 1909 г. Л.Н. Щерба.

Такая лаборатория сейчас создана в РАН.

Основные методы фонетических исследований.

1. Палатография (palatum – нёба) (статистическая и динамическая).

При помощи этого метода устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании.

2. Рентгенография позволяет увидеть положение органов речи и их движение.

3. Осциллография позволяет определить длительность, силу и интенсивность звуков.

4. Глотография (греч. gloto – горло, язык) – электронный прибор для регистрации работы голосовых связок.

5. Ларингоскоп: для изучения работы гортани

6. ЭВМ с 80-х гг.

7. Анкеты, вопросники и тд – социофонетика.

Разделы фонетики.

1. Собственно фонетика – изучает общие вопросы звуковой организации языка (артикул.-акустич. св-ва зв. и тд.)

2. Фонология – изучение звуковой природы языка в ее функциональной значимости.

3. Акцентология – изучает вопросы ударения.

4. Интоналогия (лат. intonare – громко произносить) – изучение общих и частных интонаций.

5. Силлабика (греч. syllabe – слог) – изучает природу слога и проблему слогоделения.

6. Орфоэпия (греч. orthos – правильный, epos - речь) – изучает нормативное произношение.

Связь фонетики с другими дисциплинами. Прикладное значение фонетики.

Связь фонетики с другими науками.

Среди всех лингвистических дисциплин только фонетика изучает план выражения языкового знака. Звуковая сторона автономна и развивается по своим законам – это дает фонетике право на самостоятельное существование.

Фонетика напрямую связана с орфографией : Фонетика формулирует правила произношения отдельных звуков и их групп, изучает и устанавливает правила взаимоотношения фонемы и графемы, их соответствие:

Например: [p] → p: p en

→ pp: happ y

→ gh: hiccough /hiccup

→ графема присутствует, но звука нет: pn eumonia

Фонетика связана с грамматикой

  1. через правила чтения.

Чтение окончаний существительных во мн. числе: основа +S = [s] / [z] /

Чтение окончаний правильных глаголов в прошедшем времени: основа +ed = [t] / [d] /

  1. чередование фонем (гласных или согласных) при образовании множественного числа существительных и временных форм неправильных глаголов.

foo t – fee t –

si ng – sa ng – su ng [i] – [æ] – [Λ]

leaf – leav es [f] – [v]

bath – bath s [θ] – [ð]

  1. через интонацию.

Интонация помогает определить логический предикат предложения.

‘He came home. (Who?)

He ‘came home. (Did he come?)

He came ‘home. (Where?)

Фонетика связана с лексикологией

  1. только ударение различает грамматическую категорию и значение слова:

‘object (предмет) - to ob’ject (не одобрять)

‘abstract (реферат) - to ab’stract (извлекать)

  1. сложные слова и сочетания слов различаются ударением:

‘bluebottle – василек и ‘blue ‘bottle – синяя бутылка; ‘blackbird – черный дрозд и ‘black ‘bird – черная птица

  1. омографы – слова с одинаковым написанием, но разным произношением. Благодаря произношению можно определить их лексическое значение.

Wind - ветер / – виток

Bow - лук / – поклон

Tear - разрыв / – слеза

Фонетика связана со стилистикой через интонацию и ее компоненты: ритм, паузу, мелодику, а также через такие явления как рифма, аллитерация, которые основываются на повторяемости звуков. Например, повторение звука [m] в стихотворении создает настроение веселья (merriment):

There are twelve months in all the year,

As I hear many men say,

But the merriest month in all the year

Is the merry month of May.

Еще одно стилистическое средство, иллюстрирующее связь с фонетикой, носит название ономатопея. Сюда относятся слова, условно передающие природные звуки или крики животных:

Bow-wow, says the dog;

Mew-mew, says the cat;

Grunt-grunt, goes the hog;

And squeak, goes the rat.

Из нелингвистических наук, изучающих звуковую сторону языка, фонетика связана с акустикой, физиологией, анатомией . Но фонетика изучает лингвистическую сущность звуковых явлений (т.е. какую функцию они выполняют в речи).

Фонетика связана с медициной и психологией при лечении люди с патологией речи.

Фонетика связана с социальными науками.

Социофонетика изучает взаимодействие произношения и общества, изменение фонетических структур в соответствии с разными социальными функциями.

Кто (мужчина / женщина, пожилой / молодой, городской / сельский …)

как (ласково, с угрозой, спокойно …)

используя какие фонетические средства

кому (другу, начальнику, незнакомцу …)

когда (на работе, дома...)

и почему (чтобы убедить, попросить …)

говорит .

Фонетика связана с рядом технических дисциплин . Прежде всего, это экспериментальная фонетика – построить прибор, провести исследования, подсчитать результат.

ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕТИКИ. Фонетика имеет целый ряд прикладных аспектов: преподавание русского языка нерусским, исправление дефектов речи, обучение звучащей речи людей, не имеющих слуха, в логопедии, сурдопедагогике. Фонетические данные широко используются при изучении особенностей высшей нервной деятельности человека, в медицине при диагностике и исследовании афазий. В целом ряде технических направлений также используются фонетические данные: для улучшения качестве передачи речи по каналам связи, в робототехнике при разработке систем, управляемых звучащей речью, для автоматического распознавания речи и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

Тема исследовательской работы «Звуки времён года» (фонетика) выбрана мной не случайно.

Актуальность исследования заключается в том, что тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц…Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, пыхтит чайник на плите, гремят посудой. Выходим из дома – и опять нас окружают звуки. Почему – то услышав громкие звуки, мы пугаемся, а тихие - завораживают нас, заинтересовывают? С незапамятных времён на протяжении многих тысячелетий звуки речи складывались в определённый порядок, становились словами, которые имеют значение, смысл. Теперь каждый звук в слове занимает своё место. Если заменишь – меняется смысл: кот –ток, сила – лиса, аист –лист, жил – шил и т.д.

А могут ли быть словами отдельные звуки? Да, и их много: я,у,в,к,а,и,о,с. И маленькие приставочки, суффиксы тоже могут кое-что рассказать о себе, не говоря уж о целом слове.

Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА. Фонетика – интересная наука.

Цель исследования : какие звуки ассоциируются с временами года.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Найти информацию о фонетике;

Проанализировать информацию о гласных и согласных звуках;

Узнать о звуках речи.

Источниковая база представлена в виде опроса учащихся о том, какие звуки ассоциируются у них с временами года.

Из литературы наибольший интерес представляют книги, в которых о звуках речи излагается в простой и доступной форме. Это книги: «Весёлая грамматика» Волиной В.В., «Звук и смысл» А.П. Журавлёва и др.

1. Фонетика

Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук). Особое положение фонетики как науки определяется тем, что она, единственная из всех языковедческих наук, изучает такие единицы языка , природа которых материальна.

Различаются общая фонетика и фонетика конкретного языка . Общая фонетика изучает закономерности, действующие в разных языках мира, и является основой для фонетического анализа системы любого конкретного языка . Русский язык, как и любой другой язык народов мира, имеет свои фонетические особенности, которые образуют фонетическую систему русского языка, именно ее изучает русская фонетика .

Кроме того, в силу материальной природы звуков речи разные разделы фонетической науки могут углубленно исследовать все стадии порождения (производства) и восприятия речи: процесс формирования звучания (артикуляция речи), процесс распространения воздушных звуковых колебаний (акустика речи) и процесс слухового восприятия (перцепция речи). Поэтому в общей фонетической науке выделяют артикуляторную фонетику, акустическую фонетику и фонетику перцептивную . Материальная природа звуков речи позволила использовать для их изучения объективные физические методы исследования: специальные физические приборы, регистрирующие колебания воздуха при речепроизводстве, кинофоторентгеносъемку движений органов артикуляции, физическое преобразование речевого сигнала в заданных рамках для построения моделей восприятия речи и т.д. Такие модели исследований легли в основу экспериментальной (или инструментальной) фонетики .

Специальным разделом фонетики является фонетика историческая - она изучает то, как изменялась фонетическая система конкретного языка с течением времени. Диалектная фонетика имеет своей задачей изучение фонетических особенностей отдельных диалектов, (говоров) конкретного языка. Сопоставительная , или контрастивная, фонетика занимается сопоставлением фонетических систем родственных и неродственных языков; часто прикладным ее результатом является создание письменности (алфавита ) для бесписьменных языков. С фонетикой тесно взаимодействуют такие науки, как графика и орфография , занимающиеся способами передачи звучащей речи на письме, а также орфоэпия , изучающая нормативное литературное произношение .
Русская лингвистика имеет давние и плодотворные традиции во всех областях фонетической науки.
Российским филологам и лингвистам принадлежит в ней немало открытий.

Русская экспериментально-фонетическая школа известна своими достижениями во всем мире. Основателем школы был выдающийся лингвист И.А. Бодуэн де Куртене . Русские языковеды внесли большой вклад и в изучение истории развития фонетической системы праславянского и древнерусского языков (А.Х. Востоков , Ф.И. Буслаев ), русской диалектологии и диалектной фонетики (Н.Н. Дурново , А.А. Шахматов , Р.И. Аванесов , П.С. Кузнецов ). Результатом теоретических и практических изысканий лингвистов, в том числе фонетистов, XIX - XX вв. стала реформа орфографии 1917-1918 гг. Современное правописание в целом основано на правилах, закрепленных в документах Орфографической реформы 1917-1918 гг. (подготовлена Ф.Ф. Фортунатовым , А.А. Шахматовым , Д.Н. Ушаковым ). Теоретические основы орфографии как раздела языкознания были заложены Г.О. Винокуром .

Гласные – река, а согласные – берега звучащей реки

К.С. Станиславский

2. Гласные звуки

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона - без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слог способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные согласные (например, в чешском: vlk - волк). Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.

В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм - формировать ударение, участвовать в формировании интонации (в том числе эмоциональной - " “Как она пла-авает!” " - говорим мы, когда хотим выразить свое особенно теплое отношение). Гласные звуки в русском языке наиболее интенсивные и могут изменять свою длительность в очень широких пределах, в отличие от большинства согласных звуков. Акустически гласные звуки отличаются от согласных значительно большей суммарной энергией произнесения . Этот признак - суммарная энергия произнесения - важен не только для гласных, он позволяет также выделить среди согласных звуков особый класс сонорных звуков, или сонантов . Сонанты занимают как бы промежуточное положение по признаку суммарной энергии произнесения между гласными звуками и остальными (не сонорными) согласными - взрывными, шумными и аффрикатами . Сравните, как звучат слова с максимальным контрастом по интенсивности между согласными и гласными звуками (глухие взрывные согласные + гласные) и слова с минимальным контрастом (эти слова состоят из гласных звуков и сонантов).
кит – пакт – кепка – папа – сито
мал – нам – лавр – мама – норма - рама
Основа гласных звуков - тон. Гармонический характер тонового звука важен для речи -
гармонические колебания отличаются высоким уровнем энергии, а также тем, что энергия звука распределяется достаточно равномерно по всему акустическому спектру , тем самым звук становится устойчив к разного рода естественным шумам, которые в большинстве случаев локализуются в ограниченной спектральной области. Поэтому гласные звуки хорошо слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы зовем "ау-у-у!"); они могут быть достаточно короткими, однако сохраняют при этом свою интенсивность. Это свойство гласных звуков обеспечивает возможность такого основополагающего для фонетической системы русского языка фонетического явления, как количественная редукция гласных звуков.

Гласных звуков в русском языке шесть: а,о,у,и,ы,э.

Гласные характеризуются по месту образования (в зависимости от горизонтального движения языка различают гласные переднего, среднего и заднего ряда); по способу образования, что зависит от его вертикального движения (бывают гласные верхнего, среднего и нижнего подъёма). Кроме того, по участию губ гласные делятся на огубленные (когда мы произносим [о] и [у], губы округляются) и неогубленные.

Таблица классификации гласных звуков

3. Согласные звуки

Если гласных звуков в русском языке шесть, то согласных – тридцать шесть!

Согласные никак нельзя пропеть, они не похожи на музыкальные тоны, это скорее шумы. По мнению изобретателей слова «согласный», его предназначение состоит не в «соглашательстве» с гласным, а в том, что согласный можно произнести только с гласным.

Все согласные звуки немножко похожи друг на друга. Чтобы произнести их, нужно рот закрыть (хоть чуточку, а нужно). Из-за этого шум получается. Но шумят согласные по-разному. Ведь согласные бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Согласные различаются также по месту образования шума – в зависимости от того, где и какими органами речи образована преграда, которую должен преодолевать поток выдыхаемого воздуха. По этому признаку согласные характеризуются как губные и язычные. Губных согласных в русском языке десять: м,м", б,б",в,в",ф,ф",п,п". Шесть из них называются губно-губными, а четыре – губно-зубными.

Большинство согласных – язычные. Но и они разнообразны. Есть заднеязычные согласные, их шесть: г,к,х,г",к"х" (при их произношении задняя часть языка движется к задней части нёба). Среднеязычный согласный – только [й]. Произнесите слово я , которое начинается эти звуком: вы почувствуете, как средняя часть языка устремляется к средней части нёба.

Остальные девятнадцать согласных – переднеязычные : при их произношении язык устремляется вперёд – к зубам или переднему нёбу.

Разнообразны согласные звуки и по способу их образования. Выдыхаемый воздух может прорываться сквозь сомкнутые произносительные органы (образуются смычно-взрывные звуки) или «протираться» сквозь образованную ими щель (это свойственно щелевым звукам). Смычных (взрывных) звуков в русском языке двенадцать. Эти звуки очень краткие, их иногда называют мгновенными . В самом деле, - они звучат, как выстрел: б,б",п,п",д,д", т,т",г,г",к,к". Щелевых согласных четырнадцать. Это длительные звуки; они свистят, шипят, жужжат, «фыкают», «хыкают»: в,в",ф,ф",з,з",с,с",х,х",ж,ш,щ,й.

Два звука в русском языке называются слитными, потому что они наполовину смычные, наполовину щелевые:[ц] и [ч]. В самом деле: [ц] состоит из слившихся [т] и [с ], а [ч"]- из [т"]и [ш"].

Звуки [м], [м"],[н],[н"],[л],[л"] называются смычно-проходными ; в этих случаях произносительные органы в общем-то сомкнуты, но оставляют проход для воздуха: или через нос (образуются носовые звуки [м],[м"],[н],[н"] ), или по бокам языка (образуются боковые звуки [л],[л"] ).

Особо образуются звуки [р] и[р"], которые называются дрожащими; действительно, при их образовании язык многократно прикасается к переднему нёбу и отступает от него: дрожит, вибрирует. Пожалуй, этот звук по способу образования самый трудный, не случайно многие дети его не выговаривают.

Можно определить звонкий это или глухой звук, произнося его с закрытыми ушами. При произнесении звонкого согласного в ушах чуть-чуть звенит.

Ещё один признак, различающий согласные звуки: твёрдость и мягкость. Термины эти, конечно, условны: ведь звук нельзя потрогать пальцами, чтобы проверить, твёрдый он или мягкий. При образовании мягких звуков язык дополнительно (по сравнению с образованием твёрдых звуков) приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух, и получается звучание, условно названное мягкостью . Твёрдые звуки как бы выдуваются через широкую трубу, а мягкие – через узкую. Не все согласные могут быть и мягкими и твёрдыми. Например, согласные ж,ш,ц – всегда только твёрдые, а ч,щ –всегда только мягкие.

Между прочим, не во всех языках есть мягкие согласные. Поэтому мягкие звуки придают национальный колорит русской речи.

4. Звукопись

Звукопись – это соответствие фонетического состава фразы (чаще всего стиха) изображаемой картине. Ср. повтор звуков [ш], [п] и [н] в известных стихах А.С. Пушкина:

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

В самом термине «звукопись» мы видим две части: «звук» и «писать», то есть писать (изображать) звуками. Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.).

Звукопись - подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста. Звукопись проявляется, например, в звукоподражании, когда в словах слышатся звуки, воспроизводящие «голоса» природы.

Есть «звукоподражательные» слова, задача которых в том и состоит, чтобы передать звуки окружающего нас мира: мяу-мяу, ку-ку, бах и т.п. От них образуются глаголы, имена существительные, не услышать которые просто невозможно: мяукать, куковать, мяуканье и т.д.

Но бывает и так, что в художественном тексте звучание поддерживается и другими словами, которые «перекликаются» со звукоподражательными.

В стихотворных строчках слова будто просыпаются от волшебного сна, и мы слышим скрытое в них звучание. Прислушайтесь к пушкинским словам об осени. Вы услышите в них шелест опадающих листьев.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

В двух последних строчках звукопись создаётся свистящими и шипящими глухими звуками: [с-с-с-с-ш-с].

Но звукоподражание – это простейшее проявление звукописи. Звуковая инструментовка может создавать настроение, объединять слова, связанные по мысли и чувству. И вот тут возникает вопрос об оценке звука, о том общем впечатлении, которое он производит на слушателя: грубый это звук или нежный, приятный или неприятный. Например, считается, что [р] – резкий, грубый звук, а [л] – наоборот: нежный, плавный.

Может быть, действительно, отдельные звуки, не обладая значением, способны передавать какие-то оценочные признаки? Вопрос этот сложный и спорный. Интересные наблюдения по этому поводу вы можете найти в книге А.П. Журавлёва «Звук и смысл» . Вот один из экспериментов, проведённых им. Детям показали две куклы-матрёшки: большую и маленькую- и сказали, что это две сестрички, одну из которых зовут А, другую – И. Нужно было догадаться, какую сестричку зовут И.

Большинство детей показало на маленькую матрёшку. Почему вы удивились? Ведь ещё М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал об этом: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмени А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины…учащение письмен Е, И, Ю – к изображению нежности, ласкательства… или малых вещей…»

Как видите, М.В. Ломоносов замечал какую-то содержательность звуков и даже предлагал использовать их своеобразие для придания художественной речи большей выразительности.

Подобные впечатления, производимые звуками, называются фонетической значимостью . Она не обозначает ни понятия, ни предмета, её характеристика – это набор признаков: хороший, приятный, радостный, сильный, могучий, быстрый, подвижный, тёмный, страшный, маленький, лёгкий.

Писатель стремится вызвать у читателей наиболее полное впечатление, переживание, размышление. В художественном тексте становится «видным», укрупняется каждое слово не только по содержанию, но и по звуковому оформлению.

Часто писатели показывают звуковую сторону речи, характеризуя интонацию персонажей. Ведь действующие лица, как и реальные люди, говорят тихо и громко, медленно и быстро, грустно и весело, высоким и низким голосом. Кстати, в «Словаре эпитетов русского литературного языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло (Л., 1979) более четырёх страниц посвящено описанию голоса, который бывает бархатным и визгливым, звонким и бесцветным, рокочущим и воркующим, густым, вялым, журчащим, клокочущим, монотонным, натруженным, охрипшим, певучим – и мало ещё каким!

5. Звуки времён года

Когда мы произносим словосочетание времена года , то перед нами возникают одна за другой картины нашей родной природы, спокойная красота и очарование родного края в их неизменной, но всегда новой смене времён года.

Моросит дождь. Лиловые, багряные, золотые листья хороводом закружились в воздухе. Птицы улетают в тёплые края. Это печальная картина осени.

Перед нами возникает зимний пейзаж во всём великолепии морозного дня и переливающихся на солнце снегов.

Красавица весна приносит с собой тёплые денёчки, и природа оживает. Журчат весенние ручейки, весело щебечут воробьи.

Изумрудная травка, одуванчики, ромашки – это лето.

Еще в Древней Греции возник знаменитый лингвистический спор о том, как рождаются слова, как даются имена вещам. Одни мыслители древности считали, что имена даются «по соглашению», полностью произвольно, по принципу «как хотим, так и назовем». Другие полагали, что имя каким-то образом выражает сущность предмета, т. е. как бы предопределено для этого предмета заранее, по принципу «каждому - по его свойствам».

Древнегреческий философ Платон выбрал «золотую середину». Да, считает он, мы (коллектив носителей языка) вольны в выборе имени предмета, но это не воля случая, не свобода анархии. Свобода выбора ограничена свойствами предмета и свойствами звуков речи. По мнению Платона, в речи есть звуки быстрые, тонкие, громадные, округлые и т. д. И есть предметы быстрые, тонкие, громадные, округлые и т. д. Так вот, «быстрые» предметы получают имена, включающие «быстрые» звуки; «тонким» предметам подойдут имена с «тонким» звучанием; в состав имен для «громадных» предметов должны входить «громадные» звуки и т. п. Например, при произношении звука Р язык быстро вибрирует, поэтому Р - «быстрый» звук, и слова, обозначающие быстрое или резкое движение, включают, как правило, этот звук: река, стремнина, трепет, дробить, крушить, рвать, вертеть и т. д. (Заметьте, что примеры Платона в переводе на русский язык подтверждают рассуждения древнегреческого философа - содержат звук Р.)

А какие звуки подойдут временам года?

Провели эксперимент. В эксперименте участвовали 23 человека.

Задание: напишите звуки, которые ассоциируются с временами года.

Я попросила прокомментировать, почему выбраны именно эти звуки. У меня получились следующие результаты:

Осень

Золотые рощи

День был очень тихий, в больших облаках с просветами солнца. И куда попадал луч – там открывалась чудесная картина с золотыми рощами, и земля в этом свете так вспыхивала бодро по-своему, что если бы на картину, так никто и не поверил бы художнику.

М. Пришвин

[с, н] – серое небо, сырость; стаи галок и ворон

[ш] – шуршат листья

[х] –холодно

[р] – рябина

[д]- деревья с увядшими желтоватыми листьями; дождь моросящий

[м]- морозец утром

[к, ж]- курлыкают журавли, улетающие в тёплые страны

[в] – влажно

[л] – листья золотые, лиловые, багряные, жёлтые

Зима

Приметы зимы

День пасмурный, а мороз не боится и днём держится, и к вечеру ещё нарастает. И вот это-то и есть верный признак зимы: мороз и тучи создают благоприятные условия нового снегопада, а ведь ещё две-три таких пороши, как первая, и конец, всё будет завалено и не растает, и все наши охоты с гончими кончатся.

М. Пришвин

[ррр]- очень холодно зимой

[х]- хрустит снег, холод, снежные хлопья

[д] – деревья

[ш] – шапки снега

[з] – матушка-зима, зимний вечер, злой ветер

[с] –серебряный иней, снежинки пушистые, морозная свежесть; сосульки, сугроб, санки, снегопад, снежная белизна

[н] – ночи длинные

[л"] – лёд

[ж] – жемчуг

[ч"] – чудесная зима

[в] –воздух морозный; воет ветер; волшебница-зима; вьюга

[к] –крепкий мороз

[г]-горы снега

[м",м] –метель, мороз

[б] –блестящий иней, белый снежок; блестит снег разноцветными огоньками

[а] –алмазы сверкают на ветках деревьев

[у] – ветер завывает в трубах

Весна

Картина весны

Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик, лилово-розовый анемон наклонял нежную головку. Рои мошек и кучи насекомых показались на болотах; за ними в догон бегал уже водяной паук; а за ним и всякая птица в сухие тростники собралась отовсюду. И всё собиралось поближе смотреть друг друга. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. В деревне пошли хороводы. Гулянью был простор. Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах! Рай, радость и ликованье всего! Деревня звучала и пела, как бы на свадьбе. Н. Гоголь

[р] – ручейки

[л,л"]-листва, ландыши

[з,з"]-зелень изумрудная, первая зелень

[к]-клейкие листочки

[ш]-шум воды

[ж]-журчание ручейка, жаворонок, жёлтые цветочки

[п]-подснежник, почки берёзовые, полянка

[ч"]-черёмуха

[с]-солнце яркое; скворцы, сирень

[т,т"]-тихо, тепло

[м]-майские денёчки, молодая весна, март, май

[ф]-фиалка бледно-голубая

[в]-весна

[д]-дорожки, деревья; мелкий, тёплый дождь

[н]-незабудки у ручья

[о]-оттепель, ольха; оживает природа; одуванчики

[у]- пение птиц

[а]-апрель

Лето

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим.

Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля.

Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Л.Н. Толстой.

[ж]-жаркие дни

[б]-бабочки

[с]-красная смородина, соловей, сенокос

[ш]-шиповник, шмели

[к]-кувшинки, камыши, колокольчики, крыжовник, кузнечик

[ч"]- чёрная смородина

[р]-роса, радуга, радость, ромашки

[н]-голубоглазые незабудки

[д]-

[т]-трава; трескотня насекомых

[в"]-ветерок прохладный

[х]-

[ц]-цветы

[п]-широкий пруд, полынь, пчёлы

[м"]-

[ф]-фиолетовые звёздочки гвоздичек

[л"]-белые и жёлтые водяные лилии; лето красное

[з]-зелёный лес, знойный полдень, земляника

[о]-облака

Из результатов мы видим, что согласные звуки назывались чаще, чем гласные. Представляя себе времена года, учащиеся называли различные звуки и «привязывали» их к конкретным словам или явлениям природы.

Осень

Характеризуя осень, учащиеся назвали только твёрдые согласные звуки.

Сонорные согласные: [м],[р],[н],[л].

Шумные звонкие согласные: [в],[д],[ж].

Шумные глухие согласные: [к],[с],[ш],[х].

Зима

Сонорные согласные: [м],[м"],[н],[л"],[р].

Шумные звонкие согласные: [в],[д],[з],[ж],[г],[б].

Шумные глухие согласные: [к],[с],[ш],[х],[ч"].

Весна

Сонорные согласные: [м],[л"],[л],[р],[н].

Шумные звонкие согласные: [в],[д],[з],[з"],[ж].

Шумные глухие согласные: [п],[ф],[к],[т],[т"],[с],[ш],[ч"].

Лето

Сонорные согласные: [м"],[н],[л"],[р].

Шумные звонкие согласные:[в"],[д],[з],[ж],[б].

Шумные глухие согласные: [п],[ф],[к],[с],[ш],[х],[ц],[ч"],[т].

Не были названы звуки:

сонорный согласный [й"] и

шумный глухой согласный [щ].

Заключение

Нам дан во владение самый богатый, меткий,

могучий и поистине волшебный русский язык .

К. Паустовский

Я поняла, что звуковая речь даёт возможность выражать всё разнообразие наших мыслей и чувств. Красота и благозвучие русского языка связаны с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха особенно приятны.

Я узнала, что фонетика имеет большое прикладное или практическое значение:

1. При разработке методики обучения чтению.

2. При обучении чужому языку.

3.Знание фонетики необходимо при исправлении дефектов в произношении (логопедия).

4. Только на основе фонетических знаний можно научить звуковой речи глухонемых детей (они не слышат окружающих и потому сами не говорят).

5. Фонетическая осведомлённость необходима при создании письменности для бесписьменных народов.

Мне было очень интересно попробовать себя в роли исследователя. Может быть, у меня не всё получилось, но ведь я только учусь…

Список использованных источников и литературы:

1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.

2. Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1992.

3. Розенталь Д.Э. и Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-е испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.

4.Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/ В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.-Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.

5. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов, М., «Просвещение»,1985.

6. А.П. Журавлёв «Звук и смысл». Книга для внеклассного чтения учащихся старших классов. Издание -2-е, исправленное и дополненное. Москва «Просвещение», 1991.

Розенталь Д.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2е испр.и доп. М., «Просвещение», 1976

У начинающего ценителя чая возникает множество вопросов на эту тематику: какой чай можно назвать полезным, какой сорт зелёного чая выбрать?

Сегодня существует большое количество разных видов чая. Порой без помощи опытного человека, который знает толк в этом искусстве, новичку сложно разобраться самостоятельно и остановиться на конкретном сорте напитка.

Качественный зеленый чай нельзя сравнивать, ориентируясь лишь на ценовую категорию по причине того, что напиток даже с одинаковым названием может отличаться по цене на значительную сумму

Поэтому чтобы стать знатоком благородного напитка, научиться отличать низкосортный чай от качественного, нужно познать аспекты, необходимые при его выборе.

Итак, у старого чая листики не имеют одинаковой формы, тусклые, жесткие на ощупь. Листья молодого чая очень яркие, имеют сильный аромат, правильную форму, на ощупь имеют приятную мягкую и бархатистую структуру.

Характерной отличительной особенностью является то, что при растирании лепестков в ладонях некачественный чай быстро раскрошится, в отличие от хорошего, который сохранит плотность структуры.

Также важно обратить внимание на структуру чая при его заваривании. У настоящего чая листья мгновенно разворачиваются, появляется приятный аромат из-за содержания эфирных масел, кофеина, раствор становится похож на прозрачный нефрит, постепенно цвет становится желтоватым.

Старый же чай не даст насыщенного аромата, запах скорее приглушен, листики потухшие. Цвет жидкости сразу становится мутно-желтым.

Учтите, что некоторые виды зеленого чая, которые лежат на полках в современных магазинах ароматизируются даже не маслами, а искусственными заменителями.

При покупке зеленого чая не забывайте, что самый качественный продается в виде крупных листьев, в отличие от более экономного варианта в виде мелкого помола.

У молодого зелёного чая после употребления сохраняется ярко выраженное послевкусие, оттенки вкуса имеют несколько граней ("цветочные", "молочные", "медовые" и др.), его можно многократно заваривать (более 7 проливов), также чувствуется эффект расслабления и прилива сил.

Таким образом, верно подобранный, истинный зеленый чай способен оказывать оздоравливающее влияние на организм. И чтобы стать правильным "чайным человеком", нужно погрузиться в мир разнообразия, пробовать очень много сортов, чтобы составит свою чайную карту.

10/05/2016 10:49

Чай, вне зависимости от цвета, занимает одно из главных мест в рационе человека, поскольку является самой потребляемой жидкостью. Чай – это источник полезных веществ, тонизирующее средство, способное зарядить энергией на весь день, также чай служит обычным дополнением посиделок с друзьями или задушевных разговор на кухне.

Кроме привычного черного чая все большую популярность приобретают зеленые сорта, при этом разобраться в имеющемся разнообразии бывает очень непросто.

Что такое зеленый чай?

Перед тем как ответить на вопрос, как правильно выбрать зелёный чай, давайте разберемся, что оно собой представляет? Зеленый чай относится к особому виду напитков, получаемых из чайного листа, при этом особенность состоит в том, что черный и зеленые сорта получаются с одного и того же куста, все зависит от обработки сырья. Как правило, для приготовления качественного зеленого чая используются пара верхних листочков куста, в которых, как считается, самое высокое содержание полезных веществ и микроэлементов. После сбора полученное сырье отправляется на обработку, процесс которой или полностью исключает ферментацию или требует ее в минимально объеме.

Только свежие листья чайного куста с самой его верхушки могут стать в конечном итоге элитным напитком.

Термин «ферментация» вошел в обиход именно с появлением на прилавках различных сортов чая, таких как белый, зеленый, бирюзовый и прочих. На самом деле под этим не совсем понятным простому обывателю словом, скрывается элементарный процесс брожения. Во время обработки чайного листа при изготовлении черных сортов он подвергается высушиванию и скручиванию, что приводит к нарушению структуры и выделению сока, который начинает бродить в условиях повышенной влажности. Длительность ферментации влияет на цвет напитка в дальнейшем. При этом в процессе ферментации полезные свойства чайного листа не пропадают, они просто изменяются, а вот содержание кофеина значительно снижается.

Но стоит вернуться к зеленому чаю. Отсутствие процесса ферментации позволяет сохранить листу его естественный природный зеленый цвет и придать напитку узнаваемый вкус и аромат, присущий только зеленому чаю. Некоторые отмечают, что зеленый чай иногда пахнет рыбой. Этому есть два объяснения:

  • по мнению китайцев, являющихся законодателями чайной моды, наиболее ценные сорта должны иметь чуть заметный рыбный запах, что говорит о высоком содержании в чае белка. Также в сортах чая, ароматизированных цветками различных растений, допускается присутствие рыбного запаха, поскольку цветы имеют способность накапливать диметиламин, а это именно то вещество, которое дает рыбный запах. Для устранения аромата сырой рыбы китайцы применяют лепестки цветов жасмина;
  • в случае наличия резкого рыбного запаха следует проверить срок годности или же качество чая, поскольку для дешевых сортов в виде удобрения применяются отходы рыбного производства, которые могут придавать напитку подобный аромат.

Правильно обработанный чай сохраняет свой зеленый оттенок в сухом состоянии.

Правильно приготовленный и заваренный зеленый чай не должен иметь посторонних запахов, кроме специфического насыщенного аромата именно чая. Дальнейший процесс обработки чайного листа заключается в подвергании его воздействию высоких температур, что помогает не только высушить лист, но остановить протекающие в сорванном листе окислительные процессы. Это достигается посредством обжаривания, пропаривания или просто фиксации горячим воздухом.

Как правильно выбрать зелёный чай?

Выбор зеленого чая зависит от двух параметров, которые можно условно назвать субъективными и объективными. Субъективный фактор при выборе сорта – это желание и осознание, что хочется от приобретаемого продукта. Объективный параметр – соответствие критериям качества, поскольку зеленый листовой чай должен соответствовать нормам и требованиям качества, которые задокументированы Роспотребнадзором.

При определении в своем желании следует понять, что требуется от продукта, поскольку все зависит от степени обработки. Длительный процесс брожения приводит к получению более насыщенного и густого напитка, приостановленный раньше срока он приведет к сохранению в чае комплекса имеющихся аминокислот и витаминов групп С и РР. Среди простых людей, которые только начинают погружение в мир чая, все сорта, отличающиеся от привычного традиционного черного напитка, принято называть зелеными. По-настоящему же зеленый чай тот, интенсивность ферментации которого составляет всего 3%. Это чайный лист, в котором процесс окисления был прерван сразу же после сбора. К числу наиболее известных сортов настоящего зеленого чая относятся Сиху Лунцзин, Дунтин Билочунь, Люань Гуапянь, Синьян Маоцзянь, Тайпин Хоукуй. Среди данных сортов следует отдельно выделить Лунцыз и Маофэн, которые являются идеальным вариантом для первого знакомства с зеленым чаем, поскольку не так требовательны к процессу заваривания и допускают ошибки при соблюдении температурного режима воды.


Лучшим способом храненения чая будет помещение его в жестяную тару.

К числу наиболее ферментированных сортов, чей уровень ферментации составляет 50%, относится чай улун, который также считается зеленым, хотя на самом деле он является бирюзовым сортом чая. Улун или оолон отличается насыщенным ароматом, в котором присутствует выраженная парфюмерная нота, при заваривании постепенно сменяющаяся от масляных нот до сладких фруктовых оттенков. Данный чай следует заваривать при самой высокой температуре воды примерно в 90 градусов, что даст возможность полностью раскрыться напитку.

Самым простым способом выбрать наиболее оптимальный сорт, особенно в самом начале знакомства с чайной церемонией и зеленым чаем, является посещение специализированного клуба или же магазина. Как правило, в небольших лавках, торгующих настоящими элитными сортами зеленого чая, имеется грамотный консультант, который подробно расскажет обо всех сортах и нюансах выбора. При этом в подобном магазине у покупателя существует реальная возможность рассмотреть чай, пощупать его, проверить аромат и качество. Объективным параметром выбора зеленого чая является его качество.

Цвет

Главным критерием качества зеленых сортов чая является его цвет. Чаще всего правильно приготовленный чайный лист в сухом состоянии сохраняет заметный зеленый оттенок. Градация зеленого может варьироваться от серебристого с небольшим тусклым блеском до темно-зеленого. Оттенок будет зависеть от конкретного сорта. Если лист слишком темный, то это может быть свидетельством его перегрева в процессе обработки, что служит показателем некачественного продукта, поскольку такой чайный лист не принесет пользы. Считается, что самые качественные обладают фисташковым цветом.

Время сбора

Еще одним важным параметром, определяющим качество напитка и зеленого чая, является время года, когда он был собран. Этот показатель непосредственно влияет на вкус получаемой заварки. Чайный лист, собираемый в весенний период, придаст готовому напитку сладковатый привкус, а летний урожай будет отдавать чуть заметной горчинкой. Свежим считается чай собранный в текущем году, при хранении сухого продукта более года он считается уже старым.

Для визуального определения возраста заварки следует внимательно рассмотреть сухую смесь. При наличии в общем количестве сухой заварки мусора, ломаных листов или палочек более 5% принято считать такой продукт старым.

Влажность

Качественное хранение подразумевает влажность в пределах от 3 до 6%. При этом условия влажности для чая сродни таковым для любых сухих продуктов. Чем больше влажность, тем хуже продукт. При достижении влажности в 20% зеленый чай начинает плесневеть и отсыревать, что лишает его полезных свойств и делает вредным для потребления. Выяснить степень влажности чая очень просто, достаточно взять несколько листочков и попробовать перетереть их пальцами. Излишняя ломкость или быстрое превращение в пыль говорит о том, что заварка пересушена или очень долго хранилась.

Название

Каждый сорт зеленого чая носит свое имя, позволяющее идентифицировать, что увидит потребитель после приобретения чая в упаковке. Как правило, маркировка говорит о размере листа. Крупнолистовой зеленый чай именуется Gunpowder, средний лист с примесью крупных фракций обозначается Imperial, чайный лист средних размеров называется Young Hyson, мелкий лист носит имя Twankay. Последним видом чая по степени размера листа является просто пыль, которая называется Hyson Skin. Также в названии может присутствовать нумерованная маркировка, которая означает качество чайного листа. Самый лучший по качеству чай имеет маркировку «экстра», а все последующие уровни качества нумеруются от 1 до 7.


На каждой упаковке качественного зеленого чая должно быть название, говорящее о размере чайного листа.

В процессе выбора упакованного чая необходимо обращать внимание на целостность пачки, присутствие логотипа производителя, полного названия фирмы изготовителя и ее адреса, страны происхождения чая, сорта, массы и даты изготовления.


Интересное видео о выборе зеленого чая:

Выбор зеленого чая может показаться достаточно сложным процессом в силу обилия сортов, но стоит лишь немного окунуться в удивительный мир чая, чтобы понять все тонкости и нюансы и выбирать исключительно качественный продукт для получения ароматного и бодрящего напитка, обладающего пользой и приносящего наслаждение.

Здесь речь пойдет о том, и как выбрать его. Как вы уже знаете, чай произошел с Китая, а там и по сей момент, чайная церемония-это целый ритуал со своими тонкостями этого дела. Китайцы еще называют зеленый чай- «самое мудрое из всех растений» и «огонь жизни», что так и есть, сам уже 13 лет пью его почти каждый день, и он действительно развивает такие качества как: мудрость, силу духа, понятие смысла жизни, и очень очень еще много чего… Я скажу даже так: «Зеленый чай-это философия и психология жизни!» Он меняет сознание человека и его душу в лучшую сторону бытия, вы делаетесь ближе к Богу и к высшим силам разума, вы познаете скрытые возможности мира сего, это вы со временем поймете, когда полюбите этот чай всей душой!

Как выбрать зеленый чай

Сортов зеленого чая огромное количество. Но лучшими считаются китайские крупнолистовые. Чай производят различные компании, и они всегда пишут свое название на упаковке, всегда смотрите на качество упаковки, там должны быть указаны: вес, срок годности, имя компании изготовителя, сорт чая и так далее…, там, где нет полной информации о чае и сама упаковка выглядит «криво», то лучше не покупать такой чай. А еще, лучше и надежнее, покупать чай в чайных лавках(магазинах), где он на развес продается и вам его можно изучить и даже попробывать, там дают исчерпывающую информацию. Сам покупаю в таком магазине мой любимый Би Ло Чунь (Изумрудные спирали весны), это один из самых элитных чаев мира.

Качественный зеленый чай , по своему опыту и многих чаеводов, чем светлее, тем лучше (соответственно еще в сухом виде), он должен быть светло-зеленый, даже бело-зеленый, но тут еще играет роль вид сорта, здесь внимательно смотрите. Лучшим считается чай с молодых листочков(флеши), и с типсами (это почки чайного куста, не до конца распустившиеся), но такой чай обычно и стоит дорого, это элита.

Всегда смотрите, чтобы не было мусора в чае, это: много стебельков, чайной пыли, ломаные листья разных размеров. Срок хранения чая обычно 2 года, но если ему уже 1 год, то лучше найти по свежее. Еще можно так проверить срок годности: возьмите чаинку и разотрите пальцами, она не должна растереться в пыль, должна почти сохранить форму, а если растерлась в пыль-это уже просроченный чай.

Настоящий зеленый чай , если его уже заварить, должен иметь настой от желто-зеленого до светло-зеленого и быть прозрачным, листочки в настое-полностью распустившиеся.

Вкус-обычно слегка горьковатый и вяжущий.

Как правильно заваривать зеленый чай

Итак, обычно лучшая посуда для заварки, это конечно же глиняный чайник, он сохраняет все вкусовые качества чая и дает ему, так скажем, дышать вовсю, но иногда трудно достать такой чайник, и тогда я советую фарфоровый или другую керамику. У меня на сей момент фарфоровый, также обязательно нужно ситечко небольшое (у меня металлическое), это чтобы чай процедить от чайной пыли и прочих частиц.

Какой температуры должна быть вода? Я считаю, только что закипевшая (100 градусов), также вам скажет и любой китаец, который употребляет чай ежедневно. Тут конечно еще от сорта чая зависит, одним надо крутой кипяток, а другим сортам «белый ключ» (это чуть-чуть не закипевшая вода, но уже со дна посуды вверх подымаются пузырьки, где-то 80-90 гр.).

Как закипела вода, ее наливаем в пустой чайник, чтобы прогреть стенки чайника, подготовить место чаю, и сразу выливаем назад в посуду. Потом засыпаем чай, из расчета: 1 чайная ложка на 100-150 мл воды, но тут по желанию, я люблю очень крепкий чай и сыплю в 3-4 раза больше. Как засыпали чай, залейте его этой водой кипяченой, чтобы вода немного покрывала чай, минуту подождите и слейте всю воду. Этим действием мы подготовили чайный лист к раскрытию и полной отдачи вкуса и аромата, а также это называется- промывка чая, очищение. Теперь можно заливать чай кипятком, или только что остывшим кипятком, но если сильно остынет, то может плохо завариться и чайный лист не раскроется на полную.

Когда будете заливать, то немного не до края чайника, этим нужно оставить место для пенки, а хорошая пена-это показатель качественного чая. Время настаивания чая-обычно 10 минут, также иногда от сорта зависит, можно и 5 минут. После того, как настоялся, в чашку лучше наливать через ситечко, этим мы его процедим. Настоятельно рекомендую пить зеленый чай без сахара и без разных добавок, только в чистом виде как наши древние предки. Надеюсь, я вам помог объяснить, как правильно заваривать зеленый чай . Приятного чаепития!!!

Заваривать можно неоднократно, но лучшими считаются 2 и 3 заварки. Чай допили, опять залили, настоялся и пить…и так неоднократно.

Интересно, а вы пробовали зеленый чай хоть раз?

Я ПОЙМАЛ КОТА!!! А ВАМ СЛАБО???

Логическая игра: нужно окружить кота, нажимая на круги, чтобы он не убежал с поля! Если не получилось-игра начнется заново.